N88-36467/2023
N2-111/2023
г. Саратов 15 декабря 2023 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции
в составе судьи Поволоцкой И.А, рассмотрев гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Вега" к Ревину Александру Николаевичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Вега" на апелляционное определение Павловского районного суда Воронежской области от 3 июля 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", Общество) обратилось к мировому судье с иском к Ревину А.Н. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов.
В обоснование иска указало, что Ревин А.Н, являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", не исполняет обязательства по оплате оказываемых истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем образовалась задолженность.
Просило взыскать с Ревина А.Н. задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 4 654 рублей 50 коп, расходы на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, почтовые расходы.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 в Павловском судебном районе Воронежской области от 15 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены частично: с Ревина А.Н. в пользу ООО "Вега" взыскана задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 4 654 рубля 50 коп, расходы на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 1 000 рублей и почтовые расходы в размере 75 рублей 60 коп.
Апелляционным определением Павловского районного суда Воронежской области от 3 июля 2023 года решение мирового судьи в части взыскания с Ревина А.Н. в пользу ООО "Вега" задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 4 654 рубля 50 коп. отменено. В этой части постановлено новое решение, которым с Ревина А.Н. в пользу ООО "Вега" взыскана задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 1 666 рублей 80 коп.
В кассационной жалобе ООО "Вега" оспаривает законность и обоснованность апелляционного определения, принятого по делу, просит его отменить, не согласен с произведенным судом расчетом задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Изучив доводы кассационной жалобы ООО "Вега", возражения на неё Ревина А.Н, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.20211 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее - Правила N 354).
В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, с 1 января 2020 года ООО "Вега" осуществляет деятельность в качестве регионального оператора и оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - услуги по обращению с ТКО) на территории Павловского района Воронежской области.
Информация об этом, а также предложение о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора размещены на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Ревин А.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Услуги по обращению с ТКО региональным оператором оказывались, однако обязательства по их оплате ответчик надлежащим образом не исполнял, в связи с чем за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года образовалась задолженность.
Разрешая спор, мировой судья пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований и взыскания с Ревина А.Н. задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 4 654 рублей 50 коп, расчет которой произведен исходя из двух зарегистрированных и проживающих по указанному адресу лиц.
При этом мировой судья признал правильным применение при расчете задолженности норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории "многоквартирные дома" 2, 29 куб.м./год на 1 проживающего, утвержденного приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 8 октября 2019 года N 184.
Между тем, как установлено судом апелляционной инстанции, решением Воронежского областного суда от 1 июля 2022 года по делу N 3а-459/2022 приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 08 октября 2019 года N 184 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов в размере 2, 29 куб.м./год на одного проживающего признан недействующим с 01 января 2020 года.
Решением Воронежского областного суда от 02 июня 2021 года по делу N 3а-270/2021 также признан недействующим с 01 января 2021 года приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12 января 2021 года N 1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров" в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов для Бутурлиновского и Панинского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.
Таким образом, на 2020 и 2021 годы отсутствуют нормативы потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, утвержденные в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление) в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим.
Как разъяснено в пункте 4 указанного Постановления, споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 309 от 20 декабря 2022 года утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для объектов жилого и общественного фондов на территории Воронежской области.
Пунктом 3.19 названного приказа установлены нормативы накопления ТКО для муниципальных районов Воронежской области для категории "Индивидуальные жилые дома общей площадью до 150 кв. м. включительно сел, поселков, деревень, хуторов, слобод" в размере 1, 64 куб.м./год на 1 проживающего, который применим к ответчику, поскольку он является собственником жилого дома площадью до 150 кв.м.
С учетом изложенного, исходя из тарифов и действующего норматива потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, а также факта отсутствия лиц, проживающих по спорному адресу, судом апелляционной инстанции правильно определен размер задолженности за услуги ТКО в спорный период, подлежащий взысканию с ответчика в пользу ООО "Вега".
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для применения при исчислении задолженности по аналогии норматива потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, утвержденного Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области N 309 от 20 декабря 2022 года, судами проверялись и обоснованно отклонены.
Иных доводов, свидетельствующих о неправильном применении или нарушении судом норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Павловского районного суда Воронежской области от 3 июля 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Вега" - без удовлетворения.
Судья: подпись.
Верно
Судья Первого кассационного суда
общей юрисдикции И.А. Поволоцкая
15.12.2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.