Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2а-966/2023 по иску Аржанникова Александра Петровича к Администрации г. Ишима о признании незаконным распоряжения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по кассационной жалобе Аржанникова Александра Петровича на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Аржанников А.П. обратился в суд с иском к администрации г. Ишима о признании незаконным распоряжения от 19 января 2023 года об отказе в приеме на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложить обязанность принять на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Требования мотивированы тем, что он проходил службу по призыву в войсковой части 6791 внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации с 24 июня 2000 года по 04 декабря 2001 года. В указанный период принимал участие в контртеррористической операции в периоды с 01 октября 2000 года по 31 октября 2000 года и с 01 ноября 2000 года по 30 ноября 2000 года. Управлением социальной защиты населения Ишимского района Тюменской области ему выдано удостоверение "Участника вооруженного конфликта". 23 августа 2022 года Федеральной службой войсковой национальной гвардии Российской Федерации Аржанникову А.П. выдали удостоверение "Ветеран боевых действий". 13 декабря 2022 года он обратился в администрацию г. Ишима с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств". Распоряжением заместителя главы г. Ишима от 19 января 2023 года ему отказано принятии на учет, так как не представлены документы, подтверждающие прохождение военной службы на территории других государств. С указанным распоряжением не согласен, считает, что отказ нарушает требования Федерального закона "О ветеранах".
Решением Ишимского городского суда Тюменской области от 18 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 августа 2023 года, в удовлетворении иска Аржанникова А.П. отказано.
В кассационной жалобе Аржанников А.П. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Аржанников А.П. в периоды с 01 октября 2000 года по 31 октября 2000 года и с 01 ноября 2000 года по 30 ноября 2000 года принимал участие в контртеррористической операции.
23 августа 2022 года Федеральной службой войсковой национальной гвардии Российской Федерации Аржанникову А.П. выдано удостоверение "Ветеран боевых действий" серия "данные изъяты".
Распоряжением заместителя главы г. Ишима от 19 января 2023 года Аржанникову А.П. было отказано в принятии на учет, как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, так как не представлены документы, подтверждающие прохождение военной службы на территории других государств, поскольку участие истца в контртеррористической операции проходило на территории Российской Федерации - в Чеченской республике.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", подпунктом 4 пункта 1 статьи 14, подпунктом 3 пункта 1 статьи 16, подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 3 статьи 49, статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что доказательств участия истца в боевых действиях на территории других государств не имеется; обращение истца о постановке на учет, как нуждающегося в жилом помещении произошло после 01 января 2005 года, в связи с чем пришел к выводу о правомерности отказа в постановке на учет.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Отклоняя доводы истца о том, что законодательство Тюменской области противоречит Федеральному закону "О ветеранах", суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", исходил из того, что законодатель Тюменской области, определяя порядок обеспечения жилыми помещениями жилищного фонда Тюменской области установленных им в пунктах "а-г, ж" статьи 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" иных категорий граждан (кроме малоимущих), действовал в точном соответствии с полномочиями в области жилищных отношений, предоставленных ему федеральным законом (статья 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Отклоняя доводы истца о том, что он является ветераном боевых действий, однако не смог реализовать свое право на улучшение жилищных условий своевременно по вине уполномоченных органов, в связи с чем он имеет право на получение мер социальной поддержки, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1993 года N 5-ФЗ "О ветеранах", позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04 февраля 2014 N 236-0, исходил из того, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки и обращения в компетентные органы до 01 января 2005 года с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право; поскольку истец с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, как ветеран боевых действий, не обращался, необходимых документов не предоставлял, то правовых оснований для постановки его на учет не имеется.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что судами были нарушены его конституционные права, правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", который направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством; истец является ветераном боевых действий, однако не смог реализовать свое право на улучшение жилищных условий своевременно по вине уполномоченных органов, в связи с чем он имеет право на получение мер социальной поддержки, не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Порядок оказания мер социальной поддержки регламентирован Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", постановлением Правительства Тюменской области от 14 августа 2006 года N 193-п "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", Законом Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области".
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, постановка на учет качестве нуждающегося в жилом помещении при наличии статуса ветерана боевых действий и его предоставление за счет средств федерального бюджета по условиям Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" возможна только при постановке на учет до 1 января 2005 года.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Соответствующие дополнительные меры социальной поддержки являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" установлено, что право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, имеют граждане из числа следующих категорий: инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды и участники боевых действий на территориях других государств в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
По смыслу действующего законодательства, право на получение социальных гарантий, предоставляемых ветеранам боевых действий, зависит от времени постановки их на соответствующий учет, реализация таких гарантий носит заявительный порядок, а потому приобретение гражданином статуса "ветеран боевых действий" не влечет автоматическое возникновение у него права на предоставление социальных гарантий.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному и правомерному выводу о том, что доказательств постановки истца на соответствующий учет до 01 января 2005 года, материалы дела не содержат, в связи с чем условия постановки на учет после указанной даты регулируются положениями субъекта Российской Федерации, в данном случае Тюменской области.
Поскольку Закон Тюменской области от 07 октября 1999 года N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" содержит условие о том, что постановка граждан на учет осуществляется в том случае, если статус ветерана боевых действий приобретен за участие в боевых действиях за пределами Российской Федерации, а истец принимал участие в контртеррористической операции в Чеченской Республике, то есть на территории Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Аржанникову А.П. в постановке на учет, как нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, является законным.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что не по своей вине он не мог получить вовремя статус ветерана боевых действий, не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку правильности выводов судов не опровергают.
Кроме того, из материалов дела следует, что впервые по поводу получения статуса ветерана боевых действий истец обратился уже в 2005 году, тогда как заявление о постановке на учет надо было подавать до 01 января 2005 года.
Принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения по доводам кассационной жалобы в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ишимского городского суда Тюменской области от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аржанникова Александра Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.