Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-7747/2023 по иску Попова Александра Михайловича к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о присвоении звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Попов А.М. обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее ГУСЗН Курганской области) о признании незаконным уведомления от 02 ноября 2021 года N 14-06592/21 об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" с учетом нагрудного знака отличия "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации"; возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" с момента возникновения права на его присвоение.
В обоснование требований указал на то, что с 07 октября 1993 года по 31 января 2007 года работал в Куртамышском лесничестве в должности государственного инспектора по охране леса. На основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 82-к от 31 января 2005 года за долголетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации был награжден нагрудным знаком отличия "X лет службы в Государственной лесной охране Российской Федерации". 22 октября 2021 года обратился в ГУСЗН Курганской области с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда", его общий трудовой стаж на момент обращения составлял более 35 лет. В присвоении звания ему отказано со ссылкой на то, что указанный нагрудный знак не является ведомственным знаком отличия. С решением ответчика не согласен, считает его незаконным.
Решением Курганского городского суда от 17 июля 2023 года иск удовлетворен. Решение ГУСЗН Курганской области от 02 ноября 2021 года N 14-06592/21 признано незаконным. На ГУСЗН Курганской области возложена обязанность присвоить Попову А.М. звание "Ветеран труда". С ГУСЗН в пользу Попова А.М. взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 октября 2023 года решение Курганского городского суда Курганской области от 17 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не является ведомственным знаком отличия, поскольку в приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24 апреля 2001 года N 350, утвердившим положение об указанном знаке отличия, нет прямого указания на то, что он является ведомственным знаком отличия. В соответствии с пунктом 1 приказа N 350 данный нагрудный знак учрежден в целях поощрения должностных лиц, безупречно проработавших в государственной лесной охране Российской Федерации, указаний на ведомственный характер указанной награды приказ не содержит. В приказах Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 290 "Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов Российской Федерации", от 16 февраля 2011 года N 36 "Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации" нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не отражен в числе ведомственных наград.
Истец Попов А.М, представитель ответчика ГУСЗН Курганской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Попов A.M. в период с 07 октября 1993 года по 31 января 2007 года работал в Куртамышском лесхозе в должности государственного инспектора по охране леса, что подтверждается его трудовой книжкой.
Приказом Министерства природных ресурсов от 31 января 2005 года N 82-к Попов A.M. за многолетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации награжден знаком "Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации", что подтверждается удостоверением за подписью министра.
22 октября 2021 года Попов А.М. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Уведомлением от 02 ноября 2021 года N 14-06592/21 Попову А.М. сообщено, что согласно распоряжению от 29 октября 2021 года N 725-р ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с несоответствием категории лиц, указанных в пункте 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73, в соответствии с которым звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным по состоянию на 30 июня 2006 года ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет, знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не является ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
По состоянию на 01 января 2022 года страховой стаж истца составлял 37 лет 2 месяца 16 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 3 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2015 года N 388-ФЗ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Попова А.М. о признании решения ответчика об отказе в присвоении Попову А.М. звания "Ветеран труда" незаконным и возложении обязанности по присвоению Попову А.М. звания "Ветеран труда".
При этом суд первой инстанции не усмотрел оснований для присвоения звания "Ветеран труда" с момента возникновения права на его присвоение, поскольку соответствующее решение о присвоении звания "Ветеран труда" уполномоченным органом принимается в заявительном порядке, с заявлением к ответчику истец обратился 22 октября 2021 года, с учетом названной даты ответчиком будет рассмотрен вопрос о присвоении звания "Ветеран труда".
Удовлетворив исковые требования, на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции взыскал с ГУСЗН в пользу Попова А.М. государственную пошлину в размере 300 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом "О ветеранах", а в соответствии со статьей 22 данного закона также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ) ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российский Федерации, и о награждении указанными знаками отличия.
Указанное Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия. Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.
Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную долголетнюю работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
При этом согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", вступившей в силу с 01 июля 2016 года, за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
На территории Курганской области порядок присвоения звания "Ветеран труда" установлен Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 5 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73, лица, указанные в подпункте 2 пункта 2 Положения, представляют документы, подтверждающие награждение ведомственным знаком отличия в труде по состоянию на 30 июня 2006 года.
В приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 290 "Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов Российской Федерации", а также в аналогичном приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2011 года N 36 нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не поименован.
Между тем награждение истца производилось в соответствии с Положением о нагрудном знаке за долголетнюю безупречную службу в Государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 350, согласно пункту 1 которого знаком "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" награждаются должностные лица, безупречно проработавшие в государственной лесной охране Российской Федерации от 10 до 20 лет и имеющие поощрения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о нагрудном знаке решение о награждении должностных лиц, работающих в государственной лесной охране, нагрудными знаками за долголетнюю безупречную службу принимает Министерство природных ресурсов Российской Федерации на основании ходатайств руководителей структурных подразделений министерства природных ресурсов Российской Федерации о награждении должностных лиц государственной лесной охраны в центральном аппарате Министерства и руководителей территориальных органов МПР России о награждении иных должностных лиц государственной лесной охраны и оформляется приказом министерства (так в документе).
В территориальных органах МПР России материалы по награждению нагрудными знаками рассматриваются создаваемыми ими комиссиями (пункт 3). Ходатайство с приложением списка должностных лиц государственной лесной охраны, представленных к награждению нагрудными знаками, протокол комиссии в территориальном органе МПР по рассмотрению материалов о награждении должностных лиц, ксерокопии трудовых книжек направляются в Управление кадров Министерства природных ресурсов Российской Федерации (пункт 4).
Вручение наградных знаков производится от имени Министерства природных ресурсов Российской Федерации руководителями (заместителями руководителей) структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов МПР России (пункт 5). Награжденным лицам одновременно с нагрудными знаками вручаются удостоверения установленного образца (пункт 6). Должностные лица, награжденные знаком за долголетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации, могут быть поощрены денежной премией за счет средств экономии заработной платы (пункт 7).
В трудовых книжках награжденных производится запись о награждении нагрудным знаком (с указанием даты и номера приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации) (пункт 8).
На момент утверждения Положения о нагрудном знаке Министерство природных ресурсов Российской Федерации входило в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года N 867.
Принимая во внимание, что согласно Положению о нагрудном знаке решение о награждении нагрудным знаком "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" принималось Министерством природных ресурсов Российской Федерации, вручение знака производилось от имени Министерства природных ресурсов Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что вышеуказанный знак относится к ведомственным знакам отличия в труде, а поскольку наличие у истца необходимого страхового стажа ответчиком не оспаривалось, удовлетворили заявленные требования Попова А.М. о признании решения ответчика об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, возложив обязанность по присвоению Попову А.М. звания "Ветеран труда".
Изучение материалов дела показывает, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не является ведомственным знаком отличия, поскольку в приказе Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24 апреля 2001 года N 350, утвердившим положение об указанном знаке отличия, нет прямого указания на то, что он является ведомственным знаком отличия, являются несостоятельными, поскольку на момент издания приказа законодательство, определяющее порядок присвоения звания "Ветеран труда", не содержало требований об учреждении каждым ведомством (министерством) знака отличия в целях присвоения звания "Ветеран труда", в связи с чем к ведомственным знакам отличия могут быть отнесены нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени соответствующего министерства (ведомства).
Не могут быть приняты доводы ответчика о том, что нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" учрежден в целях поощрения должностных лиц, безупречно проработавших в государственной лесной охране Российской Федерации, поскольку в соответствии с Положением о нагрудном знаке им награждаются лица, безупречно проработавшие в государственной лесной охране Российской Федерации 10 и более лет, что соответствует предусмотренному Федеральным законом "О ветеранах" статусу.
Доводы ответчика о том, что в приказах Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 декабря 2006 года N 290 "Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов Российской Федерации", от 16 февраля 2011 года N 36 "Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации" нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не отражен в числе ведомственных наград, правового значения не имеют, поскольку указанные приказы были приняты во исполнение требований пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", введенного Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ, тогда как, награждение истца знаком "Х лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" от имени Министерства природных ресурсов Российской Федерации состоялось до указанной даты.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 17 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.