Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданные 17 и 22 ноября 2023 года кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области на решение Куйбышевского районного суда города Самары от 2 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2023 года по административному делу N 2а-665/2023 по административному исковому заявлению Курбановой Карины Эйюбовны к ФСИН России, ГУ МВД России по Самарской области об оспаривании распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы и решения о депортации.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ФСИН России и Управления ФСИН России по Самарской области Микрюкова В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Курбанова К.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Украины.
Приговором Дзержинского районного суда города Оренбурга от 19 июля 2017 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 29 сентября 2017 года, постановления президиума Оренбургского областного суда от 26 февраля 2018 года, Курбанова К.Э. осуждена по части 3 статьи 30, пункта "г" части 4 статьи 228.1, части 3, статьи 30, пунктов "а, б" части 3 статьи 228.1 (16 эпизодов) с применением части 2 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Распоряжением ФСИН России N 2273-рн от 9 марта 2021 года пребывание (проживание) Курбановой К.Э. в Российской Федерации признано нежелательным сроком на 10 (десять) лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации. После отбытия наказания Курбанова К.Э. обязана выехать из Российской Федерации.
Начальником отделения отдела иммиграционного контроля УВМ ГУ МВД России по Самарской области принято решение от 28 апреля 2021 года о депортации гражданки Украины Курбановой К.Э.
Основанием для принятия административными ответчиками указанных распоряжения и решения послужило привлечение Курбановой К.Э. к уголовной ответственности за совершение преступлений.
Постановлением Куйбышевского районного суда города Самары от 21 декабря 2022 года Курбановой К.Э. заменена неотбытая часть наказания по вышеуказанному приговору в виде лишения свободы сроком 1 год 1 месяц 25 дней на принудительные работы сроком на 1 год 1 месяц 25 дней, с отбыванием в местах, определяемых органами уголовно-исполнительной системы, с удержанием в доход государства 10 процентов заработной платы ежемесячно. Срок отбывания наказания в виде принудительных работ исчислен с момента прибытия осужденной Курбановой К.Э. в исправительный центр. Курбановой К.Э. зачтено время содержания под стражей с момента вынесения постановления до его вступления в законную силу (освобождения осужденной из-под стражи по прибытии в исправительный центр) из расчета один день содержания под стражей за один день принудительных работ.
10 января 2023 года Курбанова К.Э. обратилась в суд с административным иском, просила признать незаконным распоряжение ФСИН России от 29 марта 2021 года N 2273-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, а также признать незаконным решение ГУ МВД России по Самарской области от 28 апреля 2021 года о депортации.
Решением Куйбышевского районного суда города Самары от 2 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2023 года, требования Курбановой К.Э. удовлетворены, признаны незаконными распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний России от 29 марта 2021 года N 2273-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, решение ГУ МВД России по Самарской области от 28 апреля 2021 года о депортации.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представители ФСИН России, Управления ФСИН России по Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Ссылаются на пропуск срока подачи административного искового заявления. Так же указывают на законность принятых административными ответчиками оспариваемых решения и распоряжения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Вопросы въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства регламентируются Федеральным законом от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), устанавливающим правило, согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если названные лица имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (статья 27).
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 названного Закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 года N 199 ФСИН России, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, включено в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В силу подпункта 2.2. пункта 2 Порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства МВД Российской Федерации и его территориальными органами, утвержденного приказом МВД России от 24 апреля 2020 года N 239, депортации подлежит иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) Курбановой К.Э. в Российской Федерации принято без учета баланса личных и публичных интересов, ее устойчивых социально-семейных связей, представляет собой чрезмерное вмешательство в сферу личной и семейной жизни и делает невозможным ее совместное проживание с семьей.
Так, близкие родственники Курбановой К.Э. - мать и родные братья проживают на территории Российской Федерации - в городе Самаре. При этом, младший брат и отчим являются гражданами Российской Федерации, мать принимает меры для легализации своего положения на территории Российской Федерации и получению российского гражданства. При этом родственников на территории государства принадлежности Курбанова К.Э. не имеет. 22 декабря 2015 года УФМС России по Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" ей было выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации серии ВУ N 0350993 сроком действия до 22 сентября 2020 года. Основанием для получения указанного статуса явилось обращение ее матери Курбановой Е.А, которая указывала на угрозу жизни и здоровья ее и ее детям, в том числе Курбановой К.Э. пребывание на территории Украины.
При этом принято во внимание наличие военного конфликта между Российской Федерацией и государством принадлежности административного истца.
В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что оспариваемые правовые акты административных ответчиков нельзя признать необходимой, оправданной мерой, соразмерной преследуемой цели, то есть являются необоснованными.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 17 и частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, гарантируется право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в городе Риме 4 ноября 1950 года, которая ратифицирована в Российской Федерации Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую, законную цель (обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц), являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц (пункт 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах, пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П указал, что нельзя не учитывать, что наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства семьи в Российской Федерации налагает на него определенные обязательства и что их одномоментное прекращение способно негативно отразиться на членах его семьи - российских гражданах, которые могут нуждаться в личном уходе (в связи с болезнью, обучением и воспитанием), материальной поддержке, в погашении в их интересах финансовых и иных обязательств (определение).
Доводы кассационных жалоб о том, что оспариваемые распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 26 ноября 2020 года и решение о депортации от 28 апреля 2021 года приняты до начала специальной военной операции, не имеют правового значения, поскольку Курбанова К.Э. находится на территории Российской Федерации, то есть решение о ее депортации в условиях сложившейся политической обстановки, отсутствие дипломатических отношений между Российской Федерацией и Украиной, фактически является неисполнимым.
Распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации влечет для Курбановой К.Э. обязанность выехать (возвратиться) на территорию, где проводятся боевые действия, что ставит под угрозу жизнь и здоровье административного истца.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание по мотивам, приведенным выше.
Также несостоятелен довод кассационных жалоб о пропуске Курбановой К.Э. срока для обжалования распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 26 ноября 2020 года и решения о депортации от 28 апреля 2021 года.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Судом обоснованно принято во внимание, что в период вынесения оспариваемых распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 26 ноября 2020 года и решения о депортации от 28 апреля 2021 года Курбанова К.Э. отбывала наказание в местах лишения свободы. 21 декабря 2022 года постановлением суда Курбановой К.Э. заменена неотбытая часть наказания по вышеуказанному приговору в виде лишения свободы сроком 1 год 1 месяц 25 дней на принудительные работы, то есть возникли условия для исполнения для распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации от 26 ноября 2020 года и решения о депортации от 28 апреля 2021 года. При этом 10 января 2023 года Курбанова К.Э. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда города Самары от 2 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФСИН России, Управления ФСИН России по Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.