Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-6608/2022 по иску Резникова Валерия Михайловича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю, заместителю начальника Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю Худолееву Олегу Валерьевичу, начальнику Информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю Пустэко Алексею Алексеевичу о восстановлении давности срока реабилитации, признании реабилитированным, взыскании компенсации морального вреда, признании права на возмещение имущественного вреда, по кассационной жалобе Резникова Валерия Михайловича на решение Свердловского районного суда г. Перми от 27 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Резников В.М. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту - ГУ МВД России по Пермскому краю) о признании незаконными ответов от 14 апреля 2021 года N10/3-Р-72/2021 и от 29 апреля 2021 года N10/3-Р-72/2021, ущемляющих право на возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных репрессиями; просил признать незаконным и отменить оспариваемое заключение о реабилитации в части вынесенной даты 24 октября 2018 года; восстановить срок о реабилитации с 20 августа 1996 года; взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.; признать право на обращение за возмещением имущественного вреда, причиненного до 24 октября 2018 года.
В обоснование требований указал, что рожден в лагерном пункте спецпоселения репрессированной матерью, лицом немецкой национальности, проживал совместно с ней до 15-летнего возраста, вынуждено помещен в условия явного лишения прав и свобод. В октябре 2018 года ему выдана справка о реабилитации от 24 октября 2018 года с указанием о реабилитации с указанной даты. Полагает, что должен быть реабилитированным совместно с матерью с 20 августа 1996 года. Он не смог получить те меры социальной поддержки, за период до 24 октября 2018 года, которые представлялись лицам, обладающим статусом реабилитированных в соответствующие периоды. Указанные меры поддержки он стал получать только после 24 октября 2018 года, хотя фактически, обладал статусом подвергшегося политическим репрессиям, если не с момента рождения, то с момента принятия Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", в котором были сформулированы критерии отнесения граждан к жертвам произвола тоталитарного государства, репрессированным за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Полагает, что лицо, подвергшееся политическим репрессиям, является таковым не в силу получения справки о реабилитации, которая является лишь правоподтверждающим документом.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 27 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 июля 2023 года, в удовлетворении исковых требований Резникову В.М. отказано.
В кассационной жалобе Резников В.М. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность. Просит принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
От представителя ГУ МВД России по Пермскому краю поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Лица, привлеченные к участию по делу, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда не находит оснований для отмены, либо изменения обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что истец Резников В.М, "данные изъяты", является сыном Резниковой Фриды Карловны.
Резникова (до заключения брака - Карле) Ф.К, 1926 года рождения, реабилитирована на основании пункта "в" статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", справка о реабилитации выдана 20 августа 1996 года УВД Пермской области.
19 октября 2018 года Резников В.М. обратился с заявлением о получении справки о реабилитации по политическим мотивам.
24 октября 2018 года ГУ МВД России по Пермскому краю утверждено заключение о реабилитации в отношении Резникова В.М.
Из материалов архивного дела N 13522 в отношении Карле (Резниковой) Ф.К. следует, что в октябре 1941 года выселена из г. Баку в Казахстан, как лицо немецкой национальности. В 1943 году мобилизована в трудовую армию и направлена в г. Соликамск Молотовской области, где в 1946 году переведена на учет спецпоселения и в местах обязательного поселения оставлена навечно без права возврата к месту прежнего жительства. Снята с учета спецпоселения 31 марта 1956 года. Реабилитирована 22 августа 1996 года УВД Пермской области. Вместе с ней в местах поселений находился сын Резников В.М, "данные изъяты", который в соответствии со статьей 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" подлежит реабилитации.
Указанным заключением Резников В.М. признан реабилитированным, ему выдана справка о реабилитации от 24 октября 2018 года N 3/185208192921, согласно которой в соответствии с частью 1 статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" истец, как находившийся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителей в ссылке, высылке, на спецпоселении, признан подвергшимся политической репрессии и реабилитирован.
11 февраля 2021 года истец обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой о пересмотре заключения, вынесении решения о реабилитации, датой, указанной в справке о реабилитации матери от 21 августа 1996 года N 10/3-Р-259/н-329 УВД Пермской области.
В ответ на указанное обращение истцу был дан ответ, подписанный начальником информационного центра ГУ МВД России по Пермскому краю от 14 апреля 2021 года, согласно которому заключение о реабилитации и справка о реабилитации оформлены в соответствии с требованиями нормативных документов.
29 апреля 2021 года также направлен ответ о рассмотрении обращения и аналогичный ответ на него.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденного приказом МВД России от 23 ноября 2011 года N 1165 (действующего до 08 мая 2021 года), Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации по факту применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, утвержденного приказом МВД России от 01 марта 2021 года N 93 (действующего с 09 мая 2021 года), исходил из того, что статус реабилитированного возникает не автоматически, а только после подачи соответствующего заявление на получение государственной услуги, по результатам рассмотрения которого уполномоченный орган составляет заключение и выдает справку о реабилитации; восстановление срока на реабилитацию не предусмотрено; заявление о признании реабилитированным истцом было подано только 19 октября 2018 года, в связи с чем пришел к выводу о том, что оснований для признания Резникова В.М. реабилитированным с 20 августа 1996 года и восстановления срока реабилитации, не имеется.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав на то, что ответы на обращения истца от 14 апреля 2021 года N10/3-Р-72/2021 и от 29 апреля 2021 года N10/3-Р-72/2021 являются законными и обоснованными, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, исследованным доказательствам.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в том числе в виде выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 указанного Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были, в том числе, подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод (пункт "в" статьи 3 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел. Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.
Решение органов внутренних дел об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан (статья 7 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий").
По состоянию на 19 октября 2018 года (дата обращения истца с заявлением о получении справки о реабилитации) действовал Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий, утвержденный приказом МВД России от 23 ноября 2011 года N 1165, согласно которому заявителями являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и общественные организации, а также органы, предоставляющие меры социальной поддержки и компенсации, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о реабилитации жертв политических репрессий. Заявителями могут быть и иные физические, а также юридические лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в установленном порядке полномочиями выступать от их имени при предоставлении государственной услуги. В соответствии со стандартом предоставления услуги является, в том числе непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется ИЦ.
При проведении проверки факта применения политической репрессии к конкретному лицу ответственный за предоставление государственной услуги ИЦ, в случае необходимости, вправе запрашивать сведения, архивные документы (в том числе архивные справки, выписки, копии) из территориальных органов МВД России на региональном уровне, органов федеральной службы безопасности, органов прокуратуры и других государственных архивов и иных органов, осуществляющих архивное хранение, а также соответствующих органов государств - бывших союзных республик СССР. ИЦ не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Результатом предоставления государственной услуги являются: выдача заявителю справки о реабилитации; мотивированное письмо о решении ИЦ об отказе выдачи справки о реабилитации; заключение о признании реабилитированным, заключение об отказе в признании реабилитированным (о соответствии либо противоречии законодательству Российской Федерации документов о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданных в государствах - бывших союзных республиках СССР).
Срок рассмотрения заявления о реабилитации не может превышать трех месяцев со дня регистрации в подразделении, непосредственно предоставляющем государственную услугу по выдаче справки о реабилитации.
Предоставление государственной услуги осуществляется на основании заявления репрессированного, а равно лица, указанного в пункте 3 Административного регламента, или общественной организации по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя в ИЦ.
Аналогичные положения закреплены действующим Административным регламентом (N 93 от 01 марта 2021 года).
Вопреки ошибочному мнению истца, судами первой и апелляционной инстанций не допущено неправильного применения указанных норм материального права, также не допущено нарушений норм процессуального права, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Установив, что с заявлением о выдаче справки о реабилитации истец обратился только 19 октября 2018 года, суды пришли к обоснованному выводу о том, что именно с данной даты он признан реабилитирован и правовых оснований для изменения указанной даты не имеется.
При этом при выяснении обстоятельств, препятствующих обращению с указанным заявления до 19 октября 2018 года, истец указал только на то, что не был осведомлен о том, что он может обратиться с данным заявлением.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что изложенные в ответах от 14 апреля 2021 года N10/3-Р-72/2021 и от 29 апреля 2021 года N10/3-Р-72/2021 на обращения истца сведения о том, что дата признания реабилитированным не может быть изменена, являются законными и обоснованными.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что признание его реабилитированным должно производится в административном порядке так же, как и его матери, то есть с той же даты, основаны на неверном толковании указанных выше норм материального права и не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Доводы в кассационной жалобе о том, что истец утратил право на проживание по месту жительства матери в г. Баку Азербайджанской Республики, до применения к ней репрессий по политическим мотивам; состоял в очереди на обеспечение жилым помещением в течение 14 лет в г. Екатеринбурге, проживал длительное время в стесненных условиях с матерью инвалидом 1 группы, без компенсации 50% расходов за коммунальные платежи на семью из-за отказа матери по мотивам страха пользоваться правами реабилитированного лица; арендовал для проживания жилье в г. Екатеринбурге; длительное время не получал мер социальной поддержки; утратил льготу вынужденного переселенца при выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в г. Екатеринбурге по государственному жилищному сертификату от 15 сентября 2014 года, а также право на возмещение причиненного имущественного вреда при выселении лиц немецкой национальности по списку; в детском возрасте фактически подвергся мерам принуждения, как вынужденно помещенный на спецпоселение по национальному признаку, что привело к последствиям в виде причинения ему физического и психологического вреда и получения 3 группы инвалидности, основаниями к отмене обжалуемых судебных актов не являются, поскольку на правильность выводов судов не влияют.
Доводы кассационной жалобы заявителя о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанции по обстоятельствам дела.
Поскольку судами материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 27 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Резникова Валерия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.