Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Павловой Е.А, Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-746/2023 по иску ФИО14 ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, по кассационной жалобе Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 13 сентября 2023 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, объяснения представителя Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области - ФИО5, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области - ФИО6, возражавшей относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО7 обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания. В обоснование заявленных требований указал, что 15 января 2011 года между истцом и Бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Орловской области "Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов", действующим от имени собственника жилого помещения Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области, заключен договор N 5 социального найма жилого помещения, состоящего из одной комнаты, общей площадью 29, 2 кв.м, в том числе жилой 22, 9 кв.м, по адресу: "адрес". На основании указанного договора в жилом помещении, помимо истца, проживают члены его семьи. Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГг. N-р указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из многоквартирного дома, Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области поручено в течение 3 месяцев со дня приобретения жилых помещений, организовать переселение граждан, предоставив им жилые помещения по договорам социального найма. Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р срок осуществления мероприятий по проектированию и строительству жилых помещений для предоставления гражданам был установлено до ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени жилое помещение взамен аварийного не предоставлено, а проживание в спорном многоквартирном доме, признанным аварийным, угрожает жизни и здоровью истца и членов его семьи.
Просил предоставить ему по договору социального найма жилое помещение, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 29, 2 кв.м.
В связи со смертью ФИО7О. судом первой инстанции в порядке правопреемства произведена замена истца на ФИО13Г.
Определением суда первой инстанции произведена замена ненадлежащего ответчика - Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области на надлежащего - Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области. Кроме того, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области.
Решением Советского районного суда г. Орла от 17 апреля 2023 года исковые требования ФИО13Г. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания удовлетворены.
Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области обязан осуществить мероприятия по строительству жилого помещения для предоставления ФИО13Г. и членам ее семьи ФИО9О, ФИО10О, ФИО10О, ФИО11Оглы, ФИО8К. в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области обязан в течение одного месяца после окончания строительства жилых помещений предоставить ФИО13Г. и членам ее семьи ФИО9О, ФИО10О, ФИО10О, ФИО11О, ФИО8К. по договору социального найма жилое помещение, равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 29, 2 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 13 сентября 2023 года решение Советского районного суда г. Орла от 17 апреля 2023 года отменено.
Принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО13К. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области и Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области обязаны предоставить ФИО13К. на состав семьи пять человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 29, 2 кв.м.
Исковые требования ФИО13К. к Правительству Орловской области оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает законность и обоснованность судебного постановления апелляционной инстанции, просит его отменить. Считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7О. (мужем истца ФИО13К.) и Бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания Орловской области "Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее БСУ СО ОО "Ивановский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов"), действующим от имени собственника жилого помещения Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области, заключен договор N социального найма жилого помещения, состоящего из комнаты, в 4-х квартирном доме, общей площадью 99, 2 кв.м, в том числе жилой 22, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Совместно с ФИО7О. в жилое помещение вселены члены его семьи: сын ФИО9О, сын ФИО10О, сын ФИО10О, сын ФИО11О, дочь ФИО8К.
На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору N социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в указанное жилое помещение вселена супруга ФИО7О. - ФИО13К.
Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести сбор данных о нанимателях жилых помещений многоквартирного дома и обеспечить определение потребностей в жилых помещениях.
Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГг. осуществить мероприятия по приобретению в собственность Орловской области жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из многоквартирного дома.
Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области поручено в течение 3 месяцев со дня приобретения жилых помещений, организовать переселение граждан, предоставив им жилые помещения по договорам социального найма.
Основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу явилось заключение ОАО "Промводпроект" от ДД.ММ.ГГГГг, которым установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", достиг недопустимого технического состоянии - рухнул, дом восстановлению не подлежит, дом демонтировать.
Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р в распоряжение Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р внесены изменения:
Департаменту дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области поручено обеспечить осуществление мероприятий по проектированию и строительству жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из многоквартирного дома, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области в течение 3 месяцев со дня регистрации права собственности Орловской области на построенные жилые помещения поручено организовать переселение граждан из многоквартирного дома, предоставив им жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
Контроль за исполнением распоряжения возложен на первого заместителя Губернатора Орловской области в Правительстве Орловской области и заместителя Губернатора Орловской области в Правительстве Орловской области по развитию инфраструктуры в соответствии с распределением обязанностей.
Распоряжением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ N-р в Распоряжение Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГг. N-р внесены изменения: в пункте 3 слова " ДД.ММ.ГГГГ" заменить словами " ДД.ММ.ГГГГ".
Контроль за исполнением Распоряжения возложен на заместителя Губернатора Орловской области в Правительстве Орловской области по социальной политике и первого заместителя Губернатора Орловской области в Правительстве Орловской области в соответствии с распределением обязанностей.
Разрешая возникший между сторонами спор, и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 13, 86, 89 ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, Законом Орловской области от 08.11.2006 г. N 633-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Орловской области по договорам социального найма", Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г, исходил из того, что жилое помещение, в котором проживают истец и члены его семьи признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, в связи с чем у ответчиков возникла обязанность предоставить истцу другое жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. Также суд установилсрок исполнения судебного решения.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, о чем вынесено определение от 19 июля 2023г, которым к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Орловской области, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечено Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области "Ивановский специальный дом - интернат для престарелых и инвалидов".
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что совместно с ФИО13К. в спорном жилом помещении зарегистрированы члены ее семьи: сын ФИО9О, сын ФИО10О, сын ФИО11О, дочь ФИО8К.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области за ФИО13К. и членами ее семьи ФИО9О, ФИО10О, ФИО11О, ФИО8К. право собственности на жилые помещения не зарегистрировано.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 13, 49, 57, 86, 87 Жилищного кодекса РФ, п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г..N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г..N 47, Законом Орловской области от 08.11.2006 г..N 633-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Орловской области по договорам социального найма", учитывая, что многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец и члены её семьи, достиг недопустимого технического состоянии - рухнул, в связи с чем признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, он не подлежит восстановлению, отсутствие доказательств предоставления жилого помещения взамен непригодного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении жилищных прав истца и членов ее семьи, в связи с чем они имеют право на предоставление в пользование по договору социального найма равнозначного жилого помещения.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО13К, возложив обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма на Департамент дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области, как на органы исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, которым Правительством Орловской области переданы полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма взамен непригодного для проживания и заключению таких договоров.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства в системном толковании с правоприменительной практикой предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Аналогичная позиция ранее была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в данном случае для правильного разрешения спора необходимо установление обстоятельств реальной опасности проживания в доме для жизни и здоровья истца с учетом состояния дома и его критериев.
Учитывая, что до настоящего времени истцу иное благоустроенное жилое помещение не предоставлено, при этом проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу жизни и здоровью, суд правомерно пришел к выводу о необходимости предоставления истцу благоустроенного жилого помещения.
Доводы жалобы заявителя о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку предоставление жилого помещения истцу связано с исполнением Департаментом дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области поручения Правительства Орловской области об обеспечении осуществления мероприятий по проектированию и строительству жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из многоквартирного дома.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебного постановления являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента дорожного хозяйства, транспорта и реализации государственных строительных программ Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.