Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", акционерного общества " "данные изъяты"" на решение Балашихинского городского суда Московской области от 6 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 мая 2023 года по делу по исковому заявлению Главного управления региональной безопасности Московской области к обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", акционерному обществу " "данные изъяты"" о прекращении незаконной деятельности.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", акционерного общества " "данные изъяты"" Д.А.С, поддержавшей доводы кассационных жалоб, представителя Главного управления региональной безопасности Московской области А.С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Главное управление региональной безопасности Московской области (далее - Управление), действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось в суд с названным исковым заявлением, просило прекратить незаконную деятельность крематория, расположенного в мкр. Салтыковка города Балашиха Московской области.
В обоснование административного иска указало, что с 12 августа 2020 года обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N на котором расположено здание крематория с кадастровым номером N, принадлежащее названному обществу на праве собственности.
Земельные участки и расположенное на них нежилое здание являются местами погребения, образуя имущественный комплекс - крематорий, который, находясь в частной собственности, функционирует незаконно.
Кроме того, в нарушение установленного порядка на территории крематория не предусмотрено место захоронения невостребованных прахов, решение о создании крематория для его использования в качестве места погребения уполномоченным органом не принималось.
Осуществляя деятельность крематория, а также в силу необходимости - места для захоронения невостребованных прахов, названные хозяйственные общества фактически осуществляют организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения в отсутствие контроля и без соблюдения установленных государством гарантий в области похоронного дела; погребение (кремация) умерших производится самовольно, без разрешения и извещения уполномоченного органа.
Фактическое присвоение хозяйственными обществами функций органа местного самоуправления, нарушает публичные интересы и права граждан на местное самоуправление в части - надлежащего обеспечения органом местного самоуправления социально значимой функции по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 6 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 мая 2023 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах, поступивших в суд первой инстанции 6 июля 2023 года, общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" и акционерное общество " "данные изъяты"" просят отменить состоявшиеся судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, утверждают, что здание крематория могут находиться в частной собственности, суд необоснованно применил в отношения крематория требования закона, обязательные для иных лиц. По мнению заявителей, кремация с выдачей справок о ней не является муниципальной услугой, представляет собой первоначальную стадию погребения, которое не может считаться завершенным без захоронения урны. Кроме того, на день принятия крематория в эксплуатацию в 2000 году его деятельность соответствовала закону, принятые в последующем нормативные правовые акты обратной силы не имеют. По утверждению заявителей названные обстоятельства судами не учтены, срок исковой давности исчислен неверно. Авторы кассационных жалоб считают недоказанной опасность причинения вреда, а выводы суда о ее существовании - основанными на предположениях, ставят под сомнение наличие у Управления полномочий на предъявление заявленных требований.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2023 года дело передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Отношения, связанные с погребением умерших урегулированы Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Решение о создании мест погребения (за исключением Федерального военного мемориального кладбища) принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются (пункт 2 статьи 15 Закона о погребении).
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 Закона о погребении).
В соответствии со статьей 24 Закона о погребении для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления (пункт 1). Порядок деятельности крематориев определяется органами местного самоуправления (пункт 2).
Постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 года N 1178/52 утвержден Порядок деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области (далее - Порядок). требования которого являются обязательными для соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся объекты похоронного назначения, расположенные на территории Московской области, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере погребения и похоронного дела на территории Московской области, гражданами с учетом особенностей, установленных названным Порядком (пункт 2 Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка земельные участки, находящиеся под объектами похоронного назначения, а также здания, строения и сооружения, расположенные на территории объектов похоронного назначения, должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 31 Порядка предусмотрено, что на территории крематория должно быть предусмотрено место захоронения невостребованных прахов (далее - общая могила невостребованных прахов); на данном месте устанавливается надмогильное сооружение без указания сведений об умерших, прах которых захоронен в данной общей могиле невостребованных прахов.
Исходя из положений пунктов 48, 48.1 Порядка по истечении одного года со дня проведения кремации невостребованный прах умершего захоранивается без урны на территории крематория в общую могилу невостребованных прахов.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, с 12 августа 2020 года обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером N, вид разрешенного использования "для размещения административного здания", площадью 975+/-11 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Салтыковка, ул. Окольная;
- с кадастровым номером N, вид разрешенного использования "ритуальная деятельность", площадью 780 кв.м, расположенный по адресу относительно почтового ориентира: Московская область, Балашихинский р-н, г. Балашиха, мкр. Салтыковка, Никольско-Архангельское кладбище, гранитная мастерская.
На земельных участках расположено здание крематория по адресу: Московская область, г. Балашиха, мкр. Салтыковка, ул. Окольная, вл. 2, с кадастровым номером N, принадлежащее обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" на праве собственности.
Актом Государственной приемочной комиссии от 25 июля 2000 года данный крематорий принят в эксплуатацию как законченный строительством объект - сооружение "Комплекса ритуальных услуг", акт утвержден постановлением главы Балашихинского района от 4 августа 2000 года N 787.
Судами установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами N, а также расположенное на них нежилое здание с кадастровым номером N являются местами погребения, образуя имущественный комплекс - крематорий. По делу не оспаривалось, что на территории крематория отсутствует место для захоронения невостребованных прахов.
На основании договора аренды недвижимого имущества от 2 ноября 2020 года N 02/11/20 и договора от 2 ноября 2020 года N 2-ОБ аренды оборудования, заключенных между обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" и акционерным обществом "Городское бюро ритуальных услуг ГОРБРУС" (ИНН 7720018290), последнему передано недвижимое имущество расположенное по адресу: Московская область, Балашихинский район, г. Балашиха, мкр. Салтыковка, ул. Окольная, вл. 2, и находящееся в комплексе ритуальных услуг оборудование.
Деятельность по эксплуатации имущественного комплекса крематория осуществляет акционерное общество " "данные изъяты"" (ИНН 7720018290).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Управления, городской суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2.1 Положения о погребении и похоронном деле в городском округе Балашиха, утвержденном постановлением Администрации городского округа Балашиха от 2 февраля 2022 года N 74-ПА, Администрация является уполномоченным органом в сфере погребения и похоронного дела на территории городского округа Балашиха; пунктом 2.2 названного Положения функции уполномоченного органа частично переданы муниципальному казенному учреждению городского округа Балашиха "Центральная ритуальная служба".
Осуществляя деятельность крематория, а также, в силу приведенных предписаний, места для захоронения невостребованных прахов и его содержания, общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" и акционерное общество " "данные изъяты"" фактически осуществляют организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения на земельных участках с кадастровыми номерами N в городском округе Балашиха Московской области в отсутствие контроля и без соблюдения установленных государством гарантий в области похоронного дела; погребение (кремация) умерших производится без разрешения и извещения уполномоченного органа.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, в пределах которых проверяется правильность обжалуемых судебных актов, не дают оснований для их отмены или изменения на стадии кассационного производства.
В случае установления опасности причинения какого-либо вреда соответствующая деятельность может быть прекращена на основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Такие основания для прекращения деятельности крематория с целью предупреждения причинения вреда были установлены судами при рассмотрении настоящего дела.
Несоответствие деятельности крематория, находящегося в собственности общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области погребения и похоронного дела, достоверно установлено судебными инстанциями. Приведенная в кассационных жалобах аргументация относительно характера деятельности по оказанию услуг крематория и его эксплуатации не ставит под сомнение правильность выводов судебных инстанций.
Ссылки в кассационных жалобах на соответствие деятельности крематория регулированию, действовавшему в 2000 году, и наличие необходимых разрешений не опровергают правильность разрешения судами вопроса о прекращении деятельности с учетом актуального правового регулирования. Само по себе наличие разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требования о прекращении такой деятельности; аналогичное по существу толкование дано в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде".
Утверждения авторов кассационных жалоб об отсутствии у органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий на обращение в суд с заявленными требованиями не могут повлечь отмену судебных актов. Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 46 Закона о защите прав потребителей).
Доводы представителя заявителей кассационных жалоб в судебном заседании суда кассационной инстанции о наделении соответствующими полномочиями только органов местного самоуправления приведены без учета права органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решения о перераспределении соответствующих полномочий.
Ссылки в кассационных жалобах на истечение срока исковой давности по заявленному требованию судебной коллегией отклоняются ввиду длящегося характера нарушения, создающего опасность причинения вреда в будущем.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 6 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 15 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", акционерного общества " "данные изъяты"" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.