Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В.
судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Харитонова С. А. на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 26 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 14 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Харитонова С. А. к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии по Саратовской области, старшему инспектору отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Саратову Бычихину А.В, начальнику отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Саратову Гришенкову А.А. об оспаривании действий и решений.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения административного истца Хартинова С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, административного ответчика старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Саратову Бычихина А.В, являющегося также представителем Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Саратовской области, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Харитонов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконным заключение старшего инспектора отдела лицензионно-разрешительной работы по городу Саратову Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Саратовской области (далее - ОЛРР по городу Саратову) Бычихина А.В, утвержденное 8 апреля 2023 года начальником ОЛРР по городу Саратову Гришенковым А.А, об аннулировании выданных разрешений на хранение и ношение огнестрельного оружия; незаконными действия старшего инспектора ОЛРР по городу Саратову Бычихина А.В. по изъятию 17 апреля 2023 года огнестрельного оружия; возложить на административных ответчиков обязанность возвратить разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, а также огнестрельное оружие.
В обоснование административного иска указал, что основанием для аннулирования разрешений на хранение оружия явилось нарушение правил оборота оружия, предусмотренное пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", а именно освобождение его от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления с назначением судебного штрафа. Считает заключение об аннулировании разрешений на хранение оружие и действия по изъятию оружия незаконными, поскольку освобождение его от уголовной ответственности имело место до вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", предусматривающих аннулирование разрешений на хранение и ношение огнестрельного оружия по данному основанию.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 26 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 14 сентября 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 3 октября 2023 года, Харитонов С.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что лицо считается освобожденным от уголовной ответственности с момента, когда суд вынес постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и о назначении подсудимому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, независимо от даты вступления этого судебного акта в законную силу. В связи с этим обстоятельства, по которым он утрачивает право на приобретение оружия, наступили с момента вынесения постановления об освобождении от уголовной ответственности, то есть 23 марта 2023 года, до момента вступления в силу Федерального закон от 29 декабря 2022 года N 638-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закона "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - 30 марта 2023 года, следовательно, в силу положений названного Федерального закона ему разрешается хранение и ношение оружия на основании ранее выданных разрешений.
Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии по Саратовской области на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта апелляционной инстанции не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Харитонов С.А. является владельцем огнестрельного оружия: "данные изъяты" разрешение серии N, " N, калибр "данные изъяты", N N", разрешение серии N, "данные изъяты", разрешение серии N, "данные изъяты", разрешение серии N.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Петровского района Саратовской области от 23 марта 2023 года уголовное дело N 1-5/2023 в отношении Харитонова С.А. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного пунктом "а" части 1 статьи 258 Уголовного кодекса Российской Федерации, прекращено на основании статьи 76.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 25.1 и части 1 статьи 446.2 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере "данные изъяты" рублей. Постановление вступило в законную силу 8 апреля 2023 года.
Заключением старшего инспектора ОЛРР по городу Саратову Бычихина А.В, утвержденным 8 апреля 2023 года начальником ОЛРР по городу Саратову Грищенковым А.А, аннулированы выданные Харитонову С.А. разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия серии N, серии N, серии N, серии N.
17 апреля 2023 года старшим инспектором ОЛРР по городу Саратову Бычихиным А.В. изъято принадлежащее Харитонову С.А. огнестрельное оружие: "данные изъяты", калибр N, N N"; "данные изъяты", калибр N, N N, калибр N, N N".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое заключение принято уполномоченным органом, с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок его принятия, при наличии законных к тому оснований, предусмотренных статьей 26 Федерального Закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии". В связи с аннулированием разрешений на хранение и ношение огнестрельного оружия действия по изъятию огнестрельного оружия соответствовали положениям статьи 27 Федерального Закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии"
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
Отношения, возникающие при обороте оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным Законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), положения которого направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Указанный Федеральный закон устанавливает особый режим оборота оружия, в частности предусматривает лицензионно-разрешительный порядок его приобретения гражданами Российской Федерации, с тем, чтобы не допустить обладания соответствующими видами оружия лицами, которые в силу тех или иных причин (состояние здоровья, отсутствие соответствующей подготовки, невозможность обеспечения учета и сохранности оружия и др.) не могут надлежащим образом гарантировать его безопасное хранение и применение, а также чтобы обеспечить строго целевое использование оружия (статья 13).
Для этого федеральный законодатель определилисчерпывающий перечень категорий граждан Российской Федерации, которым лицензия на приобретение оружия во всяком случае не может быть выдана (часть двадцатая статьи 13 Закона об оружии), а выданная - подлежит аннулированию (пункт 3 части 1 статьи 26 данного Федерального закона). Одну из таких категорий, согласно пункту 3.7 части двадцатой статьи 13 Закона об оружии составляют граждане, освобожденные судом от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления с назначением судебного штрафа либо по основаниям, не дающим права на реабилитацию в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 3.7 названной нормы лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия не выдается до истечения двух лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Пунктом 3.7 часть 20 статьи 13 Федерального закона N 150-ФЗ была дополнена Федеральным законом от 29 декабря 2022 года N 638-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 30 марта 2023 года.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 638-ФЗ, в случае, если в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона граждане Российской Федерации, указанные в пунктах 3.1, 3.2, 3.7, 5.1 и 11 части двадцатой статьи 13 Федерального закона N 150-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона), имеющие в собственности на законном основании гражданское оружие либо лицензию на его приобретение, утрачивают право на приобретение такого оружия по обстоятельствам, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, им разрешается хранение, хранение и ношение оружия на основании выданных соответствующих разрешений (лицензий), в том числе на новый срок взамен ранее выданных.
Как правильно указано судом, законодатель в пункте 3.7 части 20 статьи 13 Закона об оружии прямо предусмотрел, что негативные последствия в виде отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия возникают именно с момента вступления в законную силу решения суда об освобождении от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления с назначением судебного штрафа, следовательно, обстоятельство, послужившее основанием для аннулирования, выданных Харитонову С.А. разрешений на хранение и ношение огнестрельного оружия, возникло 8 апреля 2023 года (в момент вступления в законную силу постановления мирового судьи судебного участка N 1 Петровского района Саратовской области по уголовному делу N 1-5/2023) после дня вступления в силу Федерального закона N 638-ФЗ, в связи с чем в данной ситуации подлежали применению положения пункта 3.7 части 20 статьи 13 и пункта 3 части 1 статьи 26 Федерального закона N 150-ФЗ в редакции Федерального закона N 638-ФЗ.
Таким образом, оспариваемые Харитоновым С.А. заключение об аннулировании ранее выданных разрешений на хранение и ношение огнестрельного оружия, а также действия по изъятию огнестрельного оружия соответствовали предписаниям приведенных выше правовых норм.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы норм закона, регулирующего спорные правоотношения, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судами нижестоящих инстанций правильно, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии со статей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и не могут служить основанием для их отмены.
Доводы кассационной жалобы, по сути, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Каких-либо новых доводов, которые не были бы учтены судами при разрешении дела, в кассационной жалобе не приведено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 26 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Харитонова С. А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 11 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.