Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 19 октября 2023 года кассационную жалобу Ишеева Ильдара Искандаровича на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 августа 2023 года по административному делу N 2а-2033/2023 по административному исковому заявлению Ишеева И.И. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 39 по Республике Башкортостан, Управлению Министерства юстиции по Республике Башкортостан о признании решения незаконным.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ишеев И.И. (далее - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС России N 39 по Республике Башкортостан), Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании решения незаконным.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец являлся управляющим делами Централизованной религиозной организации "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" (далее по тексту ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан"), а также директором общества с ограниченной ответственностью "Алтын Курай" (далее по тексту ООО "Алтын Курай").
29 апреля 2019 года Президиумом ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" было принято решение об избрании Биргалина А.А. председателем-муфтием, который, по мнению административного истца, не соответствовал требованиям, предъявляемым к его статусу и законных оснований для его избрания, не имелось.
Запись о том, что Биргалин А.А. стал председателем-муфтием ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" внесена в ЕГРЮЛ 18 июня 2019 года.
Административный истец полагает, что Управление Министерства юстиции по Республике Башкортостан должно было проверить соответствие порядка избрания на должность председателя-муфтия ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" Биргалина А.А. Уставу ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан", что сделано не было, и повлекло нарушение прав административного истца.
В этой связи, обратившись в суд, Ишеев И.И. просил признать незаконным решение МИФНС России N 39 по Республике Башкортостан о внесении в ЕГРЮЛ запись от 18 июня 2019 года о назначении на должность председателя-муфтия ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" Биргалина А.А. незаконным и недействительным с момента его принятия; возложить на МИФНС России N 39 по Республике Башкортостан обязанность исключить указанную запись из ЕГРЮЛ; признать незаконным и недействительным с момента принятия распоряжение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от 7 июня 2019 года N 982-р о внесении изменений в ЕГРЮЛ сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы записи о назначении на должность председателя-муфтия ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" Биргалина А.А, и направлении данных сведений в Межрайонную ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан; обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан отменить распоряжение от 7 июня 2019 года N 982-р о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, запись о назначении на должность председателя-муфтия ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" Биргалина А.А. и направлении данных сведений в Межрайонную ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 августа 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Ишеева И.И. отказано.
В кассационной жалобе Ишеев И.И, повторяя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Между тем по данному делу таких правовых условий для удовлетворения административного искового заявления и возложения на административного ответчика заявленной истцом обязанности не имеется.
Так, из материалов административного дела следует, что 29 апреля 2019 года президиумом ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" принято решение об отставке с поста председателя-муфтия ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" Нигматуллина Н.М.
Назначен на должность временно исполняющего обязанности председателя-муфтия заместитель председателя ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" Биргалин А.А.
Решение принято единогласно всеми присутствующими членами Президиума в количестве 13 человек при кворуме 100 %.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан вынесено распоряжение от 7 июня 2019 года N 982-р об осуществлении государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ПРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан", указав сведения: председатель-муфтий - Биргалин А.А.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что нарушений действующего законодательства при внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ административным ответчиком не допущено. Кроме этого, судебные инстанции пришли к выводам о пропуске Ишеевым И.И. предусмотренного законом срока для оспаривания решения МИФНС России N 39 по Республике Башкортостан от 18 июня 2019 года, распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от 7 июня 2019 года в отсутствие уважительных причин.
Судебная коллегия находит выводы судов обеих инстанций правильными, основанными на применимых нормах материального и процессуального права, исходя из оценки представленных сторонами доказательств.
Так, согласно статьи 4 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ), в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Пунктом 1 статьи 5 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества - сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.
Таким образом, данные Единого государственного реестра юридических лиц вносятся в реестр и изменяются путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины (пункт 1 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием и установив, что оспариваемые административным истцов изменения в сведениях юридического лица в ЕГРЮЛ были внесены на основании поступивших в уполномоченный орган заявления Биргалина А.А, а также протокола заседания Президиума ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" от 29 апреля 2019 года, согласно которому на заседании рассмотрены вопросы о сложении полномочий председателя-муфтия ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" Нигматуллина Н.М, назначении председателя-муфтия ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" Биргалина А.А, являющегося заместителем председателя-муфтия ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан", судебные инстанции сделали правильный вывод о соблюдении административными ответчиками процедуры совершения оспариваемых действий и принятия решений.
Также, судебная коллегия соглашается с суждениями судов о пропуске административным истцом срока обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Осведомленность Ишеева И.И. о принятом на заседании Президиума ЦРО "Духовное управление мусульман Республики Башкортостан" решении об избрании председателем-муфтием Биргалина А.А, а также внесенных в этой связи изменениях в ЕГРЮЛ подтверждается его обращениями в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе в августе 2019 года и правоохранительные органы 31 июля 2022 года, в которых он выражал несогласие с решением о прекращении его полномочий.
При этом административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением только 28 марта 2023 года, то есть со значительным пропуском установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока. Доказательств наличия уважительных причин пропуска этого срока в материалы дела административным истцом не представлено.
В этой связи у судов отсутствовали предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правовые условия для удовлетворения административного искового заявления.
Кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановленных по делу судебных актов, нарушений норм материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 23 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ишеева Ильдара Искандаровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.