Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 23 октября 2023 года кассационную жалобу Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее - Департамент) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2023 года по административному делу
N 3а-629/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - ООО "Природа") к Департаменту об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителей административного ответчика Департамента - Абзаевой Н.А. и Стаценко А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного истца ООО "Природа" - Цветкова Д.А, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Департамента от 29 ноября 2022 года N 256-н утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения на территории Оренбургской области, согласно Приложения к настоящему приказу, которые действуют с 1 декабря 2022 года, а именно:
- административные здания, учреждения, конторы: научно исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро; банки, финансовые учреждения; отделения связи; административные, офисные учреждения;
- предприятия торговли: продовольственный магазин; промтоварный магазин; павильон; палатка, киоск; супермаркет, торговый центр, торговый комплекс, гипермаркет; рынки продовольственные; рынки промтоварные;
- предприятия транспортной инфраструктуры: автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического обслуживания; автозаправочные станции; автостоянки и парковки; гаражи, парковки закрытого типа; автомойка;
- дошкольные и учебные заведения: дошкольное образовательное учреждение; общеобразовательное учреждение; учреждение начального и среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс; детские дома, интернаты;
- культурно-развлекательные, спортивные учреждения: клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки; библиотеки, архивы; спортивные арены, стадионы; спортивные клубы, центры, комплексы; пансионаты, дома отдыха, туристические базы;
- предприятия общественного питания: кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые;
- предприятия службы быта: мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники; мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр.; ремонт и пошив одежды; химчистки и прачечные; парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты; гостиницы; общежития; бани, сауны;
- медицинские учреждения: аптека; больница; поликлиника, диспансер; санаторий;
- предприятия в сфере похоронных услуг: кладбища; организация, оказывающая ритуальные услуги;
- иные: садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества; предприятия иных отраслей промышленности; железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты; выставочные залы, музеи (далее - приказ от 29 ноября 2022 года N 256-н, л.д. 1-4, т. 3).
ООО "Природа" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании вышеназванного Приказа не действующим, приводя доводы о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Приводит доводы о том, что оспариваемый акт не отражает фактическое количество отходов, образующихся в деятельности выделенных категорий, при этом нормативны накопления значительно уменьшены по сравнению с ранее установленными значениями.
Решением Оренбургского областного суда от 22 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2023 года, заявленные требования удовлетворены, приказ от 29 ноября 2022 года N 256н признан недействующим со дня его принятия. На Департамент возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неверное применение судами норм материального и процессуального права. Приводит доводы о неверном применении судами пункта 8 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов; указывает на то, что Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр, не содержат положений, обязательных для применения, ссылается на невозможность исполнения решения суда в установленных двухмесячный срок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года
N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 2 данного закона установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 того же закона (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 вышеприведенной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля
2016 года N 269 (действующим на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила), устанавливающие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
В соответствии с пунктом 4 Правил нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;
в) категорий объектов, на которых образуются отходы;
г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8-12 Правил.
Как следует из материалов дела, для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения на территории Оренбургской области было выбрано шесть муниципальных образований, замеры накопления твердых коммунальных отходов были представлены следующими муниципальными образованиями: город Новотроицк, Курманаевский район, Кувандыкский городской округ, Ясненский городской округ, Грачевский район, город Оренбург.
На основании представленных указанными муниципальными образованиями сведений, административным ответчиком был произведен расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Судами установлено, что в нарушение пункта 8 Правил замеры твердых коммунальных отходов в муниципальных образованиях проводились на менее чем трех объектов определенной категории объектов:
- муниципальное образование "город Новотроицк" - по категориям "предприятия общественного питания", "предприятия в сфере похоронных услуг";
- муниципальное образование "Кувандыкский городской округ" - по категориям "дошкольные и учебные заведения", "предприятия общественного питания", "предприятия в сфере похоронных услуг";
- муниципальное образование "Ясненский городской округ" - по категориям "предприятия в сфере похоронных услуг";
- муниципальное образование "Грачевский район" - по категориям "дошкольные и учебные заведения", "культурно-развлекательные, спортивные учреждения", "предприятия общественного питания", "предприятия службы быта", "предприятия в сфере похоронных услуг".
Департаментом не представлено документов, сведений, подтверждающих, что на выбранных участках муниципальных образований отсутствует необходимое количество объектов.
Напротив, представленные административным ответчиком расчеты, связанные с определением участков поселений и городских округов на территории Оренбургской области и последующим выбором объектов каждой категории на участках в целях проведения замеров отходов, проведены на недостаточном количестве объектов, что не обеспечивает репрезентативность выборки как муниципальных образований и участков территорий, так и объектов, расположенных на них, по которым следовало проводить замеры в соответствии с пунктами 7 и 8 Правил, что свидетельствует о нарушении административным ответчиком процедуры замеров твердых коммунальных отходов.
Кроме того, Департаментом не учтены положения Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные приказом Минстроя России от 28 июля 2016 года N 524/пр, (пункты 3, 5, 10, 13), что привело к неправильному расчету нормативов потребления твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, обоснованно исходили из того, что оспариваемый приказ от 29 ноября 2022 года N 256-н не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акт не действующим со дня его принятия.
Доводы кассационной жалобы о том, что вышеназванные Методические рекомендации не содержат положений, обязательных для применения, а также о невозможности исполнения решения суда в установленных двухмесячный срок, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебного акта не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Оренбургского областного суда от 22 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 29 декабря
2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.