Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Тиуновой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Брага Светланы Николаевны на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 4 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 октября 2023 года по административному делу N 2а-1916/2023 по административному исковому заявлению Брага Светланы Николаевны о признании незаконным решения управления имущественных и земельных отношений администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Брага С.Н. обратилась в суд с административным иском к управлению имущественных и земельных отношений администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края (далее - Управление) о признании незаконным решения от 14 апреля 2023 года N 1238/01-03 об отказе в предоставлении земельного участка площадью 847 кв.м, расположенного по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Магистральная, с кадастровым номером "данные изъяты"; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" для ведения огородничества.
В обоснование иска указано, что 11 апреля 2023 года истец обратилась в Управление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". Решением от 14 апреля 2023 года в предоставлении земельного участка ей было отказано со ссылкой на п. 18 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). С данным решением истец не согласна, поскольку в силу закона на земельном участке с разрешенным использованием "для ведения огородничества" не допускается возведение объектов капитального строительства, следовательно, в рассматриваемом случае положения п. 18 ст. 39.16 ЗК РФ не применимы.
Решением Кунгурского городского суда Пермского края от 4 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 октября 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 31 октября 2023 года, административный истец Брага С.Н. просила указанные судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что на земельных участках, предназначенных для ведения огородничества, запрещено возведение объектов капитального строительства, поэтому истцу не могло быть отказано в предоставлении земельного участка в аренду со ссылкой на п. 18 ст. 39.16 ЗК РФ; постановление органа местного самоуправления, которым спорный участок включен в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, с приложениями не было опубликовано в периодическом печатном издании, вследствие чего оно не вступило в законную силу; до изменения вида разрешенного использования земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был предназначен для магазина, поэтому он не мог быть включен в вышеуказанный перечень.
Административным ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 6 декабря 2023 года отказано в удовлетворении ходатайства представителя административного истца Зинькевич Е.В. о проведении заседания суда кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 КАС РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
В соответствии с подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Как следует из собранных доказательств и установлено судами, с 14 октября 2020 года на кадастровом учете состоит земельный участок площадью 847 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: Пермский край, г. Кунгур, ул. Магистральная (категория земель - земли населенных пунктов; вид разрешенного использования - ведение огородничества).
11 апреля 2023 года в Управление поступило заявление административного истца от 7 апреля 2023 года о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" на основании п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, п. 1б Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2022 года N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы".
Решением Управления от 14 апреля 2023 года в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано, поскольку он включен в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в целях реализации ст. 39.5 ЗК РФ и Закона Пермского края от 1 декабря 2011 года N 871-ПК "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края N 871-ПК). Документы, определенные ст. 3 указанного закона Пермского края, заявителем не представлены. Также обжалуемый отказ содержит ссылку на п. 18 ст. 39.16 ЗК РФ.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение соответствует закону; испрашиваемый земельный участок предназначен для предоставления многодетным семьям, к которым семья истца не относится; постановление органа местного самоуправления, которым спорный участок включен в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, не оспорено, является действующим.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в силу следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона Пермского края N 871-ПК земельные участки на территории Пермского края, находящиеся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются многодетным семьям в собственность: бесплатно; без торгов и предварительного согласования места размещения объекта; для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, садоводства, огородничества, животноводства.
Установив, что на момент обращения в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в аренду данный участок был включен в перечень земельных участков на территории Кунгурского муниципального округа Пермского края, предназначенных для предоставления многодетным семьям, утв. постановлением администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края от 18 марта 2022 года N 171-01-09-384 (в редакции постановления от 30 марта 2023 года N 171-01-09-376), а семья истца не является многодетной, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что Управление правомерно отказало в предоставлении земельного участка.
Ссылка в оспариваемом решении на положения п. 18 ст. 39.16 ЗК РФ не свидетельствует о наличии оснований для признания его незаконным, поскольку изложенные в решении обстоятельства позволяют заключить, что фактически в удовлетворении заявления истца отказано по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов).
Как разъяснено в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Доводы жалобы о том, что на земельном участке, предназначенном для ведения огородничества, запрещено строительство, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, так как согласно Закону Пермского края N 871-ПК земельные участки предоставляются многодетным семьям не только для индивидуального жилищного строительства, но и для огородничества.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона Пермского края N 871-ПК перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, изменения и дополнения к нему утверждаются органами местного самоуправления Пермского края и подлежат опубликованию в течение 10 рабочих дней после утверждения в средствах массовой информации, а также размещению на официальном сайте органа местного самоуправления Пермского края.
Постановление администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края от 30 марта 2023 года N 171-01-09-376 в установленном законом порядке не оспорено, поэтому доводы жалобы о том, что оно фактически не вступило в силу, подлежат отклонению.
Доводы жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" до включения в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, был предназначен под магазин, правового значения не имеют, поскольку вид разрешенного использования данного земельного участка "ведение огородничества" установлен постановлением администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края от 28 марта 2023 года N 171-01-09-355, и после этого 30 марта 2023 года земельный участок включен в вышеуказанный перечень.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов. Поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кунгурского городского суда Пермского края от 4 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 16 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Брага Светланы Николаевны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.