Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-122/2023 по иску Марковой Елены Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконным отказа во включении в специальный педагогический стаж периодов работы, возложении обязанности включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы, по кассационной жалобе Марковой Елены Васильевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Маркова Е.В. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, о признании незаконным отказа ответчика во включении в педагогический стаж периодов работы:
с 11 августа 1997 года по 06 сентября 1999 года в должности воспитателя в средней школе города Набережные Челны;
с 29 сентября 1999 года по 31 декабря 2001 года в должности классного воспитателя в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N1";
с 04 января 2002 года по 31 декабря 2004 года в должности классного воспитателя в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N1";
с 01 июля 2010 года по 31 августа 2010 года в должности заместителя директора в МОУ "Школа-интернат основного общего образования села Халясавэй";
с 01 сентября 2010 года по 07 февраля 2011 года в должности социального педагога в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N1" (МБУ "Средняя общеобразовательная школа N1");
с 10 февраля 2011 года по 30 сентября 2011 года в должности социального педагога в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N1" (МБУ "Средняя общеобразовательная школа N1").
Просила обязать ответчика включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды работы.
В обоснование исковых требований указала, что 10 июня 2022 года обратилась в клиентскую службу в Пуровском районе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 сентября 2022 года ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. В педагогический стаж не были включены вышеуказанные периоды работы, с чем она не согласна.
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 марта 2023 года исковые требования Марковой Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу во включении в специальный педагогический стаж Марковой Е.В, 23 декабря 1974 года рождения, следующих периодов работы:
с 29 сентября 1999 года по 31 декабря 2001 года (2 года 3 месяца 3 дня) в РКС в должности классного воспитателя в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1";
с 04 января 2002 года по 31 декабря 2004 года (2 года 11 месяцев 28 дней) в РКС в должности классного воспитателя в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1";
с 01 июля 2010 года по 31 августа 2010 года (2 месяца 1 день) в РКС в должности заместителя директора в МОУ "Школа-интернат основного общего образования с. Халясавэй";
с 01 сентября 2010 года по 07 февраля 2011 года (5 месяцев 7 дней) в РКС в должности социального педагога в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N1" (МБУ "Средняя общеобразовательная школа N 1");
с 10 февраля 2011 года по 30 сентября 2011 года (7 месяцев 21 день) в РКС в должности социального педагога в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1" (МБУ "Средняя общеобразовательная школа N 1).
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить в специальный стаж Марковой Е.В, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, указанные периоды работы.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июля 2023 года решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 марта 2023 года отменено в части и принято новое решение.
Признан незаконным отказ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу во включении в специальный педагогический стаж Марковой Е.В, 23 декабря 1974 года рождения, периода работы в муниципальном общеобразовательном учреждении "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1" с 01 декабря 2004 года по 31 декабря 2004 года.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу возложена обязанность включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности Марковой Е.В, "данные изъяты", период работы с 01 декабря 2004 года по 31 декабря 2004 года в муниципальном общеобразовательном учреждении "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1".
В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Маркова Е.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части отказа в удовлетворении исковых требований, просит оставить в силе решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 марта 2023 года.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражения, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены оспариваемого апелляционного определения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 10 июня 2022 года Маркова Е.В, "данные изъяты", обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 сентября 2022 года Марковой Е.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не были включены следующие периоды работы: с 19 июля 1995 года по 06 августа 1995 года в должности воспитателя в средней школе города Набережные Челны; с 11 августа 1997 года по 06 сентября 1999 года в должности воспитателя в средней школе города Набережные Челны; с 29 сентября 1999 года по 31 декабря 2001 года в должности классного воспитателя в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N1"; с 04 января 2002 года по 31 декабря 2004 года в должности классного воспитателя в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1"; с 01 июля 2010 года по 31 августа 2010 года в должности заместителя директора в МОУ "Школа-интернат основного общего образования с. Халясавэй"; с 01 сентября 2010 года по 07 февраля 2011 года в должности социального педагога в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1"; с 10 февраля 2011 года по 30 сентября 2011 года в должности социального педагога в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1".
Согласно указанному решению стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил 19 лет 2 мес. 23 дня. Стаж работы в районах Крайнего Севера составил 22 года 2 месяца 15 дней, страховой стаж - 27 лет 10 месяцев 7 дней. С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П страховой стаж Марковой Е.В. составил 28 лет 11 месяцев 24 дня.
Спорные периоды работы подтверждаются сведениями в трудовой книжке Марковой Е.В.
Разрешая спор и отказывая во включении периода работы с 11 августа 1997 года по 06 сентября 1999 года в должности воспитателя в средней школе города Набережные Челны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в спорный период страховые взносы за Маркову Е.В. работодателем не уплачивались, в связи с чем пришел к выводу, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанный период работы истца включению в специальный стаж не подлежит.
Приходя к выводу о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы в должности классного воспитателя в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1" с 29 сентября 1999 года по 31 декабря 2001 года и с 04 января 2002 года по 31 декабря 2004 года, суд первой инстанции принял во внимание должностную инструкцию воспитателя учреждения, утвержденную приказом директора 16 января 2005 года, показания свидетелей "данные изъяты" а также объяснения истца Марковой Е.В, и исходил из того, что в указанные периоды работы Маркова Е.В. в течение полного рабочего дня занималась образовательной и воспитательной деятельностью в детском коллективе - классе указанной средней школы, в течение всего рабочего дня находилась с детьми до уроков, после уроков, во время уроков и перемен, при этом содействовала созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности учеников, вносила необходимые коррективы в систему их воспитания, осуществляла изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, создавала благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого ребенка в классе, способствовала развитию общения, помогала детям решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями, осуществляла помощь обучающимся (воспитанникам) в учебной деятельности, содействовала получению дополнительного образования обучающимися и др.
При этом суд пришел к выводу о тождественности выполняемой истцом работы в должности классный воспитатель той работе, которая в соответствии с должностной инструкцией возлагается на воспитателя.
Удовлетворяя требования истца о включении периода работы в должности заместителя директора в МОУ "Школа-интернат основного общего образования с. Халясавэй" с 01 июля 2010 года по 31 августа 2010 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы истца в должности заместителя директора в МОУ "Школа-интернат основного общего образования с. Халясавэй" с 02 февраля 2009 года по 31 августа 2010 года составляет 1 год 6 мес. 21 день, однако как учитываемые для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости включены лишь 1 год 4 мес. 20 дней. При этом какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что спорный период с 01 июля 2010 года по 31 августа 2010 года не подлежит включению в стаж истца, суду не представлены.
Удовлетворяя требования истца о включении периодов работы с 01 сентября 2010 года по 07 февраля 2011 года и с 10 февраля 2011 года по 30 сентября 2011 года в должности социального педагога в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N1" в специальный стаж, суд первой инстанции, сославшись на пункт 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 78, исходил из того, что в указанные спорные периоды работы социальным педагогом Маркова И.С. непосредственно работала с трудными подростками, детьми, оставшимися без попечения родителей, то есть осуществляла те же трудовые функции, что и социальный педагог в образовательных учреждениях, указанных в пункте 11 указанных Правил.
Поскольку решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований истцом Марковой Е.В. не обжаловалось, предметом проверки суда апелляционной инстанции в указанной части не являлось.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о включении периодов работы в должности классного воспитателя с 29 сентября 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 04 января 2002 года по 30 ноября 2004 года, в должности заместителя директора с 01 июля 2010 года по 31 августа 2010 года, в должности социального педагога с 01 сентября 2010 года по 07 февраля 2011 года и с 10 февраля 2011 года по 30 сентября 2011 года.
Отменяя решение суда в указанной части и отказывая в удовлетворении требований о включении периодов работы с 29 сентября 1999 года по 31 декабря 2001 года и с 04 января 2002 года по 30 ноября 2004 года в должности классного воспитателя в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1" в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, суд апелляционной инстанции исходил из того, что занимаемая Марковой Е.В. должность классного воспитателя не включена в перечень, указанный в разделах 1 и 2 "Наименование должностей" Списка N 781 и Списка N 463; в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 года N 367, должности "классный воспитатель" и "воспитатель" являются различными наименованиями должностей, правовых оснований для установления тождественности указанных должностей у суда первой инстанции не имелось.
Приходя к выводу о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы Марковой Е.В. с 01 декабря 2004 года по 31 декабря 2004 года в МОУ "Тарко-Салинская средняя общеобразовательная школа N 1", суд апелляционной инстанции исходил из того, что Маркова Е.В. в период с сентября 2004 года по декабрь 2004 года была протарифицирована как учитель с нагрузкой 18, 75 часов в неделю или 75 часов в месяц, а также как классный воспитатель. Оплата труда производилась по должности "учитель" и "классный воспитатель". Поскольку Марковой Е.В. в период работы с 01 декабря 2004 года по 31 декабря 2004 года выполнена норма учебной нагрузки, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Период работы с 01 сентября 2004 года по 30 ноября 2004 года не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку формой СЗВ-4-1 подтверждается выполнение педагогической нагрузки в сентябре 2004 года - 24 часа (0, 32 ставки); в октябре 2004 года - 49 часов (0, 62 ставки); в ноябре 2004 года - 49 часов (0, 65 ставки). Доказательств выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Не соглашаясь с выводами суда о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 01 июля 2010 года по 31 августа 2010 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктами 4, 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, исходил из того, что доказательств ведения преподавательской работы в указанный период работы в должности заместителя директора в МОУ "Школа-интернат основного общего образования с. Халясавэй" не представлено, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведений об условии для досрочного назначения страховой пенсии не содержит, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в указанной части.
Отказывая во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 01 сентября 2010 года по 07 февраля 2011 года и с 10 февраля 2011 года по 30 сентября 2011 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что работа социальным педагогом в общеобразовательном учреждении - школе, не предусмотрена пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что спорные периоды работы подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии; должность классного воспитателя подразумевает работу в детском коллективе, работая классным воспитателем, она занималась образовательной и воспитательной деятельностью; истец осуществляла идентичную работу классного воспитателя и воспитателя; доказательств, свидетельствующих о том, что спорный период работы с 01 июля 2010 года по 31 августа 2020 года не подлежит включению в специальный стаж, не представлено; работая в должности социального педагога она непосредственно работала с трудными подростками, то есть осуществляла те же функции, что и социальный педагог у учреждениях, указанных в пункте 11 Правил от 29 октября 2002 года N 781.
Указанные доводы судебной коллегией отклоняются, поскольку по существу повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29 октября 2002 года N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список от 22 сентября 1999 года N 1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 года N 463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Таким образом, оценка пенсионных прав Марковой Е.В. должна производиться либо с применением Списка и Правил от 29 октября 2002 года N 781 ко всем периодам трудовой деятельности либо при последовательном применении законодательства в порядке, предусмотренном подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665.
Поскольку должность "классный воспитатель" не поименована в Списке от 6 сентября 1991 года N 463, Списке от 22 сентября 1999 года N 1067, Списке от 29 октября 2002 года N 781, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения периодов работы в должности классного воспитателя в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Доводы о тождественности должности "классный воспитатель" должности "воспитатель" являются несостоятельными.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей.
Поскольку должности "классный воспитатель" и "воспитатель" являются различными, суд апелляционной инстанции обоснованно не усмотрел оснований для включения спорных периодов в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии. Обстоятельств, свидетельствующих о неправильном наименовании работодателем должности истца, судом апелляционной инстанции не установлено и из материалов дела не следует.
Вопреки ошибочному мнению заявителя оснований для включения периодов ее работы в должности социального педагога не имеется, поскольку данная работа осуществлялась в общеобразовательной школе.
Пункт 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусматривает зачет в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста, работу в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду в ряде образовательных учреждений: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии; в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа; в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; в учреждениях социального обслуживания (пункты 1.3, 1.5, 1.6, 1.11 и 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка соответствующих должностей и учреждений, утвержденного тем же Постановлением Правительства Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 869-О-О).
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете характера и особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.
Доводы жалобы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанций, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 3976, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Марковой Елены Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.