Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Найденовой О.Н, судей Александровой К.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Курска на решение Промышленного районного суда города Курска от 12 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Сеймского административного округа города Курска в защиту интересов неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 45" города Курска, Комитету образования города Курска о возложении обязанности по оборудованию входа здания пандусом.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, возражение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в городе Самаре, городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А. относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Сеймского административного округа города Курска (далее также - прокурор), действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 45" города Курска (далее также - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45" г. Курска, образовательное учреждение), Комитету образования города Курска, в котором просил обязать МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45" г. Курска в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в образовательное учреждение пандусом в соответствии с требованиями действующего законодательства; обязать Комитет образования города Курска, как учредителя МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45" г. Курска, обеспечивающего финансирование учреждения, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45" г. Курска пандусом в соответствии с требованиям действующего законодательства.
Решением Промышленного районного суда города Курска от 12 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 августа 2023 года, административные исковые требования прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворены частично. На Комитет образования города Курска возложена обязанность обеспечить финансирование работ по оборудованию входа в здание МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45" г. Курска, расположенного по адресу: "адрес", пандусом или иными специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства. На МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45" г. Курска возложена обязанность оборудовать вход в здание МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45" г. Курска, расположенного по адресу: "адрес", пандусом или иными специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В кассационной жалобе, поданной 17 октября 2023 года через Промышленный районный суд города Курска, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 октября 2023 года, заявитель просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и на нарушение норм процессуального права.
В жалобе указано, что обеспечение входа в здание образовательного учреждения пандусом или иным аналогичным устройством при отсутствии подъемных устройств для инвалидов в самом многоэтажном здании, введенном в эксплуатацию в 1967 году, не обеспечит доступность здания для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения и, соответственно, не обеспечит создание доступной среды во исполнение требований законодательства о соблюдении прав инвалидов. Также обращается внимание на то, что суды не определили, в чем заключается бездействие административных ответчиков, от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, они уклонились.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45" г. Курска является муниципальным учреждением, созданным муниципальным образованием "Город Курск", являющимся его учредителем и собственником. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения от имени муниципального образования "Город Курск" осуществляет Комитет образования города Курска.
По итогам проведенной органами прокуратуры проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты прав инвалидов установлено, что вход в здание МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45" г. Курска, являющееся общедоступным для посещения местом, не оборудован пандусом.
Разрешая заявленные требования и частично удовлетворяя их, суд первой инстанции, проанализировав положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Закон о социальной защите инвалидов), Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", применив правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в определении от 18 июля 2019 года N 1943-О, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу о том, что здание образовательного учреждения не соответствует требованиям законодательства, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей.
Суд апелляционной инстанции, проверив установленные судом первой инстанции обстоятельства, признал указанные выводы обоснованными и не установилоснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам, указав, что они не опровергают выводов районного суда, основанных на исследованных доказательствах и нормах права.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, определяет Закон о социальной защите инвалидов.
В соответствии с указанным Федеральным законом инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности, т.е. полной либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, и вызывающее необходимость его социальной защиты; в зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" (части 1-3 статьи 1).
При осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов, включая детей-инвалидов, необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает создание специальных правовых механизмов, имеющих целью предоставление инвалидам дополнительных преимуществ и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 20-П).
В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (статья 3.1 Закона о социальной защите инвалидов).
Закрепляя в Законе о социальной защите инвалидов полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, - обязанность собственников этих объектов осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (части 1 и 4 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309.
Данный документ включен в перечень нормативно-правовых актов, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 года, установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Соблюдение обязательных требований, содержащихся в данном документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467).
С учетом приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств суды пришли к верным выводам о несоответствии здания МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 45" г. Курска требованиям законодательства, поскольку вход в здание образовательного учреждения не оборудован пандусом, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей.
Изложенные в судебных актах выводы являются мотивированными, основанными на анализе исследованных доказательств, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствуют материалам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, сделанные с учетом обстоятельств дела и конституционных гарантий прав граждан, направлены на иное толкование процессуальных норм и переоценку фактических обстоятельств дела, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Ссылка на то, что обеспечение входа в здание образовательного учреждения пандусом или иным аналогичным устройством при отсутствии подъемных устройств для инвалидов в самом многоэтажном здании, введенном в эксплуатацию в 1967 году, не обеспечит доступность здания для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, судебной коллегией отклоняется, поскольку реализуя свои полномочия в сфере социальной защиты инвалидов, федеральный законодатель установилсистему мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Перечисленные в статье 15 Закона о социальной защите инвалидов гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, в связи с чем организации, независимо от организационно-правовых форм, обязаны создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Промышленного районного суда города Курска от 12 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Курска - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.