Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу главы муниципального образования "село Чапаево" Магомедова М.Г. на определение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 14.04.2023 и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 03.08.2023,
УСТАНОВИЛА:
администрация МО "село Чапаево" Новолакского района РД обратилась в суд с заявлением о прекращении Новолакским РОСП УФССП России по РД исполнительного производства N-ИП от 25.01.2018, возбужденного на основании исполнительного листа N N от 04.12.2017, с предметом исполнения обязать администрацию МО "село Чапаеве" в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда представить на утверждение в установленном порядке схему водоснабжения МО "село Чапаеве"; разработать на основании технического задания План мероприятий по проведению качества питьевой воды МО "село Чапаеве" и представить на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РД в г.Хасавюрт; разработать проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения МО "село Чапаеве" и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты ЗСО; водные объекты, используемые для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения привести в соответствие требований санитарного законодательства и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам; заключить договор с аккредитованной лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, обеспечить проведение радиологических, вирусологических, паразитологических, микробиологических, санитарно-химических исследований".
Заявление мотивировано невозможностью исполнения решения суда в виду изменений действующего законодательства по наличию у администрации соответствующих полномочий в указанной сфере, поскольку исполнение полномочий возложенной судом обязанности в настоящее время делегировано администрации муниципального района.
Определением Новолакского районного суда Республики Дагестан от 14.04.2023, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Дагестан от 03.08.2023, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, глава администрации обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, настаивает на наличии оснований для прекращения исполнительного производства по приведенным в заявлении доводам. Просит принять решение о прекращении исполнительного производства.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20.12.2023, рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 327.1 КАС РФ. Стороны о рассмотрении кассационной жалобы извещены надлежащим образом, возражений не поступало.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и оспариваемые судебные акты, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 359 КАС РФ суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное Федеральной службой судебных приставов или судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пунктом 2 части 1 статьи 43 которого предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
При этом по смыслу указанной статьи прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Таким образом, для прекращения исполнительного производства должны быть установлены факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Согласно статье 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9.1) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1).
Как установлено судами, решением Новолакского районного суда РД от 26.09.2017 удовлетворено административное исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "сельсовет Новокулинский" Новолакского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия и понуждении к действиям об устранении нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить. На администрацию МО "село Чапаево" возложена обязанность в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда представить на утверждение в установленном порядке схему водоснабжения МО "село Чапаеве"; разработать на основании технического задания План мероприятий по проведению качества питьевой воды МО "село Чапаеве" и представить на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт; разработать проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения МО "село Чапаеве" и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты ЗСО; водные объекты, используемые для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения привести в соответствие требований санитарного законодательства и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормам; заключить договор с аккредитованной лабораторией на проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, обеспечить проведение радиологических, вирусологических, паразитологических, микробиологических, санитарно-химических исследований".
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, администрация указала, что возложенные судом обязанности находятся вне ее полномочий, поскольку в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции с 01.03.2023) отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, т.е. к полномочиям муниципального района.
Вместе с тем, частью 1 статьи 16 КАС РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей адрес.
Прекращение исполнительного производства влечет в полном объеме неисполнение решения суда, что возможно только в случае реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами, тогда как по настоящему делу возможность его исполнения не утрачена. Только факт передачи полномочий по его исполнению органу местного самоуправления муниципального района такой утратой не является и подлежит разрешению в ином порядке на стадии исполнения судебного акта.
Доказательства исполнения судебного акта и требований исполнительного документа в материалах дела отсутствуют.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления. Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.
По итогам рассмотрения дела судьей кассационной инстанции установлена законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку при принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судебных инстанций, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Новолакского районного суда Республики Дагестан от 14.04.2023 и апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 03.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу главы муниципального образования "село Чапаево" Магомедова М.Г. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.