Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-870/2023 по иску Меньшиковой Татьяны Николаевны к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" о признании незаконным решения об исключении из Единого списка участников мероприятия, восстановлении в списке участников мероприятия, по кассационной жалобе Меньшиковой Татьяны Николаевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Меньшикова Т.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее Департамент строительства), Акционерному обществу "Ипотечное агентство Югры" (далее АО "Ипотечное агентство") о признании незаконным решения от 21 апреля 2020 года об исключении из Единого списка граждан из числа коренных малочисленных народов, подавших до 31 марта 2013 года заявление на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке участников мероприятия.
В обоснование требований указала на то, что в 2011 году она, как лицо из числа коренных малочисленных народов Севера, была признана участником мероприятия с целью получения жилищной субсидии составом семьи 2 человека (она и ее дочь "данные изъяты" года рождения). Впоследствии состав семьи изменился, по ее заявлению в состав семьи для получения субсидии включена дочь ФИО2 2018 года рождения, и супруг ФИО1 Решением ответчика от 21 апреля 2020 года она снята с учета на получение жилищной субсидии в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии, поскольку ее супруг в период с 17 июня по 08 сентября 2015 года оформил право собственности на жилые помещения, расположенные по адресу: "данные изъяты", общей площадью 52, 9 кв.м.; "данные изъяты", общей площадью 53, 1 кв.м. Данное решение считает незаконным, так как ее супруг был трудоустроен к индивидуальному предпринимателю и о том, что документы оформлялись на супруга, она не знала. Ежегодно с 2016 года она подавала документы на получение субсидии, ответчик уже с того времени имел возможность и обязан был направить запросы в соответствующий орган для получения сведений о наличии/отсутствии прав на недвижимое имущество. С 2015 года уполномоченный орган решений об исключении ее семьи из списка не принимал. На момент принятия решения она являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований Меньшиковой Т.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июня 2023 года решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 23 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты ввиду их незаконности. Указывает на то, что земельный участок по адресу "данные изъяты" был предназначен для строительства трехквартирного блокированного жилого дома сроком на 3 года с 10 июля 2013 года по 10 июля 2016 года. Соглашение о расторжении договора аренды на указанный земельный участок заключено 09 сентября 2015 года с администрацией с.п. Хулимсунт. В тот период ее супруг был трудоустроен у индивидуального предпринимателя, она знала, что он работает в сфере строительства, однако о том, что документы для строительства оформлялись на ее супруга, она не знала. Кроме того, она ежегодно подавала заявления на получение субсидии в следующем году, начиная примерно с 2016 года, ответчик уже с того времени имел возможность и обязан был направить запросы в соответствующие органы о наличии либо отсутствии прав на недвижимое имущество. С 2015 года уполномоченный орган решений об исключении ее семьи из списка участников мероприятия не принимал, при том, что ответчик располагал всей необходимой документацией относительно нуждаемости ее семьи, был наделен правом на проведение проверочных мероприятий и получение документов в порядке межведомственного взаимодействия. На момент принятия решения она и ее семья являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Истец Меньшикова Т.Н, представитель ответчика Департамента строительства, представитель ответчика АО "Ипотечное агентство" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 11 июля 2011 года решением ОАО "Ипотечное агентство Югры" Меньшикова (Шмонина) Т.Н, составом семьи 2 человека (истец и дочь ФИО3.), признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п.
В последующем состав семьи истца изменился в связи с рождением детей и регистрацией брака, по заявлению Меньшиковой Т.Н в состав участников мероприятия для расчета субсидии были включены: дочери ФИО4 а также супруг ФИО5
25 сентября 2019 года Меньшикова Т.Н. обратилась с заявлением о предоставлении субсидии в 2020 году на состав семьи 5 человек, указав, что она и члены ее семьи в собственности жилых помещений не имеют, за период 5 лет, предшествующих подаче заявления, жилищные условия путем отчуждения жилого помещения не ухудшали.
При проверке документов было установлено, что в период с 17 июня 2015 года по 08 сентября 2015 года в собственности супруга истца ФИО6 находились жилые помещения, расположенные по адресу: "данные изъяты", общей площадью 173, 90 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 16 апреля 2020 года.
21 апреля 2020 года АО "Ипотечное агентство" принято решение об исключении Меньшиковой Т.Н. из Единого списка предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим заявление до 31 декабря 2013 года, по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 5 Приложения N 16 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 346-п, в связи с утратой оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком N 346-п. Утрата оснований произошла в связи с отсутствием нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку в период с 17 июня по 8 сентября 2015 года после оформления права собственности на жилые помещения, расположенные по адресу: Березовский район, с. Няксимволь, ул. Геологов, д. 16, кв. 1, 2, 3, обеспеченность истца стала составлять более 12 кв.м. на каждого члена семьи.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом площади жилых помещений, расположенных по адресу: "данные изъяты", находившихся в собственности супруга истца ФИО7 в период с 17 июня по 08 сентября 2015 года, истец утратила право на получение мер социальной поддержки, в связи с чем правомерно была исключена из Списка участников мероприятия в связи с утратой оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 октября 2018 года N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2013 года заявления на получение мер государственной поддержки (Приложение N 16) (далее Порядок N 346-п).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 Порядка N 346-п граждане исключаются из списка участников мероприятия в случае утраты оснований, дающих право на получение субсидии в соответствии с Порядком N 346-п (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с Порядком).
Согласно пункту 3 Порядка N 346-п к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв.м.; являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 кв.м.; проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Поскольку участником мероприятия может быть семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, обеспеченность в которой общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 12 кв.м, тогда как, с учетом площади жилых помещений, расположенных по адресу: "данные изъяты" находившихся в собственности супруга истца ФИО8 в период с 17 июня по 08 сентября 2015 года, обеспеченность семьи истца жилой площадью превысила указанную норму, поэтому суды пришли к правильному выводу о том, что истец правомерно была исключена из Списка участников мероприятия, как утратившая право на получение мер социальной поддержки.
Изучение материалов дела показало, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы истца в кассационной жалобе о том, что на момент принятия оспариваемого решения она являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий; с 2015 года уполномоченный орган имел возможность и обязан был направить запросы в соответствующие органы о наличии либо отсутствии прав на недвижимое имущество, однако, проверочных мероприятий не проводил, решений об исключении семьи истца из списка не принимал, не являются основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку решение ответчика не противоречит Порядку N 346-п.
При этом, как установлено судами, в соответствии с пунктом 4 Порядка N 346-п в случае, если в составе сведений о гражданине и (или) членах его семьи произошли изменения, гражданин обязан уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки, не позднее 30 календарных дней, с даты изменения обстоятельств.
Документы, свидетельствующие об изменениях, связанных с жилищными условиями, получением гражданами субсидии из средств бюджета автономного округа, направленных на улучшение жилищных условий, в соответствии с нормативными правовыми актами автономного округа, если они не представлены заявителем и членами его семьи по собственной инициативе, запрашиваются уполномоченной организацией в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, именно на истца возлагалась обязанность уведомить уполномоченную организацию об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на получение государственной поддержки, ответчик был вправе запросить необходимые документы, если они не представлены заявителем и членами его семьи по собственной инициативе.
Доводы истца о том, что земельный участок по адресу с. Няксимволь, ул. Геологов, д. 16 был предназначен для строительства трехквартирного блокированного жилого дома сроком на 3 года с 10 июля 2013 года по 10 июля 2016 года, 09 сентября 2015 года с администрацией с.п. Хулимсунт было заключено соглашение о расторжении договора аренды на указанный земельный участок, ее супруг был трудоустроен у индивидуального предпринимателя, ей не было известно о том, что документы для строительства оформлялись на ее супруга, также не могут повлечь отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о неверных выводах суда, сделанных в соответствии с применявшимся правовым регулированием.
Приведенные доводы аналогичны правовой позиции истца в суде первой и апелляционной инстанций. Необоснованность данных доводов судами мотивирована. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не имеется.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Меньшиковой Татьяны Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.