Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Шлопак С.А, Сенчуковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Колесниченко И.А. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 1 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 августа 2023 г. по гражданскому делу N 2-1098/2022 по иску Колесниченко И.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании включить в стаж периоды работы, произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Колесниченко И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее по тексту ГУ ОПФ РФ по СПБ и ЛО), в котором с учётом уточнений заявленных требований, просила признать незаконным решение N 9-88-19-74149321 от 07.02.2022 г. в части не принятия к зачету Архивной справки N 16.07-09/1075- С-590/02 о заработной плате, выданной Администрацией г. Горловка Донецкой Народной Республики, обязать ответчика принять справку к зачету с проведением перерасчета пенсионных прав истца, включить в страховой стаж истца периоды работы: с 05.01.1997 - 24.12.1998 - в должности "буфетчика", с 25.12.1998 - 31.12.2001 - в должности "директора", с 15.06.2006 -31.12.2013 - уход за инвалидом.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 16.09.2021 г. обратилась в ГУ ОПФ РФ по СПб и ЛО с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях. Решением N 9-88-19-74149321 от 07.02.2022 г. истцу отказано во включении в трудовой стаж вышеуказанных спорных периодов работы на территории Республики Украина, в связи с отсутствием подтверждения трудового стажа. Решение пенсионного органа истец полагает незаконным, нарушающим ее права на назначение страховой пенсии по старости.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 1 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 августа 2023 г, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истца ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, истец направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со ст. 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В пункте 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" указано, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Украина является участником данного Соглашения.
В силу статьи 7 указанного Соглашения, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств- участников соглашений, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 30), Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 15. 12.2001 г. N 166- ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. N 1015, в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
В частности, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В силу статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Согласно статье 22 указанного Федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Вместе с тем, как следует из абзаца 6 пункта 1 Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. N 1-369-18 при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
На основании частей 1, 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, а начиная с 01 января 2016 года она ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании части 3 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
С учётом переходных положений статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что на 2021 год определена продолжительность страхового стажа не менее 12 лет, величина индивидуального коэффициента - не ниже 21, 0.
По правилам части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу п. п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абз. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 (далее - Правила N 1015) предусмотрен порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно п. 4 Правил N 1015 при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 11 Правил N 1015 предусмотрено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 43 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержались в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
В силу разъяснений данных в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173- ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Следовательно, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 59 Правил от 02.10.2014 г. N 1015 документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.
Согласно п. 64 Правил от 02.10.2014 г. N 1015, если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке.
При установлении пенсий в рамках Соглашения от 13.03.1992 необходимо документальное подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашения, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов).
Периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно статье 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" а страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до для вступления в силу Федерального масоне и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, из указанных норм следует, что пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, осуществляется с применением "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г.; при этом, при установлении пенсий в рамках Соглашения от 13.03.1992 г. необходимо документальное подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашения, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов). Периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Для реализации права на назначение пенсии на территории Российской Федерации необходимо документально подтвердить следующие юридически значимые факты: наличие права на пенсию на территории Российской Федерации и прекращение выплат пенсии на территории государства прежнего проживания.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что Колесниченко И.А. являлась гражданкой Украины.
20.12.2019 г. Колесниченко И.А. выдан паспорт гражданина Российской Федерации, с 09.09.2021 г. Колесниченко И.А. зарегистрирована по адресу: "адрес".
16.09.2021 г. Колесниченко И.А. обратилась в ГУ ОПФ РФ по СПб и ЛО с заявлением о назначении пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пениях" с применением норм Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. При обращении с соответствующем заявлением о назначении пенсии истцом указано, что она не является получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.
Решением ГУ ОПФ РФ по СПб и ЛО N 441-99-19-741493/21 от 28.12.2021 г. Колесниченко И.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В стаж, дающий право на назначении пенсии учтены периоды: с 13.03.1985 - 31.12.1990 - работа; с 31.03.2015 - 05.02.2016 - работа; с 15.02.2016 по 31.12.2016 - работа (общий стаж 09 лет 00 месяцев 03 дня).
В этом же решении разъяснено, что при повторном обращении вопрос о назначении страховой пенсии по старости может быть решен положительно при наличии страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21.
Решением ОПФ РФ по СПб и ЛО N 9-88-19-741493/21 от 07.02.2022 г. Колесниченко И.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (по состоянию на дату обращения величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 16, 198).
В стаж, дающий право на назначении пенсии учтены следующие периоды: с 20.09.1983 по 12.03.1985 - период ухода за ребенком, 20.09.1983 года рождения, до достижения им возраста полутора лет; с 13.03.1985 по 04.01.1997 - работа; с 19.08.2002 по 13.08.2003 - получение пособия по безработице; с 31.03.2015 по 05.02.2016 - работа; с 15.02.2016 по 31.12.2016 - работа (общий стаж 16 лет 00 месяцев 01 день).
В данном решении указано, что не подлежат зачету в страховой стаж следующие периоды: с 01.09.1982 по 19.09.1983 - учеба в техникуме; с 05.01.1997 по 24.12.1998 - работа; с 25.12.1998 по 01.08.2002 - работа; с 15.08.2003 по 13.06.2006 - работа (управлением направлен запрос в компетентный орган Донецкой Народной Республики о подтверждении стажа, приобретенного на территории иностранного государства, по истечении 3-х месячного срока ответ не поступил).
Из трудовой книжки на имя Колесниченко И.А. следует, что 05.01.1997 г. на основании пр.1к от 05.01.1997 г. она принята по переводу в ЗАО "Пищеторг" на должность буфетчика 3р. ресторана "Жигули; пр. 9к от 20.11.1998 г. переведена директором ресторана "Жигули"; 17.12.1998г. предприятие переименовано в ООО "Эвита" на основании решения исполкома; 24.12.1998 г. Колесниченко И.А. уволена по переводу в ООО "Жигули" ст. 36 п. 5 КЗоТ Украины в связи с выходом из состава ООО "Эвита"; 25.12.1998 г. принята директором ООО "Жигули" в связи с выходом из состава ООО "Эвита" и созданием ООО "Жигули" на основании решения горисполкома от 24.12.1998 г.; 01.08.2002 г. уволена по соглашению сторон ст. 36 п. 1 КЗоТ Украины.
Из справки от 17.06.2021 г, представленной архивным отделом администрации города Горловка, в документах по кадровым вопросам и начислению заработной платы работникам предприятия архивного фонда ООО "Эвита" за 1998 - 2011 года (ранее - ЗАО "Пищеторг" переименовано на основании решения Горловского горисполкома от 15.12.1998 г. и свидетельства N 2882 от 17.12.1998 г. в ООО "Эвита"), следует, что Колесниченко И.А. не значится, документы по кадровым вопросам ООО "Жигули" на хранение в трудовой сектор архивного отдела не поступали.
Из архивной справки N 16.07-09/1075-С-590/02 от 17.06.2021г. архивного отдела администрации города Горловка следует, что за период с мая 1991 года по апрель 1996 года имеются сведения о начисленной Колесниченко И.А. заработной плате, наименование денежных единиц в документах по начислению заработной платы отсутствуют, потому в справке не указаны. Определить суммы единоразовых выплат не представляется возможным.
Из представленной справки управления труда и социальной защиты населения администрации Центрально-городского района г. Горловка от 26.07.2014 г. N 5223/30.09 усматривается, что Колесниченко И.А. состояла на учете в Центрально-Городском управлении труда и социальной защиты населения Горловского городского совета, как получатель государственной социальной помощи (компенсации) физическим лицам, которые постоянно предоставляют социальные услуги инвалидам, которые не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянном посторонней помощи, за инвалидом 1 группы - Коротковым В.А, 04.03.1954 года рождения, согласно постановлению КМУ от 29.04.2004 г. N 558; уплата страховых взносов проведена с 15.06.2006 г. по 31.12.2013 г.
В период с 19.08.2002 г. по 14.08.2003 г. Колесниченко И.А. получала пособие по безработице, что подтверждается справкой Горловского городского центра занятости от 01.07.2021 г.
Из справки, представленной по запросу ГУ ОПФ РФ по СПб и ЛО из Пенсионного фонда Донецкой народной Республики от 15.12.2021 г. N 27849/037 следует, что Колесниченко (Рудивец) И.А, является получателем пенсионных выплат в Государственном бюджетном учреждении "Управление пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Никитовском районе г. Горловки".
Также судом установлено, что по состоянию на 16.09.2021 г. (дата обращения в ГУ ОПФ РФ по СПб и ЛО), а также на дату принятия решения Колесниченко И.А. являлась получателем пенсии на территории иностранного государства; при обращении в ГУ ОПФ РФ по СПб и ЛО с заявлением о назначении пенсии истцом указано, что получателем пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства она не является, т.е. Колесниченко И.А. представлены недостоверные сведения о неполучении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства, в то время как Колесниченко И.А. являлась получателем пенсии на территории самопровозглашенной Донецкой Народной Республике.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований с учетом того, что материалами дела подтверждается, что на момент рассмотрения дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих прекращение выплат ей пенсии на территории Донецкой Народной Республики; при этом оценка пенсионных прав и назначение истцу пенсии возможно только после прекращения выплаты истцу пенсии в Донецкой Народной Республике и поступления по новому месту жительства пенсионного дела.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательства и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При проверке законности и обоснованности постановленного решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции также установлено следующее.
Из представленной справки ГБУ Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики Никитовский г. Горловка от 24.11.2022 г. N 5524/03 следует, что Колесниченко И.А. является получателем пенсии по возрасту в ГБУ Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики Никитовский г. Горловка с 24.03.2020 г. по настоящее время. На основании личного заявления и представленных документов начальником ГБУ Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики Никитовский г. Горловка было принято решение о назначении Колесниченко И.А. пенсии по возрасту с 24.03.2020 г. пожизненно и оформлен протоколом 870 от 23.04.2020 г.
Из представленного на запрос суда апелляционной инстанции ответа из ГБУ Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики Никитовский г..Горловка от 17.05.2023 г, следует, что Колесниченко И.А. состоит на учете в ГБУ Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики Никитовский г..Горловка, является получателем пенсии по возрасту, назначенной с 24.03.2020 г..по нормам Закона Украины от 09.07.2003 г..N 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании". Пенсия исчислена при страховом стаже 23 года 03 месяца 25 дней. Размер пенсионной выплаты Колесниченко И.А. с учётом повышений, проведенных на территории Республики, составляет 10000, 00 руб. В соответствии с Порядком выплаты и доставки пенсии, утвержденным Указом главы Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 г..N 158, пенсионная выплата Колесниченко И.А. осуществляется ежемесячно через отделения Центрального Республиканского Банка согласно установленному графику. Задолженность по пенсионным выплатам отсутствует. В связи с вступлением в силу с 01.03.2023 г..Федерального закона от 17.02.2023 г..N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области", Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Донецкой Народной Республике проводится работа по организации проведению пересмотра ранее назначенных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Законом предусмотрено проведение пересмотра пенсии с 01.03.2023 г..при обращении гражданина с соответствующим заявлением с 01.03.2023 г..по 29.02.2024 г..Пересмотр осуществляется на основании заявления, дополнительно предоставленных документов, а также документов, имеющихся в пенсионном деле. В целях реализации права на пенсионное, дополнительное социальное обеспечение и другие выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, разработан Временный порядок по оказанию практической помощи территориальными органами Социального фонда России. В соответствии с Регламентом Временного порядка пенсионные дела отдельных граждан - получателей пенсионных выплат (в том числе и пенсионное дело Колесниченко И.А.) направлены в подведомственное отделение СФР по Рязанской области.
Судом апелляционной инстанции истребовано из СФР по Рязанской области пенсионное дело Колесниченко И.А, переданное из Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики Никитовский г. Горловка N 179486, из которого следует, что 16.04.2020 г. Колесниченко И.А. обратилась с заявлением в ГБУ Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики Никитовский г. Горловка о назначении пенсии по возрасту.
Сведений о прекращении пенсионных выплат истцу пенсионное дело не содержит.
На основании установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции указал, что материалами дела подтверждается, что Колесниченко И.А. состоит на учете в ГБУ Управление Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики Никитовский г. Горловка, является получателем пенсии по возрасту, назначенной с 24.03.2020 г. по нормам Закона Украины от 09.07.2003 г. N 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"; пенсия истцу исчислена при страховом стаже 23 года 03 месяца 25 дней; размер пенсионной выплаты Колесниченко И.А. с учётом повышений, проведенных на территории Республики, составляет 10 000 руб.; при этом Колесниченко И.А. назначена пенсия по возрасту с 24.03.2020 г. пожизненно; пенсионная выплата Колесниченко И.А. осуществляется ежемесячно через отделения Центрального Республиканского Банка согласно установленному графику; задолженность по пенсионным выплатам отсутствует, в связи с чем выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований признаны судом апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указано, что действующее законодательство не исключает возможность учета при пересмотре пенсии, ежемесячно назначенной выплаты, на основании соответствующего заявления, документов, прилагаемых к заявлению, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионного обеспечение, в том числе содержащихся в выплатном деле, страховых взносов за периоды работы, протекавшие на территории Донецкой Народной Республики и поскольку в настоящее время Донецкая Народная Республика входит в состав территории Российской Федерации, истец не лишена возможности обратиться в любой территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации с заявлением о пересмотре ей как гражданке Российской Федерации ранее назначенной пенсии в соответствии с Законом Украины от 09.07.2003 г. N 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", и ее выплаты по законодательству Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Как верно указано судами первой и апелляционной инстанции оценка пенсионных прав и назначение истцу пенсии возможно только после прекращения выплаты истцу пенсии в Донецкой Народной Республике и поступления по новому месту жительства пенсионного дела.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, являлись предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 1 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Колесниченко И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.