Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Пашкульской Т.Д, Бурматовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2841/2022 по иску Волеговой Ольги Николаевны к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконными решения об исключении из списка граждан на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке, по кассационной жалобе Волеговой Ольги Николаевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Пашкульской Т.Д. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Волегова О.Н. обратилась с иском к Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконными решения об исключении из списка граждан на получение мер государственной поддержки, восстановлении в списке.
В обоснование исковых требований указала, что состояла на учете для получения жилищной субсидии составом своей семьи: она, супруг и сын. Проживали и были зарегистрированы в квартире, которая находилась в жилом доме, который впоследствии был снесен. Поскольку жить было негде, отец, имеющий собственный жилой дом, разрешилей с ребенком временно пожить в нем и зарегистрироваться, в связи с чем, зарегистрировались в его доме, но жили фактически раздельно, каждый своей семьей.10 августа 2021 года ей пришло уведомление ответчика о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списка участников мероприятия в связи с утратой нуждаемости в улучшении жилищных условий. Мотивом явился факт регистрации в доме отца. Ответчик пришел к выводу, что с учетом площади дома они перестали быть нуждающимися.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2022 года в удовлетворении требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 апреля 2023 года вышеуказанное решение отменно, вынесено новое, которым иск удовлетворен.
Признано незаконным решение Департамента строительства Ханты- Мансийского автономного округа -Югры по приказу от 14 июля 2021 года N335-п о снятии с учета на получение субсидии и исключении из Списка участников мероприятия.
Волегова О.Н. с членами семьи восстановлена в списке участником мероприятия "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО-Югры, признанных до 31 декабря 2014 года участниками подпрограммы" граждан на получение мер государственной поддержки с момента первичной постановки на учет для предоставления субсидии на приобретение жилья.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2023 года отменено, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 октября 2023 года решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Волеговой О.Н. поставлен вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений в связи с допущенными нарушениями норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 18 апреля 2012 года Волегова (Китаева) О.Н. была признана участником подпрограммы "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономному округе - Югре" целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года".
Проживала на тот момент на квартире, жилья для постоянного пользования не имела. Впоследствии семья увеличилась. Истица вышла замуж и родился ребенок. Проживали на квартире, в доме, который снесен. После чего истица с ребенком зарегистрировались в доме, принадлежащем отцу.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что что Волегова О.Н, с сыном "данные изъяты" в период с 10 августа 2020 года по 29 июля 2021 года числились зарегистрированными по адресу: "данные изъяты", общей площадью 137, 2 кв.м, в указанный период были обеспечены жилой площадью в размере, превышающем 12 кв.м. (91, 47 кв.м.) на человека, в связи с чем, к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не относились и подлежали снятию с учета, поэтому пришел к выводу, что оспариваемый приказ Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 июля 2021 года N335-п, которым Волегова О.Н. снята с учета, её прав не нарушает, основания для восстановления в списках очередников отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В силу положений статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с данным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п "О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" и постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05 апреля 2011 года N 108-п "О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года" осуществлялась реализация Подпрограммы 3.
Согласно п. 3 Раздела 5 постановления (в редакции, действующей на дату постановки на учет), государственная поддержка по подпрограмме 3 "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" осуществляется в отношении граждан, отнесенных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также членам их семей, проживающим на территории автономного округа и нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 10 Порядка, для участников подпрограммы 3 государственная поддержка оказывается в виде субсидии.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п (далее - Постановление 408-п), Постановление Правительства ХМАО-Югры от 23 декабря 2010 года N 368-п признано утратившим силу с 1 января 2014 года.
При этом в Постановлении N408-п в подразделе Подпрограмма V раздела 3 Обобщенная характеристика программных мероприятий, указано следующее: мероприятие "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа, признанных до 31 декабря 2013 года участниками подпрограмм" направлено на предоставление субсидий на приобретение жилых помещений в собственность гражданам, отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам автономного округа, а также членов их семей, проживающих на территории автономного округа и нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет по подпрограмме "Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в соответствии с Законом автономного округа N 103-оз, постановлениями Правительства автономного округа N 368-п, N 108-п, в порядке и на условиях, установленных указанными нормативными актами, до вступления в силу государственной программы.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N643-п утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений гражданам из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, подавшим до 31 декабря 2014 года заявления на получение мер государственной поддержки.
В силу п.5 Порядка к нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях предоставления субсидии относятся:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров;
являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на 1 члена семьи менее 12 квадратных метров;
проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном законодательством порядке непригодными для проживания;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности.
В целях определения нуждаемости членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке.
При наличии у участника мероприятия и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений.
Согласно подпункту 7.2 пункта 7 Порядка утрата оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии (за исключением утраты нуждаемости в связи с приобретением жилых помещений в целях получения субсидии в соответствии с порядком), является основанием для снятия с учета на получение субсидии и исключения участников мероприятия из списка.
Положениями п.5 Порядка определено понятие нуждающихся в улучшении жилищных условий для целей предоставления субсидии, согласно которым членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя, иные близкие родственники (родные братья и сестры, родные дедушки, бабушки, внуки); членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки.
Проверяя нуждаемость Волеговой О.Н. суд обоснованно исходил из того, что Волегова О.Н, с сыном "данные изъяты" имели регистрацию с 10 августа 2020 года по месту жительства в жилом помещении отца истца Китаева Н.А. по адресу: "данные изъяты", общей площадью 137, 2 кв. метров, в связи с чем истец перестала соответствовать критерию нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Факт проживания в доме отца не оспаривался самой истицей и установлен судами.
При указанных обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, у суда не имелось оснований для признания незаконным решения ответчика об исключении Волеговой О.Н. из списка участников мероприятия в связи с утратой оснований, дающих участнику мероприятия право на получение субсидии.
Судами нижестоящих инстанций обоснованно учтено, что программа является публичной и ее участники должны соответствовать названным условиям как на момент постановки на учет, так и в период до получения мер социальной поддержки, и при наступлении событий, предусмотренных в пункте 7.2 Порядка, граждане подлежат исключению из единого списка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Волеговой Ольги Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.