Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Чаус И.А, судей
Бурматовой Г.Г, Пашкульской И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа к Диникееву Ильнуру Дамировичу, Диникеевой Олесе Зинуровне, несовершеннолетним "данные изъяты" о выселении без предоставления другого жилого помещения, встречному иску Диникеева Ильнура Дамировича к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о сохранении права пользования жилым помещением, по кассационной жалобе Диникеева Ильнура Дамировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г, объяснения представителя истца Засухина Д.С. по довренности от 29 декабря 2022 г, заключение прокурора Главного гражданско-судебного управления Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Павловой О.А, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа обратилось в суд с иском к Диникееву И.Д, Диникеевой О.З, действующим также в интересах несовершеннолетних "данные изъяты" о выселении без предоставления другого жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что квартира, расположенная по адресу: "данные изъяты" находится в собственности округа и была предоставлена в пользование Диникееву И.Д. по договору найма служебного жилого помещения в срочное пользование для временного проживания. Впоследствии с Диникеевым И.Д. был заключен договор найма на период прохождения службы в отделе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу. Согласно информации Управления войск национальной гвардии Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу Диникеев И.Д. уволен со службы 4 июля 2022 г. Однако требования об освобождении ответчиками жилого помещения не исполнено.
Диникеев И.Д. обратился в суд со встречным иском к Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о сохранении права пользования жилым помещением на условиях договора найма служебного жилого помещения до получения социальной выплаты на приобретение другого жилого помещения или предоставления жилого помещения в собственность или по договору социального найма.
В обоснование требований указал, что он имеет выслугу лет на день увольнения в календарном исчислении - 12 лет 9 месяцев 7 дней, в связи с нуждаемостью в улучшении жилищных условий состоит на учёте для получения единовременной социальной выплаты.
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 марта 2023 г. в удовлетворении иска отказано, в удовлетворении встречного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 августа 2023 г. решение отменено в части отказа в удовлетворении первоначального иска с принятием нового решения, которым исковые требования Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворены.
Диникеева И.Д, Диникееву О.З, "данные изъяты" выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, "данные изъяты", без предоставления другого жилого помещения. С Диникеева И.Д, Диникеевой О.З. в бюджет муниципального образования г.Новый Уренгой взыскана государственная пошлина по 3 000 рублей с каждого. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Диникеев И.Д. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на его незаконность.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения жалобы.
Прокурор дал заключение о соответствии судебного акта требованиям закона.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: "данные изъяты", находится в государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа.
19 февраля 2016 г. Управлением делами правительства Ямало-Ненецкого автономного округа с Диникеевым Д. в отношении спорной квартиры заключён договор найма служебного жилого помещения N 16-11СЛ.
Согласно договору квартира предоставлена Диникееву И.Д. и членам его семьи - Диникеевой О.З. (супруга), "данные изъяты". (сын) во владение и пользование, в связи с прохождением Диникеевым И.Д. службы в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало- Ненецкому автономному округу и на период такой службы. Договор прекращается в связи с окончанием срока службы. В случае расторжения или прекращения договора, в связи окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
9 января 2017 г. Управлением делами правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и Диникеевым И.Д. заключено дополнительное соглашение N 1 к указанному договору найма, которым установлено, что жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в Отделе Федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу и договор заключен на период прохождения нанимателем такой службы.
Вступившим в законную силу решением Новоуренгойского городского суда от 27 мая 2022 г, Диникееву И.Д. отказано в удовлетворении иска к Управлению делами правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о внесении изменений в пункт 3 договора найма служебного жилого помещения от 19 февраля 2016 г. N 16-11СЛ, с изложением его в следующей редакции: "Настоящий договор заключается на период до момента получения Нанимателем социальной выплаты на приобретение (строительства) жилого помещения или предоставления другого жилого помещения в собственность или по договору социального найма".
Семья Диникеевых фактически проживают в спорной квартире и состоят на регистрационном учёте.
Приказом ОМОН "Север" Управления Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 июня 2022 г. N "данные изъяты" с Диникеевым И.Д расторгнут контракт и он уволен из войск национальной гвардии Российской Федерации 4 июля 2022 г. по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет Диникеева И.Д. на день увольнения составила в календарном исчислении 14 лет 4 месяца.
Решением жилищной комиссии Управления Росгвардии России по Ямало-Ненецкому автономному округу, оформленным протоколом заседания жилищной комиссии от 27 апреля 2021 N 3, Диникеев И.Д. с составом семьи 4 человека в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приняты на учёт для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в размере 72 кв.м.
Решением Ямало-Ненецкого автономного округа жилищной комиссии Управления Росгвардии России по Ямало-Ненецкому автономному округу, оформленным протоколом заседания жилищной комиссии от 11 августа 2022 г. "данные изъяты", в учётное дело Диникеева И.Д. внесены изменения, состав его семьи определён в количестве 3 человек, а социальная выплата определена из расчёта 54 кв.м.
Жилых помещений в собственности истец и члены его семьи не имеют.
26 июля 2022 г. в адрес Диникеева И.Д, Диникеевой О.З. были направлены уведомления о необходимости освободить спорное жилое помещение передать его Управлению делами правительства Ямало-Ненецкого автономного округа по акту приёма-передачи.
До настоящего времени семья Диникеевых добровольно не выехали из спорного жилого помещения.
Разрешая первоначальные исковые требования, суд первой инстанции, установив, что на период прохождения службы в Росгвардии Диникеев И.Д, являясь нуждающимся в жилом помещении, подлежал обеспечению служебным жилым помещением в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N3-ФЗ "О полиции", статьи 27 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", в силу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" за ним сохранялось право на служебное жилое помещение, предоставленное ему ранее как coтруднику полиции, пришел к выводу, что сам факт прекращения службы нанимателя, который был в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении и является таковым в настоящее время, не может рассматриваться как достаточное основание для прекращения договора найма служебного жилого помещения в силу части 4 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации до его реального обеспечения жилым помещением в установленном порядке, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Разрешая встречные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 37, части 1 статьи 38 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 г..N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", Положением о предоставлении служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденными Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 сентября 2008 г..N 493-А, Положением о предоставлении служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденными Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 августа 2020 г..N 950-П, части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г..N 3-ФЗ "О полиции", статьи 8 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходил из того, что перечисленные нормативные правовые акты, устанавливающие дополнительные жилищные гарантии сотрудников органов внутренних переведенных в Росгвардию из органов внутренних дел, не предполагают продления (пролонгации) заключенных с ними договоров найма жилых помещений, предоставленных в связи с прохождением и на период такой службы, а лишь устанавливают запрет на выселение сотрудников органов внутренних дел и Росгвардии до обеспечения их жильем, в том числе, после прекращения ими службы, а также того, что в настоящее время нет оснований полагать, что в будущем Диникеев И.Д. не будет снят с учёта для получения единовременной социальной выплаты, причем не в связи с реализацией права на получение единовременной выплаты, а по иным обстоятельствам, предусмотренным пунктом 19 Правил предоставления единовременной
социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г..N1223, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения встречных исковых требований не имеется.
Отменяя решение в части отказа в удовлетворении иска Управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и принимая новое решение об удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что нуждаемость Диникеевых в жилом помещении юридического значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку Диникеев И.Д. уволен со службы, договор служебного найма прекращен, выслуга лет Диникеева И.Д. составляет 14 лет 4 месяца, что менее предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 25 лет выслуги для предоставления дополнительных социальных гарантий, Типовое положение к возникшим правоотношениям неприменимо, к категориям граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, ответчики не относятся, при этом освободить жилое помещение отказываются, Диникеев И.Д. и члены его семьи подлежат выселению из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы (статья 93 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
По смыслу приведенных положений закона, служебные жилые помещения предоставляются на период прохождения службы и по общему правилу подлежат освобождению после ее окончания.
Исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств в соответствии с полномочиями суда апелляционной инстанции в силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволили сделать вывод, что спорное жилое помещение было предоставлено для временного проживания Диникееву И.Д. на период службы, по окончании которой истец должен освободить жилое помещение, а потому оснований для отказа в удовлетворении требований о выселении ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления иного жилья у суда не имелось, поскольку оснований предусмотренных частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключающих возможность выселения из служебного жилого помещения, не имеется.
Доводы жалобы со ссылкой на положения пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2006 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии" основанием для отмены постановленного судебного акта не является.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардий Российской Федерации" (в редакции на момент возникновения спорных отношений) финансовое обеспечение войск национальной гвардии является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 157 и Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности задач осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, а также обеспечения непрерывности осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности.
Пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 157 занимаемые органами управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, военными образовательными организациями высшего образования и иными организациями внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также органами управления, подразделениями, специальными отрядами, отрядами мобильными особого назначения, здания и сооружения, другое недвижимое и движимое имущество со дня вступления в силу настоящего Указа закрепляются на праве оперативного управления за Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 157 лица, проходящие военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, а также гражданский персонал войск национальной гвардии Российской Федерации продолжают проходить военную службу (проходить службу, работать) на замещаемых (занимаемых) должностях без переаттестации и переназначения до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий. Контракты о прохождении военной службы (службы) действуют в течение сроков, на которые они были заключены.
Исходя из этого, пунктом 17 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 157 предписано сохранить за лицами, переведенными в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации из органов внутренних дел Российской Федерации, до предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность право на занимаемые ими жилые помещения специализированного жилищного фонда, возникшее до дня вступления в силу настоящего Указа.
Росгвардия в соответствии с подпунктом 68 пункта 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510, принимает меры по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также по исключению жилых помещений из указанного фонда; осуществляет формирование специализированного жилищного фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета; реализует право военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту, сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии на обеспечение их жилыми помещениями, в том числе служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях, в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в силу пункта 17 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 157за сотрудниками сохраняется право пользования жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности, ранее закрепленного за органами управления, вошедших в состав Росгвардии формирований, и переданного в оперативное управление Росгвардии, при этом сотрудник должен проживать в жилом помещении на момент издания Указа.
Между тем в рамках настоящего спора судом установлено, что спорное жилое помещение изначально находилось в собственности субъекта Российской Федерации, не передавалось ни в казну Российской Федерации, ни в оперативное управления органов Росгвардии, при заключении договора найма специализированного жилого помещения от имени наймодателя также выступал автономный округ.
При таком положении суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для сохранения права пользования жилым помещением за ответчиком.
Судом апелляционной инстанции верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие нарушений процессуального закона.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 августа 2023 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Диникеева Ильнура Дамировича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.