Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-687/2023 по иску Жидковой Светланы Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете пенсии, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Жидкова С.В. обратилась суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Отделение) о включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы с 01 октября 1992 года по 25 января 1993 года в Индивидуальном частном предприятии Исаенко "Ульяна" (далее - ИЧП "Ульяна"), с 30 января 1993 года по 25 мая 1996 года в Товариществе с ограниченной ответственностью "Элика" (далее - ТОО "Элика"), перерасчете размера пенсии и выплате недополученной пенсии с 06 июня 2017 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000 руб.
В обоснование требований указала на то, что с 06 июня 2017 года ей назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При вынесении решения периоды работы с 01 октября 1992 года по 25 января 1993 года в ИЧП "Ульяна", с 30 января 1993 года по 25 мая 1996 года в ТОО "Элика" не засчитаны в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что привело к назначению пенсии в заниженном размере.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2023 года исковые требования Жидковой С.В. удовлетворены частично. На Отделение возложена обязанность по включению в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Жидковой С.В. периодов работы с 01 октября 1992 года по 25 января 1993 года в ИЧП "Ульяна", с 30 января 1993 года по 25 мая 1996 года в ТОО "Элика"; осуществлению перерасчета пенсии Жидковой С.В. и доплате недополученной пенсии с 06 июня 2017 года. В удовлетворении требований о компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 августа 2023 года решение Сургутского городского суда от 13 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты ввиду их незаконности. Указывает на то, что ссылка суда апелляционной инстанции на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П является необоснованной, поскольку в указанном постановлении идет речь об отсутствии уплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов при наличии факта начисления страховых взносов. Тогда как, из наблюдательного дела ИЧП "Ульяна" следует, что организация была зарегистрирована в качестве плательщика страховых взносов только 19 апреля 1993 года, спорный период приходится на время до указанной даты. Суд не дал этому надлежащей оценки, при этом указал, что по информации ИФНС N 11 от 08 февраля 2023 года ИЧП "Ульяна" зарегистрировано 11 октября 1991 года. Таким образом, работодатель, как плательщик страховых взносов не был зарегистрирован в системе Пенсионного фонда Российской Федерации и как следствие не начислял страховые взносы, доказательств осуществления трудовой деятельности на законных основаниях, кроме записи, внесенной в трудовую книжку, истцом не представлено. ИФНС также не располагает сведениями о доходах истца за период с 1992 по 1996 года. В отношении второго оспариваемого периода с 30 января 1993 года по 25 мая 1996 года в ТОО "Элика" представлены доказательства о том, что данная организация была поставлена на учет в Пенсионный фонд Российской Федерации 01 октября 2009 года, ранее не регистрировалась в качестве страхователя и наблюдательное дело в отношении нее не формировалось. Кроме того, суд необоснованно возложил обязанность по перерасчету размера пенсии с даты назначения пенсии. Истцом при назначении пенсии представлено заявление, что она уведомлена о назначении пенсии без оспариваемых периодов, с правом на перерасчет ознакомлена, однако истец с 2017 года, как и в последующие три года, правом на обращение в судебные органы не воспользовалась.
Истец Жидкова С.В, представитель ответчика ОСФР по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Жидкова С.В, 06 июня 1967 года рождения, 10 мая 2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Решением ответчика от 07 сентября 2017 года Жидковой С.В. с 06 июня 2017 года назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". При назначении пенсии периоды работы с 01 октября 1992 года по 25 января 1993 года в ИЧП "Ульяна" и с 30 января 1993 года по 25 мая 1996 года в ТОО "Элика" не включены в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку указанными организациями страховые взносы не уплачивались, отчетность не предоставлялась, что следует из уведомлений пенсионного органа.
Так, согласно уведомлению от 09 сентября 2016 года ИЧП "Ульяна" зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов 09 апреля 1993 года, реорганизовано в ООО "Ульяна" 28 июня 1999 года, в период с 01 октября 1992 года по 25 января 1993 года страховые взносы не уплачивались, отчетность не представлялась; с 01 января 1995 года представлены отчеты без начисления заработной платы и подтверждены справками об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности; исключено из ЕГРЮЛ 02 декабря 2011 года по решению регистрирующего органа, как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ.
Согласно уведомлению от 12 сентября 2016 года ТОО "Элика" зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов 01 октября 2009 года, в период с 30 января 1993 года по 25 мая 1996 года страховые взносы не уплачивались, отчетность не представлялась, исключено из ЕГРЮЛ 11 мая 2011 года по решению регистрирующего органа, как фактически прекратившее деятельность на основании статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ.
О невозможности включения в страховой стаж указанных периодов работы истец была уведомлена, что подтверждается заявлением от 05 июля 2017 года, в котором истец также указала, что с правом на перерасчет ознакомлена и согласна.
Согласно трудовой книжке Жидкова С.В. 01 октября 1992 года принята на работу в ИЧП Исаенко "Ульяна" в качестве кассира (пр. N 24/ок от 01 октября 1992 года), уволена 25 января 1993 года по собственному желанию (пр. N 2/ок от 25 января 1993 года); 30 января 1993 года принята на работу продавцом в ТОО "Элика" (пр. N 17/ок от 30 января 1993 года), 25 мая 1996 года уволена (пр. N 24/ок от 25 мая 1996 года).
По информации ИФНС России от 08 февраля 2023 года сведения о доходах Жидковой С.В. за период с 1992 года по 1996 год отсутствуют. ИЧП "Ульяна" зарегистрировано 11 октября 1991 года, прошло перерегистрацию 16 декабря 2002 года путем создания ООО "Ульяна" ОГРН 1028601682867, впоследствии ликвидировано 02 декабря 2011 года в связи с исключением из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Согласно информации ИФНС России от 08 февраля 2023 года ТОО "Элика" ОГРН 1078617001858 зарегистрировано 20 декабря 1991 года, перерегистрировано 14 мая 2007 года, ликвидировано 11 мая 2011 года в связи с исключением из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Из материалов наблюдательного дела ИЧП Исаенко "Ульяна" следует, что 26 декабря 1994 года учредителем Исаенко Н.В. принято решение о прекращении деятельности предприятия на неопределенный срок в связи с возникшими финансовыми трудностями, увольнении всех работников в соответствии с трудовым законодательством, погашении оставшейся задолженности перед бюджетом.
Также в наблюдательном деле имеется свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия, согласно которому ИЧП Исаенко "Ульяна" зарегистрировано постановлением администрации Сургутского района N 285 от 14 октября 1991 года (рег. N 03-70), находится по адресу: Сургутский район, МО-29, дом быта; основные виды деятельности - ремонт и индивидуальный пошив обуви, ремонт и вязание трикотажных изделий и другие виды деятельности, оговоренные уставом.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы с 01 октября 1992 года по 25 января 1993 года в ИЧП "Ульяна" и с 30 января 1993 года по 25 мая 1996 года в ТОО "Элика", суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 8, 14, 22, 23, 26, 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходил из того, что спорные периоды работы имели место до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования (06 апреля 1999 года), подтверждены трудовой книжкой истца и иными представленными в материалы дела доказательствами, свидетельствующими о том, что в спорные периоды ИЧП "Ульяна" и ТОО "Элика" существовали, как юридические лица, неисполнение данными организациями обязанности по регистрации в пенсионном органе в качестве плательщика взносов, неуплата ими взносов за работников не свидетельствуют о незаконности требований истца, а лишь указывают на нарушение со стороны работодателя установленной законом обязанности, что не должно негативно влиять на пенсионные права работника.
Учитывая также, что при назначении истцу пенсии с 06 июня 2017 года спорные периоды ответчиком не были учтены по основанию сомнительности сведений о факте работы, в связи ликвидацией деятельность работодателей истца была прекращена и истец была лишена возможности представить дополнительные сведения о работе, при этом с учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств на момент назначения пенсии истец имела право на включение спорных периодов в ее страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования о перерасчете пенсии с учетом спорных периодов со дня назначения пенсии подлежат удовлетворению.
При этом суд первой инстанции отметил, что факт подачи при назначении пенсии заявления о том, что она поставлена в известность о не включении в стаж данных периодов, не свидетельствует о злоупотреблении правом и не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что пенсионным органом не было допущено нарушений нематериальных благ и личных неимущественных прав истца, при назначении пенсии истцу были даны соответствующие разъяснения о необходимости представления дополнительных сведений о спорных периодах работы истца, то есть предусмотренная законом обязанность ответчиком исполнена в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа за периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 60 указанных Правил предусмотрено, что записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
В спорный период порядок внесения записей в трудовые книжки регулировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162.
В соответствии с пунктом 1.1 указанной Инструкции, действовавшей до утверждения постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 69 новой Инструкции, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.
Все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (пункт 2.3 Инструкции).
Согласно пункту 4.1 Инструкции при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Из указанных положений следует, что трудовая книжка работника при внесении в нее соответствующих записей в порядке, предусмотренном действующим на момент внесения таких записей законодательством, является достоверным доказательством трудовой деятельности у соответствующего работодателя; в случае внесения в трудовую книжку неправильных и неточных сведений сведения о таких периодах подлежат подтверждению иными доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.
Между тем, как установлено судами, записи о работе в спорные периоды в трудовую книжку истца внесены надлежащим образом со ссылкой на приказы о приеме и увольнении, заверены печатями, исправлений не содержат, хронологическая последовательность внесения указанных записей не нарушена, при этом факт существования в спорные периоды юридических лиц ИЧП "Ульяна" и ТОО "Элика" на основании сведений налогового органа подтвержден и не оспорен ответчиком, в связи с чем у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о включении в стаж истца указанных периодов работы.
Доводы кассационной жалобы о том, что ИЧП "Ульяна" и ТОО "Элика" в периоды работы истца на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации не состояли, уплату страховых взносов не производили, доказательств осуществления трудовой деятельности на законных основаниях, кроме записи, внесенной в трудовую книжку, истцом не представлено, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
При этом концепция страховой природы пенсионного обеспечения, когда в страховой стаж стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов, введена на территории Российской Федерации с 01 января 2002 года, с даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях".
Пунктом 2 статьи 29 указанного закона, подлежащего применению с 01 января 2015 года в части норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, ему не противоречащей, предусмотрено, что к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование.
Согласно статьям 235, 236 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего до 01 февраля 2002 года, все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.
Из указанных положений следует, что периоды работы до 01 января 2002 года при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию (за исключением лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (часть 3 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях")) учитываются в страховой стаж независимо от уплаты страховых взносов, включение в страховой стаж периодов работы с 01 января 2002 года обусловлено уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.
Таким образом, то обстоятельство, что ИЧП "Ульяна" и ТОО "Элика" в периоды работы истца на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации не состояли, уплату страховых взносов не производили, не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, равно как и ссылка ответчика на то, что иных документов о работе в спорные периоды, кроме трудовой книжки не представлено, т.к. трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность, достоверность записей в трудовой книжке истца не опровергнута.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном возложении обязанности по перерасчету размера пенсии с даты назначения пенсии подлежат отклонению.
Согласно части 7 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21).
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за пенсией).
Согласно пункту 22 Правил обращения за пенсией при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за пенсией).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
С учетом указанных положений, а также принимая во внимание, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии ИЧП "Ульяна" и ТОО "Элика" были ликвидированы и истец была лишена возможности представить дополнительные сведения о работе, при этом в распоряжении пенсионного органа имелось наблюдательное дело ИЧП "Ульяна", в котором содержались сведения о государственной регистрации в качестве юридического лица 14 октября 1991 года, кроме того, сведения о регистрации ИЧП "Ульяна" и ТОО "Элика" имелись в налоговом органе, куда ответчик мог обратиться при принятии решения о назначении истцу пенсии, чего не сделал, принял решение без оценки полноты доказательств, суды правомерно возложили на ответчика обязанность по перерасчету размера пенсии Жидковой С.В. с даты назначения ей пенсии.
Ссылка ответчика на необоснованное указание судом апелляционной инстанции на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П отмены обжалуемых судебных постановлений не влечет.
Изучение материалов дела показало, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как, правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.