Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Пашкульской Т.Д, Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-550/2023 по иску прокурора г. Нижневартовска в интересах Новожилова Анатолия Александровича к администрации г. Нижневартовска, департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, по кассационной жалобе администрации г. Нижневартовска на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 29 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Пашкульской Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, заключение прокурора Никитиной Н.В, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Нижневартовска, действуя в интересах Новожилова А.А, обратился в суд с иском к администрации города Нижневартовска, Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры о возложении обязанности на администрацию города Нижневартовска и Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры предоставить за счет средств городского и окружного бюджетов Новожилову А.А. в собственность благоустроенное жилое помещение, приспособленное с учетом потребностей инвалида, расположенное в черте города Нижневартовска на первом этаже жилого дома, равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению, при условии одновременной передачи принадлежащего Новожилову А.А. жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", в муниципальную собственность, в обоснование требований указав, что Новожилов А.А. является инвалидом 1 группы бессрочно, имеет в собственности комнату общей площадью 9, 1 кв.м, расположенную на втором этаже, что при отсутствии пандусов на крыльце здания и на лестнице на второй этаж лишает его как инвалида-колясочника права беспрепятственного передвижения из/в жилое помещение. Администрацией города Нижневартовска Новожилову А.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как он обеспечен учетной нормой и не относится к категории малоимущих граждан.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 6 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 29 августа 2023 года решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 апреля 2023 года в части удовлетворения исковых требований прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах Новожилова А.А, к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения отменено, принято в данной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Нижневартовска, действующего в интересах Новожилова Анатолия Александровича, к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрацией г. Нижневартовска поставлен вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Новожилов А.А. является инвалидом первой группы; имеет в собственности жилое помещение по адресу: "данные изъяты" расположенное на втором этаже.
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида Новожилову А.А. установлена способность к самообслуживанию - третья степень и способность к передвижению - третья степень, также установлены рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями, а именно для инвалидов, имеющих нарушения здоровья со стойким расстройством функции опорно-двигательного аппарата, в том числе использующих кресла-коляски и иные вспомогательные средства передвижения.
Решением Управления по жилищной политике администрации города Нижневартовска Новожилову А.А. отказано в постановке на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как он не относится к категории малоимущих и нуждающихся граждан.
Согласно акту обследования жилого помещения Новожилова А.А. от 14 января 2022 года рабочая группа пришла к выводам о необходимости приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома и об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества многоквартирного дома.
Протоколом заседания межведомственной комиссии от 11 мая 2022 года N 2 Новожилову А.А. отказано в совершении мены жилого помещения, принадлежащего Новожилову А.А, на жилое помещение жилищного фонда коммерческого использования ХМАО - Югры, расположенное в городе Нижневартовске на первом этаже, в связи с отсутствием свободного жилого помещения.
Заключением муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, от 5 августа 2002 года N 5 установлена невозможность приспособления жилого помещения Новожилова А.А. и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Заключением межведомственной комиссии от 31 августа 2022 года N 1312 жилое помещение 1 "данные изъяты" признано непригодным для проживания.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 7, 114 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 12, 14, 15, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 14, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, пунктами 2, 3, 4, 16, 18, 21 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649, и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, так как жилое помещение, принадлежащее Новожилову А.А, признано непригодным для проживания инвалида, поскольку отсутствует возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился в части возложения на администрацию города Нижневартовска обязанности предоставить Новожилову А.А. в собственность благоустроенное жилое помещение, приспособленное с учетом потребностей инвалида, при условии одновременной передачи принадлежащего Новожилову А.А. жилого помещения в муниципальную собственность.
При этом, не согласился с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры, поскольку Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса ХМАО - Югры не является надлежащим ответчиком.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой инстанции в той части, с которыми согласился суд апелляционной инстанции, а также с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 14 и пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьям 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих на его территории и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктами 5 и 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению в пределах их полномочий условий для осуществления гражданами права на жилище, состоящая, в том числе в обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, и защите прав и законных интересах граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных условиях.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-О-О указано, что социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).
Доступность для инвалида его жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором он проживает, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, с учетом потребностей инвалида, что следует из пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее - Правила N 649).
В соответствии с абзацем 3 пункта 6 Правил N 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Как установлено судами, заключением межведомственной комиссии от 31 августа 2022 года N 1312 жилое помещение 1-20 (комната 10) в доме 3А по улице Нефтяников в городе Нижневартовске признано непригодным для проживания.
Пунктом 8 Правил проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 года N 583/пр (далее - Правила N583/пр), определено, что в случае, если жилое помещение, в котором проживает инвалид, находится в собственности инвалида и (или) членов семьи инвалида и в акте обследования отражены замечания и предложения гражданина, являющегося инвалидом, либо его законного представителя, проживающих в жилом помещении членов семьи инвалида, присутствующих при обследовании жилого помещения, выраженные их согласием на предоставление инвалиду и (или) членам семьи инвалида в собственность нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида и равнозначного по общей площади и месторасположению занимаемому жилому помещению, при условии одновременной передачи принадлежащего инвалиду и (или) членам семьи инвалида жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, определение потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения осуществляется с учетом кадастровой стоимости подлежащего передаче в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, в котором проживает инвалид.
Поскольку квартира, в которой проживает истец, признана непригодной для его проживания, как инвалида, суд первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Как обоснованно отмечено судом апелляционной инстанции отсутствие нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения инвалиду взамен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, не приспособленного с учетом потребностей инвалида, само по себе не может ограничивать права инвалида на предоставление жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и отвечающего потребностям инвалида.
Довод кассационной жалобы о том, что для обеспечения истца жилым помещением, необходимо признание его малоимущим в установленном законом порядке, является несостоятельным, поскольку нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не связывают право инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью с его материальным положением, несмотря на то, что такое обеспечение производится в порядке части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно пункту 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12 апреля 2011 года N 561-О-О, по своему конституционно-правовому смыслу предоставление гражданам жилых помещений вне очереди в порядке части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает обязательного включения их в какую-либо очередь. При этом решение вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье в случаях, предусмотренных указанной нормой во внеочередном порядке, относится к компетенции правоприменительных органов.
Анализ приведенных положений закона в совокупности с правилом пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей право граждан на внеочередное обеспечение жильем в случае проживания в помещении, непригодном для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, указывает на то, что при разрешении вопроса о правах инвалида на внеочередное обеспечение жилым помещением, одним из юридически значимых обстоятельств, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Признание жилого помещения, занимаемого инвалидом, непригодным для проживания, является одним из оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции то, что Новожилов А.А. обеспечен жилым помещением свыше учетной нормы и не признан малоимущим, не исключает необходимость обеспечить надлежащие условия проживания инвалида-колясочника, чье жилое помещение признано непригодным для проживания.
Выводы судов, вопреки суждениям заявителя, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на исследованных доказательствах, их оценке в соответствии с правилами, установленными статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регламентирующим спорные правоотношения.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 6 апреля 2023 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 29 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-мансийского автономного округа-Югры от 29 августа 2023года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Нижневартовска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.