Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Тиуновой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Алапаевское на решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 27 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 10 октября 2023 года по административному делу N 2а-606/2023 по административному исковому заявлению Самойловой Ларисы Сергеевны о признании незаконным решения об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, объяснения представителя административного ответчика Телегина С.О. и представителя заинтересованного лица МКУ "Расчетный центр муниципального образования Алапаевское" Сердюк Н.Ю, поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Самойлова Л.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Алапаевское (далее - Администрация) о признании незаконными решения от 3 марта 2023 года об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также действий, выразившихся в отказе в назначении указанной компенсации как медицинскому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.
В обоснование иска указано, что Самойлова Л.С. проживает и зарегистрирована в сельской местности по адресу: "данные изъяты". Поскольку в соответствии с законодательством Свердловской области ей положена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг, она обратилась в Администрацию. 3 марта 2023 года истцу было отказано в назначении и выплате такой компенсации в соответствии с Законом Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 26-ОЗ "О порядке предоставления меры социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленной законами Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области N 26-ОЗ) по причине отсутствия у нее права на данную меру социальной поддержки, так как она не является собственником, нанимателем либо членом семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Данный отказ Самойлова Л.С. считает незаконным, поскольку Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы, осуществляющих работу в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП (далее - Порядок), Закон Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 26-ОЗ предусматривают возможность выплаты компенсации по месту жительства или пребывания гражданина, а в перечне причин отказа в назначении и выплате компенсации такие основания, как отсутствие права собственности на жилое помещение, в котором проживает заявитель, или неподтверждение того, что заявитель является членом семьи собственника, отсутствуют.
Решением Алапаевского городского суда Свердловской области от 27 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 10 октября 2023 года, административный иск удовлетворен. Оспариваемое решение Администрации признано незаконным; на Администрацию возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов административного истца и сообщить о принятых мерах в суд в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной 15 ноября 2023 года, административный ответчик просил судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что родственные отношения между Самойловой Л.С. и собственниками жилого помещения, в котором она проживает, отсутствуют, членами семьи они не являются, вместе не проживают; права на меру социальной поддержки истец не имеет; не будучи собственником жилого помещения, истец не несет обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг, поэтому претендовать на компенсацию расходов она не вправе.
Административным истцом представлены возражения на кассационную жалобу.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд административного истца и представителей иных заинтересованных лиц, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей административного ответчика и заинтересованного лица, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, административный истец Самойлова Л.С. работает ГБУЗ СО "Алапаевская ССМП" на структурном посту Алапаевской станции скорой медицинской помощи села Голубковское в должности фельдшера скорой медицинской помощи с 14 января 2023 года, является медицинским работником в сельской местности. При этом по месту жительства она зарегистрирована в селе Кировском Алапаевского района Свердловской области, а по месту пребывания на период с 22 декабря 2022 года по 1 декабря 2027 года - в селе Невьянское того же района.
В жилом помещении площадью 26, 6 кв.м, расположенном по адресу: "данные изъяты" Самойлова Л.С. зарегистрирована и проживает одна. Жилое помещение принадлежит на праве собственности Самойловой Н.В, Самойлову Р.А, Самойловой К.Р, Самойловой С.Р.
Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, Самойлова Л.С. не имеет.
28 февраля 2023 года Самойлова Л.С. обратилась в Администрацию с заявлением о назначении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как медицинскому работнику, проживающему и работающему в сельской местности. К заявлению приложены: справка с места работы от 14 февраля 2023 года N 49; копия свидетельства о регистрации по месту пребывания по адресу: "данные изъяты"; копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости по адресу: "данные изъяты"; справка Невьянской сельской администрации МО Алапаевское от 27 февраля 2023 года N 108; платежные документы АО "ЭнергосбыТ Плюс", ЕМУП "Спецавтобаза", чеки об оплате коммунальных услуг Самойловой Л.С.
3 марта 2023 года Администрацией принято решение об отказе в назначении Самойловой Л.С. компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием у нее права на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку Самойлова Л.С. не является собственником или членом семьи собственника жилого помещения.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 21 Закона Свердловской области от 21 ноября 2012 года N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 26-ОЗ, Порядком и пришел к выводам о том, что право на получение указанной компенсации у Самойловой Л.С. имеется и не может быть ограничено законом, устанавливающим порядок ее получения, так как это противоречит Конституции Российской Федерации, а нормы Закона Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 26-ОЗ не ставят право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для медицинского работника, работающего в сельской местности, в зависимость от наличия у такого работника подтвержденного статуса собственника жилого помещения либо члена семьи собственника занимаемого им жилого помещения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что административный ответчик не истребовал от иных государственных органов, не предлагал представить административному истцу дополнительные документы, необходимые для установления факта пребывания истца в качестве члена семьи собственника, тем самым, с учетом пунктов 6, 8, 13 Порядка, безосновательно отказал Самойловой Л.С. в назначении компенсации, что привело к нарушению ее прав и законных интересов.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и фактических обстоятельствах дела, подтвержденных собранными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Частью 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет соответствующих бюджетных ассигнований.
Законом Свердловской области от 21 ноября 2012 года N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области" предусмотрено, что медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций и фармацевтических организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, медицинских организаций и фармацевтических организаций муниципальной системы здравоохранения, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, а также медицинским и фармацевтическим работникам, осуществляющим работу в обособленных структурных подразделениях медицинских организаций и фармацевтических организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области, медицинских организаций и фармацевтических организаций муниципальной системы здравоохранения, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 26-ОЗ мера социальной поддержки по полной или частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная законами Свердловской области, предоставляется лицу, имеющему право на ее получение, в случае, если он является: нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; собственником или членом семьи собственника жилого помещения.
Порядок назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом от 21 ноября 2012 года N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области" на территории Свердловской области утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП.
В соответствии с подп. 1 п. 5 Порядка компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти Свердловской области и медицинских организаций муниципальной системы здравоохранения в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона Свердловской области от 21 ноября 2012 года N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", занимающим должности согласно номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Компенсация назначается по заявлению заинтересованного лица (п. 6 Порядка).
В назначении компенсации расходов отказывается в случае отсутствия у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, права на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (подп. 1 п. 13 Порядка).
Установив, что Самойлова Л.С. является медицинским работником медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти Свердловской области и расположенной в сельском населенном пункте, проживает в сельской местности на территории Свердловской области, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права административного истца.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2, 4 ст. 3 КАС РФ).
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П).
В Российской Федерации как правовом и социальном государстве должны обеспечиваться условия для достойной жизни граждан, поддерживаться доверие граждан к закону и действиям государства, обеспечиваться баланс публичных и частных интересов.
При рассмотрении заявления Самойловой Л.С. Администрация формально исходила из того, что истец не соответствует критериям, установленным ст. 2 Закона Свердловской области от 24 апреля 2009 года N 26-ОЗ для предоставления мер социальной поддержки, и не приняла во внимание, что расходы на оплату коммунальных услуг в жилом помещении по адресу: "данные изъяты" фактически несет Самойлова Л.С. Отказывая в назначении компенсации, Администрация не приняла мер к установлению того, на каком основании Самойлова Л.С. вселена в вышеуказанное жилое помещение, пользуется им и зарегистрирована в нем по месту пребывания.
Вопреки доводам жалобы оснований считать, что бремя содержания жилого помещения несут его собственники, а истец не участвует в соответствующих расходах, не имеется. В Администрацию Самойловой Л.С. представлены чеки об оплате ею коммунальных услуг (л.д. 79, 80).
С учетом изложенного позиция Администрации о том, что истец не имеет права на получение меры социальной поддержки, обоснованно оценена судами критически.
Нормы материального права применены судами первой и второй инстанций правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в решении суда и апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность обжалуемых судебных актов и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алапаевского городского суда Свердловской области от 27 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 10 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Алапаевское - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.