Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Шушкевич О.В, с участием прокурора Ботева В.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-226/2023 по иску Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Верхнесалдинского городского округа Свердловской области к Председателю Думы городского округа седьмого созыва Гурееву Игорю Геннадьевичу о признании распоряжений незаконными, взыскании денежных средств, по кассационной жалобе Гуреева Игоря Геннадьевича на решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Верхнесалдинский городской прокурор Свердловской области обратился в суд с иском в интересах Верхнесалдинского городского округа Свердловской области к Председателю Думы городского округа седьмого созыва Гурееву И.Г. о признании незаконными распоряжения председателя Думы Верхнесалдинского городского округа:
N 79-к от 23 ноября 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года", N 86-к от 18 декабря 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за 2018 год", N 89-к от 19 декабря 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года", N 61-к от 19 декабря 2019 года "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года", N 31-к от 25 июня 2020 года "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года", N 65-к от 24 декабря 2020 года "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года";
о взыскании с Гуреева И.Г. в пользу бюджета Верхнесалдинского городского округа Свердловской области незаконно полученные премии в сумме 183 829 руб. 24 коп, и дополнительные денежные вознаграждения в сумме 45 197 руб. 28 коп, всего 229 026 руб. 52 коп.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Председателем Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва является Гуреев И.Г, осуществляет полномочия на основании решения Думы Верхнесалдинского городского округа N 2 от 03 октября 2017 года. В период с ноября 2018 года по декабрь 2020 года ответчиком самому себе в результате издания оспариваемых распоряжений незаконно установлены и финансовым органом администрации Верхнесалдинского городского округа произведены выплаты на общую сумму 229 026 руб. 52 коп. Считает, что ответчиком нарушены положения статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", подпункта 10 пункта 2 статьи 12-2 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-03 "О противодействии коррупции в Свердловской области". Нарушение выразилось в неурегулировании в установленном порядке конфликта интересов при решении вопроса о выплате самому себе премий и дополнительных вознаграждений. В результате незаконного начисления и выплаты денежных средств ответчиком причинен ущерб бюджету Верхнесалдинского городского округа Свердловской области.
Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 23 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 июля 2022 года исковые требования Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Верхнесалдинского городского округа Свердловской области удовлетворены частично. Распоряжение Председателя Думы городского округа Гуреева И.Г. от 25 июня 2020 года N31-к "О выплате председателю Думы городского округа И.Г. Гурееву дополнительного денежного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года" признано незаконным. С Председателя Думы городского округа Гуреева И.Г. в бюджет Верхнесалдинского городского округа Свердловской области взысканы денежные средства в сумме 19 617 руб. 39 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований Верхнесалдинскому городскому прокурору отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 года решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 23 марта 2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 июля 2022 года в той части, которой Верхнесалдинскому городскому прокурору Свердловской области отказано в удовлетворении исковых требований к Председателю Думы городского округа седьмого созыва Гурееву И.Г. о признании незаконными распоряжений и о взыскании денежных сумм. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 16 января 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области.
Определением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 17 февраля 2023 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Председатель Думы Верхнесалдинского городского округа восьмого созыва Сурова Елена Борисовна.
Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 10 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 июля 2023 года, исковые требования Верхнесалдинского городского прокурора удовлетворены. Признаны незаконными распоряжения председателя Думы Верхнесалдинского городского округа N 79-к от 23 ноября 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года", N 86-к от 18 декабря 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за 2018 год", N 89-к от 19 декабря 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года", N 61-к от 19 декабря 2019 года "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года", N 65-к от 24 декабря 2020 "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года". С Гуреева И.Г. в пользу бюджета Верхнесалдинского городского округа взысканы незаконно полученные премии в сумме 165 211 руб. 85 коп, и дополнительные денежные вознаграждения в сумме 45 197 руб. 28 коп.
В кассационной жалобе Гуреев И.Г. ставит вопрос об отмене решения Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 10 апреля 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 июля 2023 года, как незаконных, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе повторяет свою позицию, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций. Настаивает на том, что распоряжения о выплате премий и дополнительного денежного вознаграждения приняты им в пределах организационно-распорядительных полномочий, соответствуют решениям Думы городского округа от 26 января 2011 года N419, от 28 апреля 2011 года N461, от 25 сентября 2018 года N118, которыми прямо предусмотрено, что ежемесячные премии и дополнительные выплаты, в том числе единовременного характера, устанавливаются и выплачиваются председателю Думы городского округа - непосредственно председателем Думы городского округа. Выплаты производились в пределах фонда оплаты труда, при выплате превышения фонда оплаты труда председателя Думы городского округа не допущено. В связи с чем считает, что издание оспариваемых распоряжений и получение спорных сумм не свидетельствует о совершении коррупционного проступка - несоблюдение требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов. Он получал гарантированную законом и решениями Думы городского округа заработную плату, в связи с чем не обязан уведомлять о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий. Также возражает против выводов судов о наличии в его действиях недобросовестности, поскольку самостоятельных решений он не принимал, все его распоряжения основаны на решениях Думы городского округа.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, заслушав мнение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва от 03 октября 2017 года N2 Председателем Думы городского округа на постоянной основе избран Гуреев И.Г.
Председателем Думы Верхнесалдинского городского округа Гуреевым И.Г. изданы распоряжения
N 79-к от 23 ноября 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года", размер премии - 50% от должностного оклада с учетом фактически отработанного времени;
N 86-к от 18 декабря 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за 2018 год", размер премии определен в сумме 146 265 руб. 43 коп.;
N 89-к от 19 декабря 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года", размер премии - 50% от должностного оклада с учетом фактически отработанного времени;
N 61-к от 19 декабря 2019 года "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года", размер дополнительного денежного вознаграждения определен в сумме 1 641 руб. 36 коп. с учетом уральского коэффициента;
N 31-к от 25 июня 2020 года "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года", размер дополнительного денежного вознаграждения определен в сумме 21 410 руб. с учетом уральского коэффициента;
N 65-к от 24 декабря 2020 года "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года", размер дополнительного денежного вознаграждения определен в сумме 24 938 руб. 53 коп.
Указанные в распоряжениях суммы отражены в расчетных листках за соответствующий месяц как премия за выполнение особо важных и сложных заданий и выплачены Гурееву И.Г. из бюджета Верхнесалдинского городского округа Свердловской области.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 Положения о Департаменте противодействия коррупции Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 25 января 2023 года N 23-УГ, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по профилактике коррупционных правонарушений, осуществлен контроль за соблюдением запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, председателем Думы Гуреевым И.Г.
В рамках контроля установлено, что по решениям председателя Думы определены размеры и выплачены Гурееву И.Г.: в 2018 году: ежемесячные премии по результатам работы, надбавки к должностному окладу за допуск к государственной тайне, единовременная выплата материальной помощи и премия по результатам работы за год в сумме 496 476 руб. 54 руб.; в 2019 году: дополнительное денежное вознаграждение по результатам работы за год в сумме 1 641 руб. 36 руб.; в 2020 году: дополнительные денежные вознаграждения по результатам работы, за 1 полугодие и год в сумме 43 555 руб. 89 коп. Общая сумма установленных и выплаченных Гуреевым И.Г. себе дополнительных выплат за 2018-2020 годы составила 541 673 руб. 79 коп.
Департамент противодействия коррупции Свердловской области пришел к выводу о том, что председатель Думы при принятии решений о размере премий при имеющейся вариативности сумм самостоятельно оценил свою деятельность, чем нарушил право Думы Верхнесалдинского городского округа на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных полномочий. Действия председателя Думы Гуреева И.Г. по изданию распоряжений о выплате материальной помощи без наличия установленных решениями Думы Верхнесалдинского городского округа размеров и оснований и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств являются коррупционным правонарушением - несоблюдением требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов.
Основываясь на положениях, содержащихся в части 71 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ и подпункта 8 пункта 2 статьи 12-2 Закона Свердловской области N 2-ОЗ, учитывая, что сообщение о возникновении личной заинтересованности от Гуреева И.Г. не поступало, Департаментом подготовлено заключение от 30 июня 2021 года, которое в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 Положения о рабочей группе, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 09 октября 2015 года N 449-УГ, представлено Заместителю Губернатора Свердловской области - руководителю Аппарата Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области, руководителю рабочей группы Чайникову В.А.
Согласно выписке из протокола заседания рабочей группы от 27 сентября 2021 года N 3 при рассмотрении материалов о несоблюдении председателем Думы Гуреевым И.Г. требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов установлено, что в рассматриваемом случае им допущено несоблюдение требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов (решение принято единогласно, проголосовало 6 членов рабочей группы из 6 присутствующих).
Приведенные выводы комиссии явились основанием для рассмотрения Думой Верхнесалдинского городского округа вопроса об освобождении Гуреева И.Г. от занимаемой должности (письмо Департамента от 07 октября 2021 года N 43-01-81/1383-К).
Согласно информации Думы Верхнесалдинского городского округа от 16 ноября 2021 года NП-170, выписка из протокола заседания рабочей группы рассмотрена на очередном заседании Думы 12 ноября 2021 года, полномочия председателя Думы Гуреева И.Г. решено не прекращать досрочно в связи с утратой доверия (решение Думы от 12 ноября 2021 года N387).
Ссылаясь на отсутствие у Гуреева И.Г. полномочий на принятие спорных распоряжений, на нарушение им положений статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", подпункта 10 пункта 2 статьи 12-2 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-03 "О противодействии коррупции в Свердловской области", которое выразилось в неурегулировании в установленном порядке конфликта интересов при решении вопроса о выплате самому себе премий и дополнительных вознаграждений, Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Верхнесалдинского городского округа Свердловской области к Председателю Думы городского округа седьмого созыва Гурееву И.Г. о признании незаконными названные распоряжения и о взыскании выплаченных сумм.
Как уже указывалось выше, решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 23 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 июля 2022 года, исковые требования Верхнесалдинского городского прокурора удовлетворены частично. Распоряжение Председателя Думы городского округа Гуреева И.Г. от 25 июня 2020 года N31-к "О выплате председателю Думы городского округа И.Г. Гурееву дополнительного денежного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года" признано незаконным, с Гуреева И.Г. в бюджет Верхнесалдинского городского округа Свердловской области взысканы денежные средства в сумме 19 617 руб. 39 коп.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в данной части, суд первой инстанции исходил из отсутствия нормативного акта, предусматривающего возможность выплаты председателю Думы городского округа И.Г. Гурееву дополнительного денежного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года. Судебные акты в указанной части ни в апелляционном, ни в кассационном порядке не обжаловались, в связи с чем предметом рассмотрения суда кассационной инстанции не являлись. Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 года состоявшиеся судебные акты отменены в той части, которой Верхнесалдинскому городскому прокурору Свердловской области отказано в удовлетворении исковых требований к Гурееву И.Г.
Повторно рассматривая заявленный спор, с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 года, суд первой инстанции, руководствовался положениями пунктов 1 и 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1102, пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 34, 35, 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 1, частей 1 и 2 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", абзаца 6 пункта 1 статьи 2 Закона Свердловской области от 26 декабря 2008 года N 146-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области", подпункта 8 пункта 3 статьи 12-2, подпункта 3 статьи 14 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N2-ОЗ "О противодействии коррупции в Свердловской области", Указа Губернатора Свердловской области от 17 февраля 2020 года N 55-УГ "О некоторых вопросах организации деятельности по профилактике коррупционных правонарушений", методических рекомендаций Минтруда России от 26 июля 2018 года N 18-0/10/П-5146 по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, статьи 22, части 2 статьи 23, пункта 6 части 1 статьи 27 Устава Верхнесалдинского городского округа, принятого решением Думы от 16 июня 2005 года N28, решения Думы Верхнесалдинского городского округа N 461 от 28 апреля 2011 года, с учетом изменений, внесенных решением Думы N567 от 31 августа 2017 года, которым утвержден Порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе выплат
единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Верхнесалдинского городского округа (пункты 3, 18, 21, 24, 25, 26, 36), решения Думы Верхнесалдинского городского округа от 25 сентября 2018 года N 118 "О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе", действующего с 01 января 2019 года (пункт 10).
Из системного анализа приведенных норм права судом сделан вывод о том, что представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления, депутат представительного органа местного самоуправления является лицом, замещающим выборную муниципальную должность, председатель представительного органа муниципального образования признается лицом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования. Выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности. Учитывая особенности статуса выборных должностных лиц местного самоуправления им предоставляются гарантии осуществления полномочий. К числу таких гарантий относится своевременная и в полном объеме выплата заработной платы. При этом органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Названный кодекс относит принятие муниципальных правовых актов по указанному вопросу к числу оснований возникновения расходных обязательств муниципального образования. Вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание Председателя Думы городского округа, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Думы Верхнесалдинского городского округа Свердловской области.
Судом установлено, что в период с 2011 года до 01 января 2019 года порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе выплат единовременного характера, для выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, регулировался решением Думы Верхнесалдинского городского округа N 461 от 28 апреля 2011 года. С 01 января 2019 года оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе, регулируется решением Думы городского округа от 25 сентября 2018 года N118. Однако порядок назначения премии и дополнительного денежного вознаграждения, порядок определения их размера председателю Думы Верхнесалдинского городского округа в указанных решениях не приведен, указывается лишь на возможность такой выплаты. Гурееву И.Г. как председателю Думы Верхнесалдинского городского округа не предоставлены правомочия на решение данных вопросов.
Судом указано, что премия по результатам работы, предусмотренная решениями Думы N 461 и N 118, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности председателя Думы представительным органом муниципального образования - Думой Верхнесалдинского городского округа. Такая оценка до решения вопроса о премировании Гуреева И.Г. уполномоченным органом не производилась.
Исходя из установленных обстоятельств, судом сделан вывод о том, что у Гуреева И.Г, как председателя Думы, отсутствовали полномочия на установление самому себе системы оплаты труда, включающей выплаты стимулирующего характера, поскольку муниципальный правовой акт уполномоченным органом - Думой Верхнесалдинского городского округа не принимался.
Действия председателя Думы Гуреева И.Г. по установлению размера дополнительных выплат и последующее получение на основании собственных распоряжений денежных средств признаны коррупционным правонарушением, поскольку им допущено несоблюдение требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, суммы выплат установлены Гуреевым И.Г. самостоятельно, с Думой Верхнесалдинского городского округа такие решения не согласовывались. Гуреев И.Г. уведомление о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о принятии мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов в порядке, предусмотренном Указом Губернатора Свердловской области от 17 февраля 2020 года N 55-УГ, на имя Губернатора Свердловской области не направлял. Личная заинтересованность Гуреева И.Г. выражается в получении собственной материальной выгоды. Для реализации личной заинтересованности Гуреевым И.Г. использованы полномочия председателя Думы.
Судом в действиях Гуреева И.Г. установлены признаки недобросовестности, поскольку при осуществлении деятельности им самостоятельно производилось начисление и выплата премии в максимальном размере 50% должностного оклада, при этом в расчетных листках такая премия указывалась как премия за выполнение особо важных и сложных заданий, выполнение таких заданий ответчиком не подтверждено.
Установив указанные обстоятельства, суд принял решение об удовлетворении исковых требований Верхнесалдинского городского прокурора, о признании незаконными распоряжения председателя Думы Верхнесалдинского городского округа N 79-к от 23 ноября 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года", N 86-к от 18 декабря 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за 2018 год", N 89-к от 19 декабря 2018 года "О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года", N 61-к от 19 декабря 2019 года "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года", N 65-к от 24 декабря 2020 "О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года".
Проанализировав расчетные листки по заработной плате суд установил, что Гурееву И.Г. произведена выплата премий за указанный период в общей сумме 165 211 руб. 85 коп, и дополнительного денежного вознаграждения в общей сумме 45 197 руб. 28 коп. В связи с чем судом принято решение о взыскании с Гуреева И.Г. в бюджет Верхнесалдинского городского округа незаконно полученных премий в сумме 165 211 руб. 85 коп, и дополнительного денежного вознаграждения в сумме 45 197 руб. 28 коп.
Суд апелляционной инстанции согласился с приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами суда первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Изложенные Гуреевым И.Г. в кассационной жалобе доводы об отсутствии в его действиях коррупционного проступка, об отсутствии с его стороны недобросовестности при принятии распоряжений и при получении денежных средств, которые, по его мнению, являются заработной платой, о соответствии распоряжений решениям Думы городского округа, основанием для отмены судебных актов не являются.
Позиция стороны ответчика верно проанализирована судами первой и апелляционной инстанций с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22 декабря 2022 года, мотивы, по которым приводимые им доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых судебных актах. Толкование Гуреевым И.Г. норм материального права, регулирующего полномочия председателя Думы Верхнесалдинского городского округа, судами проверено и признано не верным, в результате чего установлены основания для удовлетворения заявленных прокурором требований. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Верно толкуя и применяя приведенные выше нормы права, суды пришли к обоснованному выводу о том, что порядок назначения премии и дополнительного денежного вознаграждения, порядок определения их размера председателю Думы Верхнесалдинского городского округа в решениях Думы городского округа, действующих в период принятия оспариваемых распоряжений, не приведен, указано лишь на возможность такой выплаты. Гурееву И.Г. как председателю Думы Верхнесалдинского городского округа не предоставлены правомочия на решение данных вопросов. Оценки результатов деятельности председателя Думы с целью его премирования представительным органом муниципального образования - Думой Верхнесалдинского городского округа не производилась. Действия Гуреева И.Г. по установлению размера дополнительных выплат и последующее получение их на основании собственных распоряжений обоснованно признаны коррупционным правонарушением, мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов им не предпринималось. Также судами обоснованно в действиях Гуреева И.Г. установлены признаки недобросовестности, поскольку начисление и выплата премии производились в максимальном размере, в расчетных листках такая премия указывалась как премия за выполнение особо важных и сложных заданий, выполнение таких заданий ответчиком не подтверждено.
Таким образом, доводы кассационной жалобы уже являлись предметом исследования и оценки судов и сводятся к выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, при том, что в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных актов не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления. Иное мнение заявителя о том, как должно быть рассмотрено дело и какое решение по заявленным требованиям должно быть принято, не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.
Судебная коллегия отмечает, что производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления нарушений норм материального права и норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гуреева Игоря Геннадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.