Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдова Т.И, судей Грудновой А.В, Ложкаревой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-4074/2023 по иску Козловой Ирины Геннадьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности произвести зачет периодов работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Козлова И.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (после реорганизации Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности произвести зачет периодов работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указала, что 14 сентября 2022 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как работнику, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 23 сентября N257810/22 в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности. Период работы учителем биологии в муниципальном образовательном учреждении "Основная общеобразовательная школа N35" в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа-Югры зачтен с условием предоставления подтверждающих справок. Период работы с 06 сентября 1996 года по 01 сентября 2001 года в государственном учреждении "Гимназия "БЕСТ" г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан в страховой стаж не включен.
В связи с изложенным Козлова И.Г. просила включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы:
- с 04 сентября 2003 года по 13 января 2007 года учителем биологии в муниципальном общеобразовательном учреждении "Основная школа N35" г. Сургут Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, - с 06 сентября 1996 года по 01 сентября 2001 года учителем биологии в государственном учреждении "Гимназия "БЭСТ" г. Петропавловск, Северо-Казахстанской области, Республики Казахстан, - назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14 сентября 2022 года.
Определением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 мая 2023 года производство по делу в части требований Козловой И.Г. о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 14 сентября 2022 года прекращено в связи с отказом истца от данного требования.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2023 года исковые требования Козловой И.Г. удовлетворены частично. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность включить в стаж работы Козловой И.Г, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 06 сентября 1996 года по 01 сентября 2001 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Козловой И.Г. отказано.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ставит вопрос об отмене решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 мая 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2023 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В доводах кассационной жалобы указывают на неверное применение судами положений Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", а также Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года. Поскольку в Республике Казахстан с 27 июля 1996 года педагогические работники не пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение, период работы Козловой И.Г. с 06 сентября 1996 года по 01 сентября 2001 года не подлежит включению в педагогический стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения. Полагает, что изменение пенсионного законодательства Республики Казахстан, отмена института досрочных пенсий имеет решающее значение для определения права на пенсию на территории Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений исходя из доводов кассационной жлобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 сентября 2022 года Козлова И.Г, "данные изъяты", зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации 25 октября 2001 года, обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 23 сентября 2022 года N257810/22 Козловой И.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии, ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности. По подсчету пенсионного органа при необходимом стаже работы продолжительностью 25 лет, в наличии у истца имеется 20 лет 3 месяца 19 дней.
В педагогический стаж Козловой И.Г. в частности не включен период работы с 06 сентября 1996 года по 01 сентября 2001 года учителем биологии в государственном учреждении "Гимназия "БЭСТ" г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область Республика Казахстан.
Полагая такое решение незаконным, нарушающим её право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, Козлова И.Г. обратилась в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", а также Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г..Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исходил из того, что Козлова И.Г. в период с 06 сентября 1996 года по 01 сентября 2001 года работала учителем биологии в государственном учреждении "Гимназия "БЭСТ" г..Петропавловск Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан. Период работы истца подтвержден записями в трудовой книжке, архивной справкой работодателя. Списками, поименованными в подпункте "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрена должность "учитель" и образовательное учреждение для детей "гимназия".
Поскольку определение права на пенсию в силу международных соглашений определяется по пенсионному законодательству Российской Федерации, уплата страховых взносов до 31 декабря 2001 года в целях включения периода работы в страховой стаж не требовалась, судом первой инстанции принято решение о возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обязанности включить в стаж работы Козловой И.Г, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", период работы с 06 сентября 1996 года по 01 сентября 2001 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с принятыми судами судебными актами.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа об отсутствии в Республике Казахстан закона об установлении педагогическим работникам пенсии на льготных основаниях, не является основанием к отказу в учете периода работы истца, протекавшего на территории этого государства, в специальный стаж в силу следующего.
Правоотношения в области пенсионного обеспечения регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии).
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу положений части 1.1 названной статьи страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию в 2022 году она назначается не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 18 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, заключенного в г. Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года, назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Соглашение было ратифицировано Республикой Казахстан законом Республики Казахстан от 7 декабря 2020 года N381-VI, Российской Федерацией - Федеральным законом от 9 ноября 2020 года N354-ФЗ и вступило в силу для всех участников Соглашения с 1 января 2021 года.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, в данном случае из Республики Казахстан, судебными инстанциями, вопреки ошибочному мнению заявителя, применены верно.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие у истца подтвержденного в предусмотренном законом порядке стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в спорный период судами установлены верно и в полном объеме.
Установив, что Козлова И.Г. с 06 сентября 1996 года по 01 сентября 2001 года работала учителем биологии в государственном учреждении "Гимназия "БЭСТ" г. Петропавловск, Северо-Казахстанской области, Республики Казахстан, т.е. осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, дающую право на досрочное назначение пенсии, наименование должности и учреждения, в котором она работала, соответствовали Списку от 06 сентября 1991 года N 464, действовавшему в период трудовой деятельности, а также Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, действующему в настоящее время, подтверждение уплаты страховых взносов за данный период не требуется, суды, руководствуясь положениями Соглашения от 13 марта 1992 года и Соглашения от 20 декабря 2019 года, применяя пенсионное законодательство Российской Федерации, пришли к верному выводу о том, что спорный период работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Приведенные пенсионным органом в кассационной жалобе доводы о том, что в Республике Казахстан с 27 июля 1996 года педагогические работники не пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение, период работы после указанной даты учителем в гимназии не давал Козловой И.Г. право на льготную пенсию в Республике Казахстан, в связи с чем она не имеет права на досрочное пенсионное обеспечение в Российской Федерации, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций. Приведенные доводы являлись предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как не основанные на нормах приведенного выше законодательства.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Вопреки мнению заявителя, судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда первой инстанции и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.