Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы местной администрации сельского поселения Псычох Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Мамхегова Х.А.
на решение Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2023
по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Баксан Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Местной администрации сельского поселения Псычох Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заинтересованное лицо Федеральное казенное учреждение уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения главы местной администрации сельского поселения Псычох Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Мамхегова Х.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы и возражения против ее удовлетворения прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Баксан Баксанского района Кабардино-Балкарской Республики обратился в Баксанский районный суд Кабардино-Балкарской Республики с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Местной администрации сельского заселения Псычох Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, в котором просил признать незаконным бездействие Местной администрации сельского поселения Псычох Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в не организации отбывания наказания в виде обязательных работ сужденными по приговору суда и возложить обязанность организовать осужденным по приговору суда отбывание наказания в виде обязательных работ.
В обоснование требований указал, что в рамках осуществления надзорных полномочий прокуратурой г. Баксан проведена проверка соблюдения Баксанским МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республики (далее - "Инспекция") законодательства при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
В ходе изучения личных дел осужденных в деятельности Местной администрации сельского поселения Псычох Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства. Так, постановлением главы Местной администрации Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 11.10.2017 N 504-п "О трудоустройстве граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде обязательных и исправительных работ" утвержден Перечень предприятий и учреждений, расположенных на территории Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики для трудоустройства осужденных к исправительным и обязательным работам. Учитывая, что Местная администрация сельского поселения Псычох Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики входит в указанный Перечень, ответчиком незаконно принято решение об отказе в приеме на работу осужденных Кясова М.Х, Эльмесова А.В. и Урчукова А.М.
Решением Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2023 административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с постановленными судебными актами сторона административного ответчика обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, просит принять новое решение, которым признать не действующим с момента принятия постановления местной администрации Баксанского района Кабардино-Балкарской Республики от 11.10.2017 N 504-п "О квотировании рабочих мест для отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ осужденными без изоляции от общества".
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 01.11.2023.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор г. Баксан считает судебные постановления законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебное заседание пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, про правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на административного ответчика возлагаются обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судами иследует из материалов дела прокуратурой г. Баксана проведена проверка соблюдения ФКУ Уголовно-Исполнительная Инспекцией Баксанского Межмуниципального филиала (Баксанский МФ ФКУ У ИИ УФСИН России по КБР) уголовно-исполнительного законодательства.
В ходе проверки установлено, что в деятельности местной администрации сельского поселения Псычох Баксанского района Кабардино-Балкарской Республики выявлены нарушения требований соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, отбывание наказаний осужденными к обязательным и исправительным работам на территории сельского поселения Псычох Баксанского района Кабардино-Балкарской Республики.
В нарушение положений статей 25, 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статей 49, 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, местной администрацией сельского поселения Псычох Баксанского района Кабардино-Балкарской Республики принято решение об отказе в приеме на работу осужденных Кясова М.Х, Эльмесов А.В, Урчукова А.М. со ссылкой на отсутствие полномочий.
31.03.2023 прокурором г. Баксана внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства в связи с отказом в приеме на работу осужденных Кясова М.Х. и Эльмесова А.В..
31.05.2023 главой местной администрации сельского поселения Псычох Баксанского района Кабардино-Балкарской Республики в адрес прокурора г. Баксана направлено письмо, согласно которому местная администрация сельского поселения Псычох не согласна с доводами, изложенными в представлении, возражает против определения мест отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ на территории сельского поселения Псычох, поскольку к вопросам местного значения не относится обеспечение обязательной работой и создание рабочих мест для осужденных.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (часть1, абз. 1 ч.2, ч. 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Согласно части 1 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
В силу части 1 статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
Аналогичные положения предусмотрены частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Местной администрацией Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики на основании части 2 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации, статей 25 и 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации принято постановление от 11.10.2017 N 504-п "О трудоустройстве граждан, осужденных к отбыванию наказания в виде обязательных и исправительных работ", утвержден Перечень предприятий и учреждений, расположенных на территории Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики для трудоустройства осужденных к исправительным и обязательным работам, количество в них рабочих мест для приема на работу граждан Баксанского муниципального района, осужденных к обязательным и исправительным работам. В этом перечне указана также администрация сельского поселения Псычох, в нем определены объекты, на которых осужденные должны отбывать назначенное им уголовное наказание и места отбывания наказания.
С учетом установленных обстоятельств, суды пришил к правильному выводу, что осуществление спорных полномочий прямо определено действующим законодательством и отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, либо городских округов, поэтому Местная администрация Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, принимая постановление от 11.10.2017 N 504-п действовала в пределах своих полномочий, а администрация сельского поселения Псычох не вправе отказываться от его исполнения.
У суда кассационной инстанции основания не согласиться с позицией судов отсутствуют, поскольку судами дана надлежащая оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по упомянутой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При постановлении судебного акта судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными, равно как и требования о признании в рамках рассматриваемого дела постановления от 11.10.2017 N 504-п незаконным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием стороны административного ответчика с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.08.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу главы местной администрации сельского поселения Псычох Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Мамхегова Х.А.- без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.