Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3040/2023 по иску Пономарева Леонида Михайловича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю) о признании решения незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, объяснения Капустиной М.В. представителя Пономарева Леонида Михайловича, действующей на основании доверенности, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пономарев Л.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю) о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми от 16 сентября 2019 года в части отказа в принятии к зачету в стаж в сельском хозяйстве периода работы с 03 января 1984 года по 30 июня 1987 года в качестве председателя исполкома Платошинского сельского Совета народных депутатов в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, о возложении обязанности принять к зачету указанный период и установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по пункту 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" с момента обращения.
В обоснование требований указал, что является пенсионером по старости с 29 марта 2008 года. В 2019 году он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, в удовлетворении заявления отказано. В стаж работы в сельском хозяйстве не включен период работы с 03 января 1984 года по 30 июня 1987 года в качестве председателя исполкома Платошинского сельского Совета народных депутатов, так как наименование производства и профессии не соответствует требованиям Списка N1440 от 29 ноября 2018 года. С принятым решением не согласен, поскольку в Списке N1440 указан председатель организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 29 мая 2023 года Пономареву Л.М. отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года решение Свердловского районного суда г. Перми от 29 мая 2023 года отменено, по делу принято новое решение. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми N1087 от 16 сентября 2019 года в части отказа Пономареву Л.М. во включении в стаж работы в сельском хозяйстве периода с 03 января 1984 года по 30 июня 1987 года и в части отказа в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю возложена обязанность включить в стаж Пономарева Л.М. период работы в сельском хозяйстве с 03 января 1984 года по 30 июня 1987 года, произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01 января 2019 года.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Свердловского районного суда г. Перми от 29 мая 2023 года.
В доводах кассационной жалобы указывает, что при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве для определения наличия права на получение повышения фиксированной выплаты применяется специальный закон - Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ и Правила от 29 ноября 2018 года N1440. Применение судом апелляционной инстанции положений статей 32 и 36 Закона СССР от 20 сентября 1972 года N3352-VIII "О статусе народных депутатов в СССР", в силу которых время работы депутата на выборной должности в органе Совета засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность в органе Совета и что срок полномочий народного депутата СССР засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, службы, стаж работы по прежней специальности, основано на неверном толковании норм материального права. Приведённые номы права не регулируют вопросы исчисления стажа работы в сельском хозяйстве для определения наличия права на получение повышения фиксированной выплаты.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку судом апелляционной инстанции при разрешении спора допущено неверное применение норм материального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Пономарев Л.М. с 30 декабря 1974 года по 02 января 1984 года работал на птицефабрике Платошинская шофером в гараже, инженером-контролером МТМ, диспетчером гаража. Решением Платошинского сельского Совета народных депутатов от 19 января 1984 года Пономарев Л.М. избран на должность председателя исполкома Платошинского сельского Совета народных депутатов избран Пономарев Л.М. 30 июня 1987 года уволен переводом на птицефабрику Платошинская.
10 сентября 2019 года Пономарев Л.М. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Перми с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с решением пенсионного органа об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии N1087 от 16 сентября 2019 года истцу в стаж работы в сельском хозяйстве включены периоды работы: с 30 декабря 1974 года по 02 января 1984 года (09 лет 03 дня) шофером в гараже, инженером-контролером МТМ, диспетчером гаража на птицефабрике Платошинская; со 02 июля 1987 года по 05 сентября 2005 года (18 лет 02 месяца 04 дня) зоотехником по МТС на птицефабрике Платошинская. Всего продолжительность стажа работы в сельском хозяйстве составляет 27 лет 02 месяца 07 дней.
При этом при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве не учтен период работы с 03 января 1984 года по 30 июня 1987 года (03 года 05 месяцев 28 дней) в качестве председателя исполкома Платошинского сельского Совета народных депутатов, поскольку наименование производства и профессии не соответствуют требованиям Списка N 1440 от 29 ноября 2018 года.
Не соглашаясь с принятым решением, полагая, что в стаж работы в сельском хозяйстве подлежат включению также период работы в качестве председателя исполкома Платошинского сельского Совета народных депутатов, Пономарев Л.М. обратился в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", исходил из того, что пенсионным законодательством урегулирован порядок исчисления стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и определен конкретный перечень работ, производств сельского хозяйства и наименование профессий, должностей, специальностей, подлежащих зачету при определении стажа, дающего право на повышение фиксированной выплаты.
Установив, что с 03 января 1984 года по 30 июня 1987 года (03 года 05 месяцев 28 дней) Пономарев Л.М. работал в качестве председателя исполкома Платошинского сельского Совета народных депутатов, наименование производства и профессии не соответствуют требованиям Списка N 1440 от 29 ноября 2018 года, суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения пенсионного органа.
Судом первой инстанции указано, что период работы истца на выборной должности не подлежит учету как работа в сельском хозяйстве и не подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440, должность председателя исполнительного комитета сельского Совета народных депутатов не предусмотрена. Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" не предусматривают возможность учета периода работы на выборной должности при подсчете такого стажа. В указанный период истец не осуществлял непосредственную трудовую деятельность в сельском хозяйстве.
Судом первой инстанции отклонена ссылка истца на положения статьи 36 Закона СССР от 20 сентября 1972 года N 3352-VIII "О статусе народных депутатов в СССР", как основанная на неверном толковании норм материального права. Судом указано, что нормы Закона СССР от 20 сентября 1972 года N 3352-VIII "О статусе народных депутатов в СССР" предусматривают включение времени работы депутата на выборной должности в органе Совета в страховой стаж, в то время как в стаж работы в сельском хозяйстве, в силу его специального правового регулирования, включаются не все периоды, подлежащие зачету в страховой стаж. Закон СССР от 20 сентября 1972 года N 3352-VIII "О статусе народных депутатов в СССР" вопросы подсчета стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, не регулирует.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований Пономарева Л.М, суд апелляционной инстанции исходил из того, что положения статей 32 и 36 Закона СССР "О статусе народных депутатов в СССР" предусматривают зачет времени работы депутата на выборной должности в органе Совета в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность в органе Совета и что срок полномочий народного депутата засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, службы, стаж работы по прежней специальности.
Поскольку до избрания на выборную должность Пономарев Л.М. работал диспетчером гаража на птицефабрике Платошинская, то есть в сельском хозяйстве (птицеводство) по профессии, предусмотренной Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1440, суд пришел к выводу о включении периода работы на выборной должности с 03 января 1984 года по 30 июня 1987 года продолжительностью 03 года 05 месяцев 28 дней в стаж работы в сельском хозяйстве в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Руководствуясь положениями пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", исходя из того, что Пономарев Л.М. обратился за перерасчетом фиксированной выплаты к страховой пенсии в период с 01 января по 31 декабря 2019 года, а именно 10 сентября 2019 года, судом принято решение о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01 января 2019 года.
Судебная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска в силу положений статей 32 и 36 Закона СССР от 20 сентября 1972 года N3352-VIII "О статусе народных депутатов в СССР" основаны на неверном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно положениям статьи 16 указанного закона фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.
При этом положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлены основания и порядок повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Согласно части 14 статьи 17 названного закона, в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Таким образом, при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве для определения наличия права на получение повышения фиксированной выплаты применяется специальный закон, а именно: Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1440.
Согласно пунктам 3, 4 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории СССР до 01 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
В стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются:
а) периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков;
б) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности.
Согласно Списку при подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве. Работа, которая выполнялась до 1992 года в колхозах, машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.
Поскольку действующим законодательством установлен перечень работ, производств сельского хозяйства и наименование профессий, должностей, специальностей, подлежащих зачету при определении стажа, дающего право сельским пенсионерам на повышенную фиксированную выплату, которым не соответствовала выполняемая работа истца в спорные периоды, выводы суда об отказе в удовлетворении требований обоснованы.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в спорный период истец непосредственно не осуществлял трудовую деятельность в сельском хозяйстве, следовательно, период работы на выборной должности не подлежит учету как работа в сельском хозяйстве и не подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1440, должность председателя исполнительного комитета сельского Совета народных депутатов не предусмотрена. Правила, утвержденные этим же постановлением, не предусматривают возможность учета периода работы на выборной должности при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве.
Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, - части 14 статьи 17, частям 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списку работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правилам исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N1440, и обстоятельствам дела.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, не применил. Выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска основаны на положениях статей 32 и 36 Закона СССР от 20 сентября 1972 года N3352-VIII "О статусе народных депутатов в СССР", в то время как приведенные нормы вопросы исчисления периодов работы (деятельности) дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" не регулируют.
Нарушив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к неправомерному выводу об удовлетворении исковых требований Пономарева Л.М.
Ввиду приведенных обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления с оставлением в силе решения Свердловского районного суда г. Перми от 29 мая 2023 года, разрешившего спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и верно установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 29 августа 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Свердловского районного суда г. Перми от 29 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.