Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К.
судей Ишимова И.А, Лезиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-762/2022 по иску Верхнесалдинского городского прокурора к администрации Верхнесалдинского городского округа, муниципальному унитарному предприятию "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства" о возложении обязанности по сносу самовольной постройки и финансированию мероприятий по ее сносу
по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, выслушав объяснения представителя ООО "Газпром Трансгаз Екатеринбург" - Петлюшенко Ю.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Москвитина Н.Н. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Верхнесалдинский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений просил:
- обязать администрацию Верхнесалдинского городского округа в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести финансирование мероприятий по сносу самовольной постройки -строения весовой и сторожки на полигоне ТБО, возведенных в опасной близости от магистрального газопровода-отвода в кадастровом квартале N "данные изъяты"
- обязать МУП "Гор. УЖКХ" в течение двух месяцев с момента поступления денежных средств от администрации Верхнесалдинского городского округа снести самовольную постройку - строение весовой и сторожки на полигоне ТБО, возведенных в опасной близости от магистрального газопровода-отвода в кадастровом квартале N "данные изъяты"
В обоснование иска указано, что в ходе проведения надзорных мероприятий в сфере соблюдения требований федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов установлено, что севернее г. Верхняя Салда Свердловской области расположен магистральный газопровод-отвод к городам Верхняя Салда, Нижняя Салда, Ду 500 мм, рабочее давление 5, 4 мПа, входящий в состав Единой системы газоснабжения Российской Федерации. Собственником газопровода является ПАО "Газпром", эксплуатирующей организацией - ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург". В зоне минимальных расстояний газопровода-отвода на расстоянии 42, 9 м и 57, 3 м располагаются 2 каменных нежилых строения (сторожка и весовая), относящиеся к свалке бытовых и промышленных отходов. В том же месте в опасной близости от газопровода-отвода на расстоянии 48, 2 м располагается деревянное нежилое строение (сарай), а с недавнего времени размещено еще одно каменное строение, напоминающее остановку. Верхнесалдинской городской прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства директору МУП "Гор. УЖКХ", которое не было удовлетворено. Расположение строений без учета установленных ограничений от опасного производственного объекта не нарушает прав газотранспортной организации и не влияет на безопасную эксплуатацию трубопровода, однако создает реальную угрозу жизни и здоровью не только владельцев этих строений, но и неопределенного круга лиц.
Решением Вехнесалдинского районного суда Свердловской области от 27 октября 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 августа 2023 года решение суда отменено в части возложения на администрацию Верхнесалдинского городского округа в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанности произвести финансирование мероприятий по сносу самовольной постройки-строения весовой и сторожки на полигоне твердых бытовых отходов, возведенных в опасной близости от магистрального газопровода-отвода в кадастровом квартале N "данные изъяты", с принятием в этой части нового решения об отказе прокурору в иске. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МУП "Гор. УЖКХ" просит отменить апелляционное определение, оставив в силе решение суда. Выражает несогласие с выводом суда о том, что спорные постройки не являются собственностью муниципального образования, поскольку они расположены на земельном участке, относящемся к муниципальным землям. Утверждает, что органу местного самоуправления было известно об ограничениях по использованию земельных участков, связанных с охранными зонами газопровода. Отмечает, что суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию городского округа обязанность по финансированию мероприятий по сносу построек, поскольку установлен факт недостаточности денежных средств у унитарного предприятия, которое признано банкротом.
Прокуратура Свердловской области в возражениях на кассационную жалобу просит обжалуемое судебное постановление оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемого апелляционного определения, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебного акта, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для его отмены.
Судом установлено, что севернее г. Верхняя Салда Свердловской области расположен магистральный газопровод-отвод к г.г. Верхняя Салда, Нижняя Салда, Ду 500 мм, рабочее давление 5, 4 мПа, акт ввода в эксплуатацию от 26 декабря 1969 года утвержден 09 января 1970 года, входящий в состав Единой системы газоснабжения Российской Федерации. Собственником газопровода является ПАО "Газпром", эксплуатирующей организацией - ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург".
Данный газопровод предназначен для обеспечения природным газом населения, социальных объектов и предприятий Свердловской области, является опасным производственным объектом 1 класса опасности (зарегистрирован в реестре ОПО 24 ноября 2000 года за N А54-00834- 0013).
На расстоянии 42, 9 м и 57, 3 м от оси вышеуказанного газопровода расположены 2 каменных нежилых строения (сторожка и весовая), относящиеся к свалке бытовых и промышленных отходов.
Фактически данные строения и сооружения расположены на территории населенного пункта г. Верхняя Салда в кадастровом квартале "данные изъяты" на значительном удалении (более 700 м по прямой) от полигона ТБО, размещенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты"
В соответствии с таблицей 4 СП 36.13330.2012 в отношении магистрального газопровода-отвода к г.г. Верхняя Салда, Нижняя Салда (Ду 500 мм, рабочее давление 5, 4 мПа) минимальное расстояние составляет 150 м.
Блок 3, 5x5, 9 м и весовая на основании акта приема-передачи основных средств от 21 мая 1998 года, составленного Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением им. Ленина, и акта от 26 декабря 2010 года, составленного МУП "Гор. УЭКХ", передано МУП "Гор. УЖКХ".
Учредителем МУП "Гор. УЖКХ" является администрация Верхнесалдинского городского округа. В соответствии с п. 3.1 Устава МУП "Гор.УЖКХ", утвержденного 21 августа 2013 года, все имущество предприятия находится в муниципальной собственности, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, отражается на его самостоятельном балансе.
Земельный участок, на котором располагаются переданные МУП "Гор. УЖКХ" строения не сформирован и в установленном законом порядке не предоставлен, каких-либо документов, подтверждающих законное размещение данных строений за пределами выделенного под полигон ТБО земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" не имеется, равно как и не имеется доказательств получения необходимых в силу закона согласований/разрешений на возведение/создание данных строений и сооружений.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 113, 209, 222, 294 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 сентября 2017 года N 1083, исходил из того, что спорные объекты являются самовольной постройкой, расположены в охранной зоне магистрального газопровода-отвода, в связи с чем, как препятствующие нормальной эксплуатации газопровода-отвода, подлежат сносу МУП "Гор. УЖКХ", которому они переданы на праве хозяйственного введения, за счет финансирования органа местного самоуправления, являющегося учредителем предприятия и собственником строений.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводом районного суда о самовольном характере спорных объектов недвижимости, посчитал неверным его вывод о том, что спорные строения являются муниципальной собственностью и были переданы органом местного самоуправления предприятию на праве хозяйственного ведения, в связи с чем не усмотрел оснований для возложения на администрацию обязанности по финансированию мероприятий по сносу самовольных построек.
Поскольку решение суда и апелляционное определение в части удовлетворения требования прокурора к МУП "Гор. УЖКХ" не обжалуются, данные судебные акты в указанной части в силу ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ проверке в кассационном порядке не подлежат.
В обжалуемой части судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями (далее - установленные требования) к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Установив, что спорные строения органом местного самоуправления предприятию не передавались, на кадастровом учете не учитывались, суд апелляционной инстанции правомерно не усмотрел оснований для вывода о приобретении администрацией Верхнесалдинского городского округа права собственности на них и признания администрации лицом, обязанным профинансировать ее снос.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие с выводом суда о том, что спорные постройки не являются собственностью муниципального образования, поскольку они расположены на земельном участке, относящемся к муниципальным землям, подлежит отклонению, как направленное на переоценку представленных в деле доказательств. А, кроме того, такая позиция заявителя не соответствует абз. 1 п. 2 ст. 222 ГК РФ.
Ссылка в жалобе на то, что органу местного самоуправления было известно об ограничениях по использованию земельных участков, связанных с охранными зонами газопровода, правового значения для разрешения спора не имеет, возникновение у администрации обязанности по финансированию сноса самовольного строения не влечет.
Вопреки доводам жалобы сам по себе факт недостаточности денежных средств у унитарного предприятия для исполнения судебного решения не является безусловным основанием для возложения на администрацию обязанности произвести финансирование сноса самовольной постройки и в любом случае не освобождает должника от выполнения возложенной на него судом обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Таким образом, для привлечения администрации муниципального образования к субсидиарной ответственности в материалах дела должны быть доказательства того, что муниципальное предприятие является несостоятельным (банкротом) и несостоятельность (банкротство) вызвана собственником его имущества. Между тем таких доказательств судом не установлено, заявитель кассационной жалобы на них не ссылается.
Один лишь факт признания ответчика банкротом не является достаточным основанием для финансирования администрацией возложенных на МУП "Гор. УЖКХ" обязанностей, а вывод суда апелляционной инстанции об отказе прокурору в иске к администрации Верхнесалдиного городского округа признается судебной коллегией правильным.
Иных доводов о нарушении или несоблюдении норм действующего законодательства судом апелляционной инстанции при вынесении им обжалуемого судебного акта ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое апелляционное определение принято с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2023 года заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения его кассационной жалобы. Поскольку жалоба МУП "Гор. УЖКХ" судом кассационной инстанции рассмотрена, оставлена без удовлетворения, с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Городское управление жилищно-коммунального хозяйства" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.