Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В.
судей Кириченко А.Д, Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 июля 2023 года по гражданскому делу N 2-1491/2023 по иску Министерства здравоохранения Республики Башкортостан к Гибадуллину Халяфу Мухаметовичу о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения ответчика Гибадуллина Х.М. и его представителя по доверенности и ордеру адвоката Салимова И.Б, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к Гибадуллину Х.М. о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21 апреля 2022 года по 26 июля 2022 года в размере 31 410, 96 рублей; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27 июля 2022 года по день принятия судом решения. Исковые требования мотивированы тем, что 06 ноября 2020 года между сторонами заключено соглашение о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику дефицитной специальности, по условиям которого Гибадуллину Х.М. перечислена сумма в размере 1 000 000 рублей, при этом последний обязался работать непрерывно в течение не менее пяти лет по основному месту работы со дня заключения договора на условиях полного рабочего времени, и в соответствии с трудовым договором. При этом, в случае неисполнения медицинским работником данной обязанности он обязан возвратить в бюджет Республики Башкортостан единовременную компенсационную выплату в полном объёме, в течение 14 рабочих дней со дня прекращения трудового договора. 31 марта 2022 года трудовой договор, заключенный с Гибадуллиным Х.М, прекращен по инициативе работника.
Решением Октябрьского районного суда города Уфа Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года исковые требования Министерства здравоохранения Республики Башкортостан удовлетворены.
Апелляционным определением решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска Министерства здравоохранения Республики Башкортостан к Гибадуллину Х.М. о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами отказано.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, ставится вопрос об отмене апелляционного определения, и принятии нового решения в пользу Министерства здравоохранении Республики Башкортостан.
От ответчика поступили возражения, в которых ответчик просит оставить апелляционное определение без изменений.
Ответчик Гибадуллин Х.М и его представитель по доверенности и ордеру адвокат Салимов И.Б. в судебном заседании возражали против доводов кассационной жалобы, просили оставить апелляционное определение без изменений.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения ответчика Гибадуллина Х.М, представителя ответчика по доверенности и ордеру адвоката Салимова И.Б, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, приказом государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница N 2 города Стерлитамак от 14 мая 2020 года Габидуллин Х.М. принят на должность врача акушера-гинеколога в родильное отдельное.
06 ноября 2020 года между Министерством здравоохранения Республики Башкортостан и Габидуллиным Х.М. заключено соглашение, предметом которого является предоставление единовременной компенсационной выплаты за счет средств бюджета Республики Башкортостан медицинскому работнику с высшим профессиональным образованием по одной из специальностей, включенной в перечень дефицитных специальностей, утвержденный Министерством здравоохранения Республики Башкортостан (пункт 1.1.).
Медицинский работник обязуется работать непрерывно не менее пяти лет со дня подписания настоящего соглашения по основному месту работы в медицинской организации Республики Башкортостан на условиях нормального рабочего времени, установленного трудовым законодательством для данной категории работников в соответствии с трудовым договором, заключенным им с медицинской организацией (пункт 2.1.).
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязуется перечислить единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей на лицевой счет медицинского работника, открытый им в кредитной организации (пункт 2.2.).
В случаях неисполнения медицинским работником обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 договора, или прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) медицинский работник обязан возвратить в бюджет Республики Башкортостан единовременную компенсационную выплату в полном объеме в течение 14 рабочих дней со дня прекращения трудового договора (пункт 3.1.).
Платежным поручением N от 11 ноября 2020 года подтверждается, что на счет, открытый Гибадуллиным Х.М, перечислена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей.
Приказом государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Городская больница N 2 города Стерлитамак от 31 марта 2022 года Гибадуллин Х.М. уволен на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также установлено, что в настоящее время Гибадуллин Х.М. работает в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Башкортостан Красноусольская центральная районная больница в должности заведующего женской консультации - врачом акушером-гинекологом с 18 апреля 2022 года, согласно справке от 12 января 2023 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не соблюдены условия соглашения от 06 ноября 2020 года; поскольку ответчик взятые на себя обязательства не выполнил, то требования истца о взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей и процентов в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что при толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о взыскании единовременной компенсационной выплаты с ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что в Красноусольской центральной районной больнице Гибадуллин Х.М. является не только врачом акушером-гинекологом, но и заведующим женской консультацией, что предполагает осуществление, прежде всего, административных функций. Таким образом, не подтверждено, что ответчик продолжает выполнять работу врача дефицитной специальности в течение всего рабочего времени, что предусматривалось соглашением с истцом и являлось основанием для компенсационной выплаты. Кроме того, суд указал, что ответчиком не представлен трудовой договор между больницей и Гибадуллиным Х.М. по специальности врача.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции не учел, что совмещение трудовых функций (врача акушера-гинеколога и заведующего женской консультации) не лишает права работника на получение единовременной компенсационной выплаты и не допускает необоснованного взыскания полученной выплаты уполномоченным органом, поскольку ответчик, тем не менее, продолжает осуществлять трудовую функцию по дефицитной специальности, дающей возможность получить названную меру социальной поддержки.
Судебной коллегией с учетом положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве новых доказательств приняты и приобщены: копия трудовой книжки ответчика Гибадуллина Х.М, трудовой договор от 15 апреля 2022 года, дополнительное соглашение к трудовому договору от 06 октября 2022 года, приказ работодателя N-к от 06 октября 2022 года, выписка из штатного расписания.
Так, из трудового договора от 15 апреля 2022 года усматривается, что Гибадуллин Х.Ф. принят на работу по должности врача акушера-гинеколога женской консультации.
При этом, приказом работодателя от 06 октября 2022 года N-к Гибадуллин Х.Ф. переведен на должность заведующего женской консультации - врач акушер-гинеколог.
Таким образом, действительно Гибадуллин Х.Ф. выполняет две трудовые функции, как заведующего женской консультации, так и врача акушера-гинеколога.
Суд апелляционной инстанции указал, что учитывая, что одна из должностей входит в перечень дефицитных специальностей, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований Министерства здравоохранения Республики Башкортостан.
Кроме того, в суде апелляционной инстанции установлено, что согласно штатному расписанию ГБУЗ РБ Красноусольская ЦРБ, в которой трудится ответчик в настоящее время, врачей акушеров-гинекологов - 4 вакансии, из них врач акушер-гинеколог ФИО7 находится в декретном отпуске с 12 января 2023 года, остальные три должности - вакантны (врач акушер-гинеколог ФИО8 после выхода с отпуска уволилась).
Согласно приказу ГБУЗ РБ Красноусольская ЦРБ от 30 декабря 2022 года N-лс Гибадуллину Х.М, заведующему женской консультацией - врачу акушеру-гинекологу женской консультации поликлиники, разрешить доплату в размере 100 % (от 0, 5 ставки) за совмещение должности врача акушера-гинеколога хирургического отделения стационара с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что Гибадуллин Х.М. является единственным действующим врачом акушером-гинекологом в ГБУЗ РБ Красноусольская ЦРБ, как в поликлинике, так и в стационаре.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что в случае увольнения Гибадуллина Х.Ф. с должности врача акушера-гинеколога до истечения пятилетнего срока с момента заключения соглашения от 06 ноября 2020 года, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан не лишено права на обращение в суд с аналогичным иском.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, как республиканский орган исполнительной власти, осуществляет свою деятельность согласно положению о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 года N 310, и является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.
В целях обеспечения медицинских организаций Республики Башкортостан кадрами с высшим образованием и в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года N 183 "Об утверждении государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Башкортостан", постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 мая 2020 года N 285 "О предоставлении мер государственной поддержки врачам дефицитных специальностей при приеме на работу в медицинские организации, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Башкортостан" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) постановлено:
1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления мер государственной поддержки врачам дефицитных специальностей при приеме на работу в государственные медицинские организации Республики Башкортостан;
2. Обеспечить предоставление мер государственной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей (далее - единовременная выплата) врачам дефицитных специальностей при приеме на работу в государственные медицинские организации Республики Башкортостан;
3. Определить Министерство здравоохранения Республики Башкортостан органом исполнительной власти Республики Башкортостан, реализующим предоставление единовременной выплаты врачам дефицитных специальностей при их приеме на работу в государственные медицинские организации Республики Башкортостан;
4. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить:
а) утверждение (не реже одного раза в год) перечня должностей дефицитных специальностей в государственных медицинских организациях Республики Башкортостан, при трудоустройстве на которые возникает право получения мер государственной поддержки в виде единовременной выплаты;
б) заключение с врачами дефицитных специальностей соглашений о предоставлении им единовременной выплаты;
в) перечисление единовременной выплаты, предусмотренной настоящим постановлением;
5. Установить, что финансовое обеспечение в рамках реализации постановления осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 мая 2020 года N 285 "О предоставлении мер государственной поддержки врачам дефицитных специальностей при приеме на работу в государственные медицинские организации Республики Башкортостан", руководствуясь пунктом 5.6 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 апреля 2014 года N 310, приказом Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 31 августа 2020 года N 1341-Д, утвержден Перечень должностей дефицитных специальностей в государственных медицинских организациях Республики Башкортостан, при трудоустройстве на которые возникает право получения мер государственной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты.
Должность врача акушера-гинеколога включена в вышеназванный перечень должностей дефицитных специальностей.
Из буквального толкования положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 6 мая 2020 г. N 285, Приказа Министерства здравоохранения Республики Башкортостан "Об утверждении Перечня должностей дефицитных специальностей в государственных медицинских организациях Республики Башкортостан, при трудоустройстве на которые возникает право получения мер государственной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты, Порядка работы комиссии Министерства здравоохранения Республики Башкортостан по отбору претендентов на предоставление государственной поддержки врачам дефицитных специальностей при приеме на работу в государственные медицинские организации Республики Башкортостан, формы заявления на предоставление единовременной компенсационной выплаты" N 1341-Д от 31 августа 2020 года и соглашения от 06 ноября 2020 года, заключенного между сторонами по делу, следует, что медицинский работник дефицитной специальности должен быть принят на работу и отработать 5 лет непрерывно не в конкретной медицинской организации, а в государственных медицинских организациях Республики Башкортостан, при трудоустройстве на которые возникает право получения мер государственной поддержки в виде единовременной компенсационной выплаты.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 902-р от 19 августа 2019 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Красноусольская центральная районная больница (п. 96), в котором в настоящее время работает ответчик, включено в перечень организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан.
По результатам изучения материалов дела оснований для того, чтобы сделать обратные выводы о неправильном применении судом апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, не имеется.
Согласно ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Доводы кассационной жалобы о том, что, согласно пункту 2.1 Соглашения N 41 от 06 ноября 2020 года, заключенному между Истцом и Ответчиком медицинский работник обязуется работать непрерывно не менее пяти лет со дня заключения настоящего Соглашения по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключённым им с медицинской организацией, до и после увольнения Ответчик не обращался в Минздрав РБ об изменении место работы и на момент рассмотрения исковых требований в судах предыдущих инстанций основным местом работы является ГБУЗ РБ Городская больница N2 г. Стерлитамак, по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права.
Поскольку природа данной компенсационной выплаты непосредственно связана с фактом работы ответчика на должности дефицитной специальности в государственной медицинской организации Республики Башкортостан, а как установлено судом апелляционной инстанции в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 902-р от 19 августа 2019 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Красноусольская центральная районная больница (п. 96), в котором в настоящее время работает ответчик, включено в перечень организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Гибадуллин Х.М, продолжает работать на должности дефицитной специальности в государственной медицинской организации Республики Башкортостан, следовательно суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отказе в заявленных требованиях.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем она не может являться основанием для отмены судебных актов.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 июля 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи А.Д. Кириченко
Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.