Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 13 октября 2023 года кассационную жалобу Бибишева Д.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 сентября 2023 года по административному делу N 2а-2384/2023 по административному исковому заявлению прокурора города Набережные Челны Республики Татарстан (далее - прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании постановлений Исполнительного комитета города Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ИКМО города Набережные Челны) о выдаче разрешений на использование земельных участков.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя заинтересованного лица Бибишева Д.М. - Ахметова Р.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова В.Н, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
28 октября 2022 года ИКМО города Набережные Челны по заявлению Бибишева Д.М. принято постановление N 5950 "О выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" (далее - постановление N 5950).
Указанным постановлением Бибишеву Д.М. разрешено использовать земельный участок с кадастровым номером N, имеющий вид разрешенного использования "земельные участки, занятые скверами (сквер)", для размещения проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог (л.д. 15, 19, т.1).
Также 28 октября 2022 года ИКМО города Набережные Челны по заявлению Бибишева Д.М. принято постановление N 5952 "О выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации" (далее - постановление N 5952).
Указанным постановлением Бибишеву Д.М. разрешено использовать земельный участок с кадастровыми номерами N, имеющий вид разрешенного использования "земельные участки, занятые скверами (сквер)", а также земельный участок с кадастровыми номерами N, имеющий вид разрешенного использования "земельный участок, предназначенный для размещения проездов (проезд, разворотная площадка к выставочному центру) - без права жилой застройки" для размещения проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог (л.д. 7, 20, 21, т.1).
Усматривая незаконность вышеназванных постановлений, прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, приводя доводы о невозможности использования земельных участков в соответствии с видом их разрешенного использования.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 апреля 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 сентября 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о признании незаконными постановлений N 5950, 5952.
В кассационной жалобе Бибишев Д.М. просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, указывая на неправильное применение норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером N строительство объекта Бибишевым Д.М. не ведется, при этом ранее постановлениями ИКМО города Набережные Челны от 17 июня 2019 года N 3077 и от 4 февраля 2020 года N 460 Бибишеву Д.М. выдавалось разрешение использовать часть земель кадастрового квартала N для размещения проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, в связи с чем пришел к выводу о законности оспариваемых постановлений.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая постановления N 5950, 5952 незаконными, суд апелляционной инстанции исходил из того, что указанные в данных постановлениях земельные участки имеют вид разрешенного использования "земельные участки, занятые скверами", что свидетельствует о невозможности использования данных земельных участков для размещения проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог, в связи с пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Перечень оснований, при которых осуществляется использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, установлен в пункте 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, среди которых размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 того же кодекса виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 - 2 и 3.1 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300, в который включены проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 12 названного перечня).
Порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 5 июня 2015 года N 416.
Подпунктом "д" пункта 14 указанных Порядка предусмотрено, что отказ в разрешении на размещение объектов принимается в частности в случае, если размещение объектов на планируемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования.
Таким образом, невозможность использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования исключает возможность размещения на нем объекта, размещение которого приводит к невозможности такого использования.
Как установлено судом апелляционной инстанции, постановлением N 5952 Бибишеву Д.М. разрешено использовать земли, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами N и N. Поскольку земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "земельные участки, занятые скверами (сквер)", что не соответствует заявленным Бибишевым Д.М. целям использования данного участка - для размещения проездов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности постановления N 5952 в полном объеме.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено, что земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "земельный участок, предназначенный для размещения проездов (проезд, разворотная площадка к выставочному центру) - без права жилой застройки", что соответствует заявленным Бибишевым Д.М. целям использования данного участка - для размещения проездов.
При таких обстоятельствах правовые основания для признания постановления N 5952 незаконным в полном объеме у суда апелляционной инстанции отсутствовали.
Кроме этого суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела надлежало выяснить, какие подъездные пути к объекту капитального строительства были отражены в проектной документации застройщиком Бибишевым Д.М. при получении разрешения на строительство, согласно требованиям подпунктов "л", "м" пункта 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87. То есть, определить, обеспечен ли объект строительства подъездными путями либо требовалось предоставление застройщику земельного участка для размещения проезда.
Для этих целей суду апелляционной инстанции следовало истребовать проектную документацию на осуществление строительства и на основании ее оценки установить юридические значимые обстоятельства для правильного разрешения административного спора.
В силу изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу судом апелляционной инстанции не приняты, в связи с чем судебный акт нельзя признать законным, он подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 сентября 2023 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 26 декабря2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.