Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-245/2023 по иску Министерства здравоохранения Челябинской области к Решетовой Любови Анатольевне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, неустойки, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Челябинской области на решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 03 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Челябинской области Андрияшевой К.Е, поддержавшей доводы жалобы, ответчика Решетовой Л.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Министерство здравоохранения Челябинской области обратилось в суд с иском к Решетовой Л.А. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты в размере 346 469 руб. 62 коп, неустойки в размере 100 000 руб.
В обоснование иска указало, что в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", сторонами 24 марта 2016 года заключен договор N9 на получение единовременной компенсационной выплаты, по условиям которого Министерство предоставляет медицинскому работнику - ответчику единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб, а ответчик обязуется отработать в ГБУЗ "Районная больница п. Увельский" (ранее - МБУЗ "Увельская центральная районная больница") по основному месту работы на условиях, установленных трудовым договором от 24 марта 2016 года, в течение пяти лет, начиная с даты заключения договора, договором предусмотрена обязанность медицинского работника возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, за исключением случаев, предусмотренных данным договором. Обязательства по договору Министерством здравоохранения Челябинской области исполнены в полном объеме, денежные средства в размере 1 000 000 руб. перечислены на счет ответчика. 30 июня 2019 года трудовые отношения между ГБУЗ "Районная больница п. Увельский" и ответчиком прекращены на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника). На момент расторжения трудового договора часть единовременной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду и подлежавшей возврату в бюджет, составляла 346 469 руб. 62 коп. В добровольном порядке ответчик денежные средства не вернула.
Решением Южноуральского городского суда Челябинской области от 11 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 03 августа 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель третьего лица ГБУЗ "Районная больница п. Увельский", сведения о причинах неявки не представил. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 03 марта 2016 года Решетова Л.А. работала в ГБУЗ "Районная больница п. Увельский" (ранее - МБУЗ "Увельская центральная районная больница") в должности врача - невролога.
24 марта 2016 года между Министерством здравоохранения и Решетовой Л.А. заключен договор на получение единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с которым Министерство на основании статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предоставляет медицинскому работнику единовременную компенсационную выплату, а медицинский работник обязуется отработать в течение пяти лет по основному месту работы в Муниципальном (государственном) учреждении здравоохранения - МБУЗ "Увельская центральная районная больница" на условиях, установленных трудовым договором от 03 марта 2016 года N 10/03, заключенным между МБУЗ "Увельская центральная районная больница" и медицинским работником; единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику для улучшения его уровня жизни и благосостояния, в том числе на приобретение жилого помещения и (или) земельного участка для жилищного строительства в порядке и на условиях установленных частями 12.1, 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноябре 2010 года N 323-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; исчисление пятилетнего срока, указанного в пункте 1.1 настоящего договора, начинается с момента заключения настоящего договора; Министерство обязано обеспечить предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения настоящего договора; медицинский работник обязан осуществить трудовую функцию по основному месту работы на условиях установленных трудовым договором от 03 марта 2016 года N 10/03 (пункты 1.1, 1.2, 1.3, 2.2.1 Договора).
В соответствии с пунктом 3.2. данного Договора медицинский работник в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечении пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), обязан возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному времени. При неисполнении или ненадлежащем исполнении медицинским работником обязательств, предусмотренных пунктом 2.2 Договора, а именно отработать в учреждении в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с учреждением медицинский работник уплачивает неустойку в размере 10 процентов от предоставленной единовременной компенсационной выплаты.
Платежными поручениями от 23 мая 2016 года N696880 и N 696873 Министерством ответчику перечислена единовременная компенсационная выплата в общей сумме 1 000 000 руб.
30 июня 2019 года трудовые отношения между ГБУЗ "Районная больница п. Увельский" и Решетовой Л.А. прекращены по инициативе работника - на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 18 июня 2019 года N932.
Из копии трудовой книжки Решетовой Л.А, трудового договора от 13 сентября 2022 года следует, что 13 сентября 2022 года она принята на работу в ГБУЗ "Районная больница п. Увельский" врачом - неврологом по основному месту работы на неопределенный срок, с 01 октября 2022 года врачом приемного отделения, где продолжает работать в настоящее время.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что целью правовой нормы, содержащейся в части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Суд отметил, что в вышеуказанном Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию "единовременная выплата", а именно, она должна носить компенсационный характер, то есть, единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты. При этом порядок использования компенсационной выплаты законодателем не регулируется, полученные денежные средства медицинский работник может использовать как на приобретение недвижимости, так и на потребительские нужды, главное условие для получившего компенсационную выплату медицинского работника - отработать 5 лет в сельской местности, тогда как целевые средства выделяются на строго определенные законом цели.
С учетом изложенного, а также факта трудоустройства истца в то же медицинское учреждение в сельской местности врачом, направление ответчиком требования о возврате части единовременной выплаты 14 декабря 2022 года, то есть после того, как ответчик продолжила трудовые отношения с прежним работодателем, суд первой инстанции пришел к выводу, что в настоящее время оснований для взыскания с ответчика в пользу истца части компенсационной выплаты, и производного требования о взыскании неустойки не имеется, поскольку ответчик продолжает работать в государственном медицинском учреждении в сельской местности.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием и дополнительно отметил, что как пояснила в суде апелляционной инстанции Решетова Л.А, ее увольнение в 2019 году было вынужденным из-за конфликтной ситуации, поскольку в 2018 году ее перевели из стационара ГБУЗ "Районная больница п. Увельский", где она работала врачом - неврологом в поликлинику, где отсутствовали дежурства, что ее не устраивало. В 2022 году конфликт был исчерпан, ее вновь пригласили работать в стационар ГБУЗ "Районная больница п. Увельский" и она согласилась.
Таким образом, суд апелляционной инстанции учел, что после перевода ответчика в поликлиническое отделение истец не обратился к ней с требованиями о взыскании указанной суммы, факт обращения с настоящим иском имел место после продолжения работы в той же больнице в сельской местности, кроме того, из условий заключенного между сторонами договора от 24 марта 2016 года не усматривается, что Решетова Л.А. должна была все пять лет отработать в той же должности, а указано, что она должна отработать в качестве медицинского работника, данная работа должна быть для нее основной на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установление трудовым законодательством для данной категории работников, следовательно, позиция истца о том, что в настоящее время Решетова Л.А. занимает другую должность, по мнению суда апелляционной инстанции, не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку ответчик продолжает быть медицинским работником в сельской местности у того же работодателя.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами решениями и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой Министерство здравоохранения Челябинской области настаивает на том, что право истца было нарушено в момент увольнения ответчика, то есть 30 июня 2019 года, до истечения пятилетнего срока, который по смыслу договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, заключенного между сторонами должен являться непрерывным. Не согласен с выводом суда об отсутствии оснований для взыскания выплаты несмотря на то, что ответчик занимает другую должность, не является основанием для отмены судебного решения, поскольку ответчик продолжает быть медицинским работником в сельской местности у того же работодателя, так как по условиям трудового договора ответчик должна занимать должность врача-невролога, увольнение ответчика привело к возобновлению нуждаемости больницы во враче-неврологе, а значит основная цель предоставления единовременной компенсационной выплаты не выполнена.
Указанные доводы жалобы судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 года N 374-ФЗ) в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Постановлением Правительства Челябинской области от 29 января 2016 года N 7-П утверждено Положение о порядке заключения договоров с медицинскими работниками на получение единовременной компенсационной выплаты в 2016 году.
Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что Министерство здравоохранения Челябинской области заключает договор на получение единовременной компенсационной выплаты с медицинским работником в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта (далее именуется - медицинский работник), предусматривающий:
1) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения Челябинской области или муниципальным учреждением здравоохранения (далее именуются - учреждения);
2) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора на получение единовременной компенсационной выплаты с Министерством здравоохранения Челябинской области;
3) возврат медицинским работником в бюджет Челябинской области части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации);
4) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором на получение единовременной компенсационной выплаты с Министерством здравоохранения Челябинской области, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте 3 настоящего пункта.
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.
Обязательным условием ее предоставления является наличие трудового договора, предусматривающего обязанность отработать согласно трудовому договору в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
При этом, исходя из фактических обстоятельств дела, установленных судами, а именно, что увольнение Решетовой Л.А. в 2019 году было вынужденным по причине конфликта с работодателем, при этом она вернулась и в настоящее время работает в ГБУЗ "Районная больница п.Увельский", а из условий заключенного между сторонами договора от 24 марта 2016 года не усматривается, что Решетова Л.А. должна была все пять лет отработать в той же должности, суды пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, обосновано отклоняя доводы истца о том, что Решетова Л.А. должна работать именно по должности врача-невролога.
Вопреки позиции заявителя жалобы при наличии уважительных причин, явившихся причиной для досрочного расторжения трудового договора по инициативе получателя выплаты, последний постоянно проживающий в сельской местности и продолжающий осуществлять в сельской местности трудовую деятельность в медицинском учреждении не может быть лишен права на спорную социальную выплату либо на не него не может быть возложена обязанность по ее возврату.
Доводы кассационной жалобы истца по существу повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Нарушений норм материального права, а также норм процессуального права, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами при рассмотрении дела не допущено, в связи с чем основания для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 03 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.