Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 9 ноября 2023 года кассационную жалобу Зенкиной Татьяны Федоровны на решение Кировского районного суда г. Самары от 6 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 октября 2023 года по административному делу N 2а-464/2023 по административному исковому заявлению Зенкиной Татьяны Федоровны к главе Красноглинского внутригородского района городского округа Самара Коновалову В.С, администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту экономического развития, инвестиций и торговли г.о. Самара об обязании организовать сельхозрынок, о компенсации морального вреда.
Проверив материалы административного дела, заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зенкина Т.Ф. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к главе Красноглинского внутригородского района городского округа Самара Коновалову В.С, администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, администрации г.о. Самара, Департаменту экономического развития, инвестиций и торговли г.о. Самара об обязании организовать сельхозрынок, о компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований Зенкина Т.Ф. указала, что в п. Управленческий, где она проживает, отсутствует рынок сельхозпродукции. Организация рынка в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Зенкина Т.Ф. полагает, что административные ответчики не выполняют требования указанного федерального закона, что влечёт нарушение ее прав и законных интересов.
Административный истец утверждает, что Администрация не изучает потребность населения в муниципальных рынках сельхозпродукции для обеспечения населения муниципального образования сельхозпродукцией, лишает права на свободу выбора сельхозпродуктов, возможности приобретать продукцию местных и других сельхозпроизводителей.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Зенкина Т.Ф. просила суд обязать главу Красноглинского внутригородского района городского округа Самара Коновалова В.С. незамедлительно принять меры к организации в п. Управленческий Красноглинского района г. Самары сельхозрынка, взыскать с ответчика моральный вред в пользу истца 100 000 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 6 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 октября 2023 года, административные исковые требования Зенкиной Т.Ф. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Зенкина Т.Ф, повторяя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Между тем по данному делу таких правовых условий для удовлетворения административного искового заявления и возложения на административного ответчика заявленной истцом обязанности не имеется.
Так, разрешая административный спор и оставляя административные исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что у главы Красноглинского внутригородского района городского округа Самара Коновалова В.С, Администрации Красноглинского внутригородского района городского округа Самара, Администрации г.о. Самара, Департамента экономического развития, инвестиций и торговли администрации г.о. Самара отсутствуют полномочия по самостоятельной организации сельскохозяйственного рынка и иных розничных рынков, а также отсутствуют полномочия по обязанию какого-либо юридического лица к понуждению в организации розничных рынков в том числе сельскохозяйственного рынка. Администрация г.о. Самара и департамент экономического развития, инвестиций и торговли администрации г.о. Самара могут оказать содействие в создании розничных рынков, в том числе сельхозпродукции, юридическому лицу - инициатору создания такого розничного рынка.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках).
В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
В целях реализации положений Закона о розничных рынках Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области от 31 мая 2007 года N 41-ГД "Об организации розничных рынков на территории Самарской области" (далее - Закон N 41-ГД).
Как следует из содержания статьи 2 Закона N 41-ГД, розничный рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация розничного рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке администрацией (мэрией) городского округа или администрацией муниципального района, расположенных на территории Самарской области.
Формы разрешения на право организации розничного рынка и уведомления о выдаче (об отказе в выдаче) указанного разрешения утверждаются органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере торговой деятельности на территории Самарской области. Информация о выданных органами местного самоуправления разрешениях и содержащиеся в таких разрешениях сведения представляются в орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий государственное регулирование в сфере торговой деятельности на территории Самарской области. На основании полученной информации указанный орган исполнительной власти Самарской области в установленном им порядке формирует и ведет реестр розничных рынков. Сведения, содержащиеся в реестре розничных рынков, размещаются в сети Интернет на официальном сайте указанного органа исполнительной власти Самарской области. План, предусматривающий организацию розничных рынков на территории Самарской области, разрабатывается на основании предложений органов местного самоуправления Самарской области и утверждается органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере торговой деятельности на территории Самарской области.
Приказом министерства промышленности и торговли Самарской области от 24 ноября 2022 года N 96-п утвержден Порядок разработки плана организации розничных рынков на территории Самарской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка план разрабатывается министерством промышленности и торговли Самарской области на основании обращения органа местного самоуправления муниципального образования Самарской области, осуществляющего в порядке, установленном федеральным законодательством, выдачу разрешений на право организации розничного рынка, и утверждается приказом министерства с учетом положений статьи 4 Закона о розничных рынках.
В целях внесения розничного рынка в план уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области направляют в министерство информацию, установленную пунктом 3 Порядка разработки плана.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 19 июля 2013 года N 768 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача (продление, переоформление) разрешения на право организации розничного рынка".
Уполномоченным органом по выдаче разрешения на организацию розничного рынка является Администрация.
Согласно пункту 16 Порядка разработки плана в план подлежат включению розничные рынки, функционирующие на основании разрешения на организацию розничного рынка, выданного уполномоченными органами местного самоуправления до вступления в силу указанного Порядка разработки плана.
Из вышеуказанного следует, что администрация г.о. Самара наделена полномочиями по выдаче разрешений на организацию розничного рынка.
Из ответа руководителя департамента экономического развития, инвестиций и торговли администрации г.о. Самара следует, что рынки и ярмарки на территории п. Управленческий Красноглинского района г. Самары отсутствуют.
При этом согласно ответу администрации г.о. Самара от 29 августа 2022 года N 1-01/2-01/6127, обращения по вопросу организации муниципальной универсальной ярмарки на территории Красноглинского района г.о. Самара в соответствии с нормативными правовыми актами, а также заявления на выдачу разрешения на право организации розничного рынка в Департамент не поступали.
Организация торговли в п. Управленческий Красноглинского внутригородского района осуществляется в специально оборудованных местах, где размещены торговые ряды (ООО "Торговые ряды Красноглинского района), и всем желающим предоставляются места для реализации сельхозпродукции.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием и фактическими обстоятельствами дела, судебные инстанции пришли к правильным выводам об отсутствии потребности в создании рынков в п. Управленческий, равно как отсутствия заинтересованности в этом каких-либо юридических лиц, не обращавшихся за выдачей им соответствующих разрешений.
Исходя из этого судебные инстанции не усмотрели неправомерного бездействия со стороны административных ответчиков, и необходимости возложения на них обязанности по организации сельскохозяйственного рынка.
Кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену постановленных по делу судебных актов, нарушений норм материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Самары от 6 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зенкиной Татьяны Федоровны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.