Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Галимовой Н.Р, судей Коровина А.И, Автономова С.А, при секретаре судебного заседания Махмутовой А.Р, с участием прокурора Асадуллиной В.А, осужденного Шапкина И.И. и его адвоката Буравовой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по кассационному представлению заместителя прокурора Свердловской области Родченкова П.В. на апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 27 июля 2023 года, которым изменен приговор Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 29 мая 2023 года.
Приговором Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 29 мая 2023 года
Шапкин Илья Исламович, родившийся "данные изъяты", осужденный:
- 16 мая 2023 года мировым судьей судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Екатеринбурга по п. "в" ч. 2 ст. 115 УК РФ к наказанию в виде 320 часов обязательных работ, осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам лишения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ, с учетом положений п. "г" ч. 1 ст. 71 УК РФ, согласно которым одному дню лишения свободы соответствует 8 часов обязательных работ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания и наказания, назначенного приговором мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Екатеринбурга от 16 мая 2023 года, окончательно назначено 8 лет 1 месяц лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
Мера пресечения в виде запрета определенных действий изменена на заключение под стражу. Шапкин И.И. взят под стражу в зале суда.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ в срок лишения свободы Шапкину И.И. зачтено время содержания под стражей с 22 мая 2022 года по 24 мая 2022 года и с 29 мая 2023 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима. Кроме того, в срок отбытого наказания зачтено наказание, отбытое по приговору мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Екатеринбурга от 16 мая 2023 года, в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ.
По делу разрешена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 27 июля 2023 года приговор изменен.
Признано обстоятельством, смягчающим наказание Шапкина И.И, предусмотренным п. "д" ч. 1 ст. 61 УК РФ, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств.
Назначенное Шапкину И.И. наказание по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ снижено до 7 лет 5 месяцев лишения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ, с учетом положений п. "г" ч. 1 ст. 71 УК РФ, согласно которым одному дню лишения свободы соответствует 8 часов обязательных работ, путем частичного сложения наказания, назначенного определением судебной коллегии, с наказанием, назначенным приговором мирового судьи судебного участка N4 Железнодорожного судебного района г. Екатеринбурга от 16 мая 2023 года, окончательно к отбытию Шапкину И.И. назначено 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Зачтено в срок отбытия наказания время содержания Шапкина И.И. под стражей с 5 ноября 2022 года по 6 ноября 2022 года по приговору мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Екатеринбурга от 16 мая 2023 года.
Вещественное доказательство: наркотическое средство, хранящееся в камере хранения УМВД России по г. Екатеринбургу, определено хранить до принятия решения но уголовному делу, выделенному в отношении неустановленного лица, предоставившего Шапкину И.И. наркотическое средство.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Коровина А.И, выслушав выступления прокурора Асадуллиной В.А, поддержавшей доводы кассационного представления, осужденного Шапкина И.И. и адвоката Буравовой М.А, возражавших против удовлетворения представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором суда Шапкин И.И. признан виновным и осужден за покушение на незаконный сбыт наркотического средства героина (диацетилморфина) общей массой 5, 95 грамма, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Преступление совершено в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга в период времени и при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Свердловской области Родченков П.В. просит состоявшееся в отношении Шапкина И.И. апелляционное определение отменить, уголовное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.
Считает, что решение суда апелляционной инстанции в отношении Шапкина И.И. нельзя признать законным вследствие чрезмерной мягкости назначенного осужденному наказания. Полагает, что судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о совершении Шапкиным И.И. особо тяжкого преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств.
В обоснование, ссылаясь на нормы закона, указывает, что объективных обстоятельств, свидетельствующих о том, что преступление было совершено Шапкиным И.И. ввиду отсутствия на момент совершения преступления средств к существованию, в материалах дела не имеется. Основания для признания тяжелых жизненных обстоятельств в качестве обстоятельства, смягчающего наказание по настоящему уголовному делу, отсутствуют.
Отмечает, что наличие детей, иждивенцев, ненадлежащее состояние здоровья Шапкина И.И. и членов его семьи учтены судом первой инстанции в качестве смягчающих. Более того, данные обстоятельства сложились у Шапкина И.И. задолго до совершения преступления. Дети рождены с разницей в полтора-два года (27 октября 2017 года, 14 марта 2019 года, 31 мая 2021 года), его супруга "данные изъяты" родила последнего ребенка 4 августа 2022 года, также ранее, а не только на момент совершения преступления весной 2022 года, находилась на иждивении Шапкина И.И. Инвалидность впервые Шапкину И.И. установлена в 2020 году. Кроме этого, согласно характеристике "данные изъяты" (без даты) Шапкин И.И. принят наемным рабочим в мебельный цех, что свидетельствует о наличии у него места работы (т. 2, л.д. 116). Обращает внимание, что в суде первой инстанции при установлении личности Шапкин И.И. также пояснил о наличии места работы у "данные изъяты" (т. 3, л.д. 111), что опровергает версию осужденного, озвученную в суде апелляционной инстанции, об отсутствии источника дохода. Совокупный доход семьи составлял 78 000 рублей (пособия на детей, пенсия по инвалидности), а также, со слов Шапкина И.И, он, работая у "данные изъяты", получал достойную заработную плату (т. 3, л.д. 176). Из оглашенных в суде первой инстанции показаний свидетеля "данные изъяты" данных 22 июня 2022 года, следует, что материальных проблем в семье не было, "так как денежных средств, которые Шапкин И.И. зарабатывал, им хватало на жизнь (т. 2, л.д. 12-14). Сам Шапкин И.И. ни в показаниях, оглашенных в суде первой инстанции, ни будучи допрошенным в судебном заседании, также не заявлял о наличии тяжелых жизненных обстоятельств в виде отсутствия средств на предметы гигиены ребенку и продукты питания, которые бы толкнули его на совершение преступления.
В возражениях на кассационное представление осужденный Шапкин И.И. просит оставить судебные решения без изменения, представление прокурора - без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, возражений осужденного, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями пересмотра дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
При этом согласно ст. 401.6 УПК РФ пересмотр в кассационном порядке приговора, постановления по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены не просто существенные нарушения, а повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Судом апелляционной инстанции такие нарушения закона допущены.
Так, согласно ст. 389.9 УПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам, представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора, законность и обоснованность иного решения суда первой инстанции.
По смыслу положений чч. 3, 4 ст. 389.28 УПК РФ в апелляционном определении указываются мотивы принятого решения, а мотивировка решения суда апелляционной инстанции, во всяком случае, должна основываться на рассмотрении конкретных обстоятельств дела, оценке этих обстоятельств, в том числе доказательств, исследованных самим судом апелляционной инстанции.
В силу ст. 7 УПК РФ судебное решение должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности.
Данным требованиям закона обжалуемое апелляционное определение не отвечает.
Так, согласно уголовному закону наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ); при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ч. 3 ст. 60 УК РФ).
Изменяя приговор и смягчая назначенное осужденному наказание, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что у Шапкина И.И. сложились тяжелые жизненные обстоятельства лично-семейного характера, в силу которых он согласился совершить преступление, чтобы получать денежные средства на содержание малолетних детей, супруги, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, страдающей рядом заболеваний, в связи с чем признал наличие в его действиях обстоятельства, смягчающего наказание, предусмотренного п. "д" ч. 1 ст. 61 УК РФ, а именно совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств.
Вместе с тем, согласно приговору, судом первой инстанции учтены характер и степень общественной опасности преступления, данные о личности виновного и смягчающие наказание обстоятельства, в том числе наличие на иждивении Шапкина И.И. малолетних и несовершеннолетнего детей, состояние здоровья самого осужденного, наличие у него инвалидности, а также состояние здоровья его близких родственников, в том числе супруги, оказание им помощи.
Каких-либо данных, прямо предусмотренных уголовным законом в качестве смягчающих, сведения о которых имеются в материалах дела, но не учтенных судом первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено. При этом все объективные обстоятельства, влияющие на назначение наказания, учтены судом первой инстанции надлежащим образом и в полном объеме.
Стечение тяжелых жизненных обстоятельств относится к смягчающим обстоятельствам только в том случае, если совершенное преступление было вызвано именно этими обстоятельствами. Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств только тогда может быть признано смягчающим наказание обстоятельством, когда виновный действует под влиянием объективных причин.
Объективных обстоятельств, свидетельствующих о том, что преступление было совершено Шапкиным И.И. ввиду отсутствия на момент совершения преступления средств к существованию, в материалах дела не имеется. Основания для признания тяжелых жизненных обстоятельств в качестве обстоятельства, смягчающего наказание по настоящему уголовному делу, отсутствуют.
Как верно отмечено в кассационном представлении, наличие детей, иждивенцев, неудовлетворительное состояние здоровья Шапкина И.И. и членов его семьи учтены судом первой инстанции в качестве смягчающих. Из материалов дела также следует, что многодетная семья Шакина И.И. получала пособия на детей, сам осужденный получал пенсию по инвалидности, а также осуществлял трудовую деятельность у "данные изъяты" где с его слов и слов его супруги "данные изъяты" получал достойную заработную плату, которой хватало на жизнь. В рамках досудебного производства по делу и в суде первой инстанции осужденным ни разу не заявлялось о наличии тяжелых жизненных обстоятельств в виде отсутствия средств на продукты питания и предметы гигиены детям, которые бы вынудили его на совершение преступления.
Таким образом, объективно установленное судом первой инстанции наличие у осужденного Шапкина И.И. проблем семейно-бытового характера, в том числе по причине малого семейного дохода и заработка, несоизмеримых с общественной опасностью совершенного осужденным особо тяжкого преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, судом апелляционной инстанции ошибочно признаны обстоятельством, смягчающим наказание, предусмотренным п. "д" ч. 1 ст. 61 УК РФ.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции не были установлены иные смягчающие обстоятельства или данные о личности виновного, позволяющие прийти к выводу о неправильном применении судом первой инстанции уголовного закона и назначении несправедливого, чрезмерно сурового наказания, решение суда апелляционной инстанции о смягчении назначенного Шапкину И.И. наказания не соответствует вышеуказанным требованиям закона.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения уголовного закона являются существенными, повлиявшими на исход дела, а именно, на наказание, подлежащее отбытию, искажающими саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, поскольку повлекли необоснованное улучшение положения осужденного.
Учитывая, что предусмотренный ст. 401.6 УПК РФ срок не истек, апелляционное определение подлежит отмене, с направлением уголовного дела на новое апелляционное рассмотрение, в ходе которого необходимо устранить допущенные нарушения и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 27 июля 2023 года в отношении Шапкина Ильи Исламовича отменить, уголовное дело передать на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.