Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5490/2023 по иску Гречман Натальи Викторовны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о возложении обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по кассационной жалобе Гречман Натальи Викторовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гречман Н.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области) о возложении обязанности изменить дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 12 сентября 2012 г. (л.д. 8).
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что является сотрудником органов внутренних дел, состоит на учете для получения единой социальной выплаты. Решением жилищно-бытовой комиссии от 23 января 2013 г. была поставлена в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, тогда как фактически заявление было подано 12 сентября 2012 г. Поскольку ответчиком дата подачи заявления не учтена, она поставлена на учет с нарушением сроков рассмотрения заявления, полагала, что нарушено ее право на своевременное получение единовременной социальной выплаты.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 18 июля 2023 г. на ГУ МВД России по Челябинской области возложена обязанность внести изменения в дату постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Гречман Н.В. на 12 сентября 2012 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 октября 2023 г. указанное решение отменено, принято по делу новое решение об отказе Гречман Н.В. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец Гречман Н.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции по мотивам незаконности и необоснованности.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, в период с 26 октября 1998 г. по настоящее время Гречман Н.В. проходит службу в органах внутренних дел.
12 сентября 2012 г. Гречман Н.В. обратилась в ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением жилищно-бытовой комиссии от 23 января 2013 г, утвержденным распоряжением от 24 января 2013 г. N 5-р, Гречман Н.В. была принята на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 1 человек.
Данные о постановке на учет внесены в журнал принятых для получения единовременной социальной выплаты под N 176 согласно выслуге лет.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", исходил из того, что постановка Гречман Н.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты определялась без учета даты подачи соответствующего заявления, что противоречит пункту 20 Правил, обязывающего вести учет сотрудников в порядке очередности с учетом стажа службы и даты подачи заявления, и пункта 5 Правил, регламентирующего постановки решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления, в связи с чем пришел к выводу о нарушении порядка постановки Гречман Н.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты и возложил обязанность изменить дату постановки на учет на 12 сентября 2012 г.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 1, 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 5, 10, 11, 15, 20, 25, 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 (далее - Правила), в редакции, действовавшей на день подачи истцом заявления о постановке на учет, исходил из того, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет). Датой постановки на учет является дата принятия соответствующего правового акта федерального органа исполнительной власти. Дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты. При определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Преимущественное право лиц, указанных в части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", реализуется исключительно среди очередников, поставленных на учет в том же году, что и указанные лица.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе информацию, представленную ГУ МВД по Челябинской области о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с распоряжением ГУ МВД России по Челябинской области от 24 января 2013 г. N 5-р по состоянию на 10 августа 2023 г, согласно которой подтверждаются доводы ответчика в той части, что лица, стоящие в очереди вместе с Гречман Н.В, поставленные на учет после 12 сентября 2012 г. и имеющие стаж менее Гречман Н.В, выплаты не получили, не согласился с выводами суда, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, признав, что ответчиком соблюден порядок очередности при постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с учетом ее стажа, даты подачи заявления, и преимущественного права других сотрудников, подавших заявление одновременно с истцом и имеющих больший стаж.
Поданное Гречман Н.В. заявление от 12 сентября 2012 г. рассмотрено жилищно-бытовой комиссией ГУ МВД России по Челябинской области, истец принята на учет для получения единовременной социальной выплаты, исковых требований об оспаривании установленной очереди Гречман Н.В. не заявлялось, как и не заявлялось требований о нарушении срока рассмотрения заявления.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на надлежащей оценке доказательств по делу, принят в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на пункты 5, 10, 14, 15, 20, 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", приводит доводы о том, что постановка ее на учет на получение единовременной социальной выплаты произведена ответчиком в нарушение установленного Правилами срока.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (часть 1); единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4); правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5).
В целях реализации положений указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", которым утверждены Правила предоставления этой выплаты.
Согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, в редакции, действовавшей на день подачи истцом заявления о постановке на учет, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
В соответствии с пунктом 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23 ноября 2015 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Согласно пункту 25 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из изложенного следует, что законодательство, действовавшее в период подачи истцом заявления о постановке ее на учет, различало дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе информацию, представленную ГУ МВД по Челябинской области о предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с распоряжением ГУ МВД России по Челябинской области от 24 января 2013 г. N 5-р по состоянию на 10 августа 2023 г, согласно которой подтверждаются доводы ответчика в той части, что лица, стоящие в очереди вместе с Гречман Н.В, поставленные на учет после 12 сентября 2012 г. и имеющие стаж менее Гречман Н.В, выплаты не получили, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком соблюден действовавший в тот период порядок очередности при постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с учетом ее стажа, даты подачи заявления, и преимущественного права других сотрудников, подавших заявление одновременно с истцом и имеющих больший стаж.
Постановлением Правительства от 3 ноября 2023 г. N 1854 внесены изменения в Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", в соответствии с которыми при постановке на учет для получения единовременной выплаты датой принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты является дата приема заявления сотрудника и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Вместе с тем поводом для обращения истца в суд с иском послужили действия ответчика, совершенные им до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2023 г. N 1854, соответственно их правовая оценка правомерно производилась судом исходя из правового регулирования, действующего на момент подачи истцом заявления о принятии ее на учет.
Принятое по делу апелляционное определение вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Гречман Натальи Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.