Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Р.Е.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 5 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Р.Е.А. к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя Р.Е.А. К.А.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
Р.Е.А. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила признать незаконным решение департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - Департамент) от 23 января 2023 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление.
В обоснование административного иска указала, что с 7 июля 2020 года она включена в реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области, обратилась в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства, в чем ей необоснованно отказано по мотиву расположения последнего за красными линиями.
Решением Левобережного районного суда города Воронежа от 24 мая 2023 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 5 сентября 2023 года решение районного суда отменено, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 октября 2023 года, Р.Е.А. просит отменить апелляционное определение, утверждает, что красные линии, на наличие которых сослался суд апелляционной инстанции, не были утверждены, в обоснование своих выводов суд привел недействующий нормативный правовой акт.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами Р.Е.А. обратилась в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" смежного с земельным участком N, с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Решением Департамента от 23 января 2023 года Р.Е.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на положения подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Фактическим основанием отказа послужило то, что испрашиваемый земельный участок практически полностью находится за границей красной линии, на территории общего пользования.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, районный суд исходил из того, что красные линии установлены в составе Проекта планировки юго-западной части района Шилово, подготовленного открытым акционерным обществом "Воронежпроект" в 2009 году, который не был утвержден; кроме того, координатное описание красной линии, проходящей вдоль боковой межи земельного участка N по "адрес" (кадастровый номер N) отсутствует. В этой связи районный суд указал на отсутствие утвержденных в установленном законом порядке красных линий, которыми бы выделялись границы территории общего пользования, либо иных доказательств отнесения земельного участка к этим территориям.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал, что испрашиваемый Р.Е.А. земельный участок фактически полностью находится за границами красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной. Красная линия проходит и закоординирована вдоль боковой межи земельного участка N (кадастровый номер N) и земельного участка с кадастровым номером N. Данная красная линия утверждена управлением главного архитектора городского округа в установленном порядке на основании Положения о департаменте градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской думы от 14 июля 2010 года N151-III, Положения об управлении главного архитектора департамента градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Воронеж, утвержденного 15 июля 2010 года директором департамента градостроительства и архитектуры городского округа город Воронеж.
Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено, что формирование испрашиваемого земельного участка не соответствует планировочной структуре и функциональному зонированию территории, поскольку предлагаемый к формированию земельный участок выходит за границы существующей застройки.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Действительно, пунктом 6 статьи 11.9унктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Границы территорий общего пользования обозначают красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено принятие уполномоченным органом решений о подготовке документации по планировке территории а также об ее утверждении.
В данном случае судом апелляционной инстанции не установлены данные о принятии таких решений. Данные конкретного документа, свидетельствующего об утверждении разработанного в 2009 году проекта планировки территории в апелляционном определении не приведены. Изложенные в судебном акте сведения о наделении главного архитектора полномочиями по утверждению красных линий сами по себе не свидетельствуют о реализации данных полномочий в отношении названного проекта планировки территории. В этой связи заслуживают внимания доводы кассационной жалобы о необоснованной ссылке суда апелляционной инстанции на красные линии, предусмотренные данным проектом.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции о нахождении образуемого земельного участка за границами красных линий не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, при этом данные о реализации проекта планировки территории, разработанного в 2009 году, и фактическом наложении образуемого земельного участка на территории общего пользования судом апелляционной инстанции не установлены, судебная коллегия находит апелляционное определение подлежащим отмене с направлением административного дела на новое судебное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 5 сентября 2023 года отменить, административное дела направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Воронежский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.