Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3191/2023 по иску исполняющего обязанности прокурора закрытого административно-территориального образования г. Снежинск в интересах Глазунова Евгения Михайловича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области об отмене решения об отказе в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения, взыскании недополученной суммы дополнительного материального обеспечения, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Очередную А.И, настаивавшую на доводах кассационной жалобы, прокурора Пятого отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Павлову О.А, полагавшую кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора закрытого административно-территориального образования г. Снежинск обратился в интересах Глазунова Е.М. в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОСФР по Челябинской области), с учетом уточнений, об отмене решения, выраженного в ответах от 30 августа 2022 года N 08-6.1/950, 04 октября 2022 года N Г-38885-08-6.1-40176-1, об отказе в перерасчете со 02 августа 2002 года размера дополнительного материального обеспечения на основании справки работодателя ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." (далее по тексту - ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И.") от 20 мая 2022 года N 08-04/2051, взыскании недополученной суммы дополнительного материального обеспечения за период со 02 августа 2002 года по 31 мая 2022 года в размере 650 821, 56 руб.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что прокуратурой города по обращению Глазунова Е.М. проведена проверка исполнения законодательства о социальных гарантиях граждан в деятельности ОСФР по Челябинской области. Установлено, что приказом директора от 29 июля 2002 года N 1112/лс Глазунов Е.М. уволен 01 августа 2002 года по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. На основании справки ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." от 12 августа 2002 года N 08-04/192 о размере среднемесячного заработка Глазунову Е.М. установлен размер дополнительного материального обеспечения. 20 мая 2022 года Глазунов Е.М. обратился в государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОПФР по Челябинской области) с заявлением о перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с даты его назначения, предоставив справку от 20 мая 2022 года N 08-04/2051 об увеличенном размере среднемесячного заработка. Дополнительное материальное обеспечение в новом размере установлено Глазунову Е.М. с 01 июня 2022 года, в требовании о перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с 01 августа 2002 года ему было оказано, как полагает прокурор, незаконно.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, сославшись на то, что перерасчет размера дополнительного материального обеспечения произведен истцу в соответствии с пунктом 13 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных правительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549; изменение размера, перерасчет дополнительного материального обеспечения носит исключительно заявительный характер; размер дополнительного материального обеспечения истцу был определен на основании представленной им справки работодателя.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 06 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 августа 2023 года, решение ОПФР по Челябинской области, выраженное в ответах от 30 августа 2022 года N 08-6.1/950, 04 октября 2022 года NГ-38885-08-6.1-40176-1, об отказе Глазунову Е.М. в перерасчете со 02 августа 2002 года размера дополнительного материального обеспечения, отменено; с ОСФР по Челябинской области в пользу Глазунова Е.М. взыскана недополученная сумма дополнительного материального обеспечения за период со 02 августа 2002 года по 31 мая 2022 года в размере 650 821, 56 руб.
В кассационной жалобе ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ответчика указывает, что Глазунову Е.М. с 19 сентября 1996 года назначена пенсия по старости в соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", со 02 августа 2002 года он является получателем дополнительного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации". К заявлению о назначении дополнительного материального обеспечения им была приложена справка от 12 августа 2002 года N 08-04/192 о размере среднемесячного заработка по состоянию на 01 августа 2002 года при осуществлении трудовой деятельности в должности "монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 7 разряда" за полные 12 месяцев, предшествующих дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса в размере 6 375, 81 руб.
Согласно пункту 13 Положения об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных правительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549, размер дополнительного материального обеспечения может быть пересмотрен по заявлению гражданина при представлении им в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документов, дающих право на изменение размера дополнительного материального обеспечения. В этом случае дополнительное материальное обеспечение в новом размере устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявителем были представлены указанные документы. Глазунов Е.М. обратился в ОПФР по Челябинской области 20 мая 2022 года с заявлением о перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с даты назначения - со 02 августа 2002 года, предоставив справку от 20 мая 2022 года о среднемесячном заработке по должности "монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 7 разряда" по состоянию на 01 августа 2002 года в размере 7 784, 14 руб, в связи с чем дополнительное материальное обеспечение в новом размере установлено с 01 июня 2022 года.
Требование о перерасчете размера дополнительного материального обеспечения со 02 августа 2022 года является необоснованным, поскольку на момент его назначения выплаты, которые вошли в состав заработка Глазунову Е.М. не были выплачены до даты увольнения, сумма в размере 16 900 руб. была им получена в феврале 2003 года, соответственно, за период со 02 августа 2002 года по 31 января 2003 года сумма среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих увольнению истца, не изменялась; при назначении дополнительного материального обеспечения арифметических либо иных ошибок допущено не было, в связи с чем применение пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 17 февраля 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" необоснованно.
Истец Глазунов Е.М, представитель третьего лица ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение подлежащим отмене ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что приказом ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." от 29 июля 2002 года N 1112/лс Глазунов Е.М. уволен 01 августа 2002 года по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.
На основании справки ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." от 12 августа 2002 года N 08-04/192 исходя из среднемесячного заработка в 6 375, 81 руб. Глазунову Е.М. со 02 августа 2002 года установлен размер мер дополнительного материального обеспечения.
20 мая 2022 года Глазунов Е.М. обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о перерасчете размера дополнительного материального обеспечения с даты его назначения, представив справку ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ" от 20 мая 2022 года N 08-04/2051, согласно которой его среднемесячный заработок на 01 августа 2002 года составляет 7 804, 14 руб. (с учетом включения в расчет среднемесячного заработка вознаграждения за выполнение работ по договорам, выплаченного истцу в феврале 2003 года в размере 16 900 руб.).
Из ответа ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ" от 13 мая 2022 года следует, что исчисление размера дополнительного материального обеспечения Глазунову Е.М. производилось из заработка за последние полные 12 месяцев его работы с 01 августа 2001 года по 31 июля 2002 года. Выплаты, начисленные в августе 2002 года, в декабре 2002 года (вознаграждение по итогам работы за год), и в феврале 2003 года (вознаграждение за выполнение работ по договорам) не были включены в расчет среднего заработка для назначения дополнительного материального обеспечения.
Дополнительное материальное обеспечение в новом размере установлено истцу с 01 июня 2022 года.
Письмами ОПФР по Челябинской области от 30 августа 2022 года N 08-6.1/950, от 04 октября 2022 года N Г-38885-08-6.1-40176-1 Глазунову Е.М. отказано в перерасчете размера дополнительного материального обеспечения на основании справки от 20 мая 2022 года N 08-04/2051, так как размер дополнительного материального обеспечения был установлен со 02 августа 2002 года на основании справки от 09 августа 2002 года N 08-04/192 о размере среднемесячного заработка по состоянию на 01 августа 2002 года по той же должности "монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 7 разряда" и за те же полны 12 месяцев работы, предшествующие дню прекращения работы в организации ядерного оружейного комплекса (с 01 августа 2001 года по 31 июля 2002 года) в сумме 6 375, 81 руб. Согласно информации ФГУП "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт имени академика Забабахина Е.И." в феврале 2003 года Глазунову Е.М. было выплачено вознаграждение за выполнение работ по договорам со сторонними организациями. Указанная выплата не могла быть учтена при расчете среднемесячного заработка по состоянию на 01 августа 2002 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, сославшись на Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549 (деле по тексту Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549), исходил из того, что на момент назначения Глазунову Е.М. дополнительного материального обеспечения его среднемесячный заработок фактически составлял 7 784, 14 руб, именно из указанного размера среднемесячного заработка Глазунову Е.М. должно было быть исчислено дополнительное материальное обеспечение на 02 августа 2002 года; справка с ошибочными сведениями о размере среднемесячного заработка истца была представлена в пенсионный орган по вине работодателя, в связи с чем отказ истцу в перерасчете дополнительного материального обеспечения со 02 августа 2002 года является незаконным, что, в свою очередь, является основанием для взыскания с ответчика в пользу Глазунова Е.М. недополученного дополнительного материального обеспечения за период со 02 августа 2002 года по 31 мая 2022 года в размере 650 821, 56 руб.
Апелляционная инстанция с указанным выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы ОСФР по Челябинской области о том, что перерасчет дополнительного материального обеспечения истцу произведен в соответствии с положениями действующих нормативных актов, регулирующих порядок предоставления указанного обеспечения, суд апелляционной инстанции указал, что Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549, не предусмотрен запрет пересмотра размера дополнительного материального обеспечения с даты его назначения в случае установления фактического среднемесячного заработка в большем размере; утверждения заявителя о том, что размер заработной платы истца за спорный период был установлен на основании справки работодателя от 09 августа 2002 года N 08-04/192, не являются основанием для отмены принятого судом решения, поскольку материалами дела подтверждается, что по вине работодателя в пенсионный орган была представлена справка с ошибочными сведениями, которые были устранены путем выдачи справки от 20 мая 2022 года N 08-04/2051.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанций, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения.
В целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее именуется - дополнительное обеспечение) при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, приведенным в Указе категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем.
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой пенсией по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не должен превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданина, а также 10-кратного размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на день назначения дополнительного обеспечения.
Во исполнение приведенного Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 года N 549 утверждено Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности).
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства гражданина, на основании его письменного заявления по форме согласно приложению N 1, а также справки о размере среднемесячного заработка по форме согласно приложению N 2 и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, по форме согласно приложению N 3, выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса или военным представительством, в которых он осуществлял трудовую деятельность.
Дополнительное обеспечение устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, но не ранее дня назначения пенсии и (или) увольнения из организации ядерного оружейного комплекса или из военного представительства (пункт 8 Положения).
Исчисление размера среднемесячного заработка при установлении дополнительного обеспечения гражданам, вышедшим на пенсию и уволившимся из организаций ядерного оружейного комплекса или из военных представительств до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563, а также гражданам, продолжавшим после назначения пенсии трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса или в военных представительствах до и после вступления в силу данного Указа Президента Российской Федерации, производится исходя из среднемесячного заработка работников соответствующих профессий (квалификации, замещающих соответствующие должности), занятых на прежних местах работы граждан в организациях ядерного оружейного комплекса или в военных представительствах, на день установления дополнительного обеспечения за полные 12 месяцев непрерывной работы, предшествовавших дате регистрации заявления об установлении дополнительного обеспечения. Сведения о месте работы, профессии (квалификации, замещаемой должности) для исчисления среднемесячного заработка представляются гражданином по его выбору (пункт 12 Положения).
Размер дополнительного обеспечения может быть пересмотрен по заявлению гражданина при представлении им в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документов, дающих право на изменение размера дополнительного обеспечения. В этом случае дополнительное обеспечение в новом размере устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявителем были представлены указанные документы (пункт 13 Положения).
Дополнительное обеспечение выплачивается одновременно со страховой пенсией по старости (инвалидности) органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном для выплаты страховой пенсии по старости (инвалидности) (пункт 15 Положения).
Из приведенного правового регулирования следует, что граждане, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, имеют право на установление дополнительного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", которое выплачивается одновременно со страховой пенсией по старости (инвалидности) органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном для выплаты страховой пенсии по старости (инвалидности). Размер дополнительного материального обеспечения рассчитывается исходя из среднемесячного заработка на день установления дополнительного обеспечения за полные 12 месяцев непрерывной работы, предшествовавших дате регистрации заявления об установлении дополнительного обеспечения, на основании справки работодателя по установленной форме. Перерасчет размера дополнительного обеспечения допускается на основании соответствующего заявления гражданина и представления им в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документов, дающих право на изменение размера дополнительного обеспечения, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявителем были представлены указанные документы.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, что пенсионным органом дополнительное материальное обеспечение истцу было установлено своевременно и в надлежащем размере исходя из его среднемесячного заработка на основании справки работодателя от 09 августа 2002 года N 08-04/192. Перерасчет размера дополнительного материального обеспечения истцу произведен на основании его заявления от 20 мая 2022 года и представленной им справки работодателя от 20 мая 2022 года N 08-04/2051 с 01 июня 2022 года в соответствии с пунктом 13 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 года N 549.
Указанное Положение не содержат норм, предусматривающих возможность перерасчета размера дополнительного материального обеспечения за прошлое время.
Применяя к спорным правоотношениям по аналогии положения части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, дополнительное материальное обеспечение, не полученное пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, может быть ему выплачено за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 15, пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность возместить причиненный вред (убытки) является мерой гражданско-правовой ответственности, которая применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между этим поведением и наступлением вреда, а также его вину.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что размер дополнительного материального обеспечения Глазунову Е.М. был определен неверно ввиду представления по вине работодателя недостоверной справки о его среднемесячном заработке, между тем при возложении на пенсионный орган обязанности по выплате Глазунову Е.М. недополученной суммы дополнительного материального обеспечения в качестве юридически значимого обстоятельства суду следовало установить наличие виновных действий, повлекших недополучение истцом дополнительного материального обеспечения, именно со стороны пенсионного органа. Данное обстоятельство установлено не было.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса. Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Проверяя законность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ответчика суд апелляционной инстанции указанные нарушения не устранил.
При указанных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 августа 2023 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 августа 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.