Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1453/2023 по иску Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница с. Миасское" к Ефановой Нине Игоревне о взыскании единовременной компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, по кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Районная больница с. Миасское" на решение Копейского городского суда Челябинской области от 12 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, объяснения представителя Ефановой Н.И. - Жананова Н.Ж, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Миасское" (сокращенное наименование ГБУЗ "Районная больница с. Миасское") обратилось в суд с иском к Ефановой Н.И, с учетом уточнений, о взыскании в пользу областного бюджета части единовременной компенсационной выплаты в размере 600 000 руб, процентов за пользование чужими денежными средствами 62 523, 29 руб, расходов по уплате государственной пошлины 9 825, 24 руб.
Требования мотивированы тем, что между сторонами 15 августа 2019 года заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, по условиям которого ответчику предоставлена единовременная компенсационная выплата в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 20 февраля 2018 года N 49-П в размере 1 000 000 руб, а ответчик (медицинский работник) обязался исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения настоящего договора. Ответчиком единовременная компенсационная выплата получена. Однако, Ефанова Н.И. в течение пяти лет трудовые обязанности не исполнила, трудовой договор прекращен 01 февраля 2022 года, в связи с чем обязана возвратить в областной бюджет на лицевой счет Министерства здравоохранения Челябинской области часть полученной единовременной компенсации, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока в срок не позднее 30 дней с момента прекращения трудового договора. Между тем, ответчик уклонилась исполнить требования в полном объеме, выплатив только денежные средства в размере 162 582 руб.
Решением Копейского городского суда Челябинской области от 12 мая 2023 года, с учетом определений от 22 мая 2023 года, от 09 июня 2023 года об исправлении описки, с Ефановой Н.И. в областной бюджет Челябинской области в лице Министерства здравоохранения Челябинской области взыскана часть единовременной компенсационной выплаты 480 744, 04 руб, неустойка 21 387, 37 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. Этим же судебным актом с Ефановой Н.И. в пользу ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" взысканы расходы на уплату государственной пошлины 8 221, 31 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 августа 2023 года решение Копейского городского суда Челябинской области от 12 мая 2023 года, с учетом определений от 22 мая 2023 года, от 09 июня 2023 года об исправлении описок, отменено в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами (неустойки), в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении иска. Это же решение суда изменено в части суммы взыскания единовременной компенсационной выплаты, распределения судебных расходов. Взыскано с Ефановой Н.И. в областной бюджет Челябинской области в лице Министерства здравоохранения Челябинской области часть единовременной компенсационной выплаты в размере 479 102, 90 руб. Взыскано с Ефановой Н.И. в пользу ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 7 346, 24 руб. В остальной части это же решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность. В доводах кассационной жалобы указывает на то, что судами неверно истолкован пункт 2.2.2. договора от 15 августа 2019 года о предоставлении компенсационной выплаты, в связи с чем просит взыскать часть компенсационной выплаты в сумме 600 000 руб.
От представителя Министерства здравоохранения Челябинской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором указал, что доводы кассационной жалобы поддерживает и просит ее удовлетворить.
Ефанова Н.И, представители ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" и Министерства здравоохранения Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 15 февраля 2019 года Ефанова Н.И. на основании трудового договора N 21 принята на работу в качестве врача-инфекциониста в Муниципальное учреждение "Красноармейская центральная районная больница" (впоследствии - ГБУЗ "Районная больница с. Миасское") в структурное подразделение Поликлиника центральной районной больницы на неопределенный срок.
15 августа 2019 года между истцом и ответчиком заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, по которому Ефановой Н.И. перечислена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 руб, что подтверждается платежным поручением N 596075 от 17 сентября 2019 года.
Согласно пункту 2.2.2. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, Ефанова Н.И. приняла на себя обязательство исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения настоящего договора на должности в соответствии с трудовым договором с медицинской организацией при условии продления настоящего договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в областной бюджет на лицевой счет Министерства здравоохранения Челябинской области часть полученной единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктом 5-7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность при поступлении на обучение по дополнительным профессиональным программам в срок не позднее 30-ти дней с момента прекращения трудового договора.
Согласно пункту 3 договора медицинский работник несет ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных настоящим договором, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 22 октября 2020 года по 01 декабря 2020 года ответчик находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет.
В соответствии с приказом ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" от 01 декабря 2020 года, Ефанова Н.И. приступила к работе после отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет на 0, 5 ставки с 01 декабря 2020 года.
01 февраля 2022 года Ефанова Н.И. уволена на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника).
24 марта 2022 года и 02 декабря 2022 года в адрес ответчика истцом направлены требования о возращении в областной бюджет части единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику пропорционально неотработанному периоду.
15 декабря 2022 года и 31 января 2023 года Ефановой Н.И. произведен частичный возврат в областной бюджет части единовременной компенсационной выплаты в общей сумме 162 582 руб, что подтверждается чек-ордерами.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", постановлением Правительства Челябинской области от 20 февраля 2018 года N 49-П "Об утверждении порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам... ", исходил из того, что ответчик не выполнила взятые на себя обязательства по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени; трудовые отношения прекращены по инициативе работника, в связи с чем пришел к выводу о том, что ответчик должна возвратить часть компенсационной выплаты, пропорционально отработанному времени.
Отклоняя доводы истца о том, что период нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком не должен учитываться в период трудовой деятельности истца для расчета подлежащей возврату части компенсационной выплаты, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 106, 107, 255, 256, 350 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Положением о порядке заключения договоров с медицинскими работниками (в редакции, действовавшей на момент заключения договора с ответчиком), не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который медицинский работник должен отработать для получения единовременной компенсационной выплаты, на период нахождения в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком; использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуска по уходу за детьми это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством, в связи с чем указанные отпуска не могут быть исключены из периода стажа работы ответчика и входит в указанный пятилетний срок.
Производя расчет части компенсационной выплаты, суд первой инстанции учел выплаченные ответчиком 162 582 руб, а также исходил из того, что период отработанного Ефановой Н.И. времени должен исчисляться с даты заключения трудового договора с 15 февраля 2019 года, а не с даты заключения договора о предоставлении компенсационной выплаты (15 августа 2019 года); в период трудовой деятельности подлежит учету время нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком (1 22 октября 2020 года по 30 ноября 2020 года), взыскав с ответчика в областной бюджет Челябинской области в лице Министерства здравоохранения Челябинской области 480 744, 04 руб.
Отклоняя доводы представителя ответчика о том, что в стаж необходимо включить период работы ответчика на 0, 5 ставки с 1 декабря 2020 года по день увольнения 01 февраля 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 2.2.2 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты Ефанова Н.И. приняла на себя обязательства отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной для данной категории работников по условиям трудового договора N 21 от 15 февраля 2019 года, то есть на условиях полной ставки.
Признавая несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что требования заявлены ненадлежащим истцом, поскольку денежные средства необходимо вернуть в областной бюджет в лице Министерства здравоохранения Челябинской области, суд первой инстанции исходил из того, что ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" обратились в суд с иском с просьбой о взыскании с Ефановой Н.И. в пользу областного бюджета части единовременной компенсационной выплаты, а не в свою пользу. При этом Министерство здравоохранения Челябинской области является третьим лицом по делу и возражений относительно заявленных требований не высказали.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 330, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", исходил из того, что заявленные проценты фактически являются неустойкой за ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств; поскольку ответчик взятые на себя обязательства надлежащим образом не исполнила, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания неустойки.
Производя расчет неустойки, суд первой инстанции исходил из того, что Правительством Российской Федерации введен мораторий в отношении юридических лиц по начислению неустоек в период с 01 апреля 2022 года по 01 октября 2022 года, в связи с чем неустойка подлежит начислению за период с 03 марта 2022 года по 07 марта 2023 года (дату подачи иска в суд), взыскав с ответчика в пользу истца 21 387, 37 руб.
Руководствуясь статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции произвел расчет государственной пошлины, пропорционально удовлетворенным требованиям, взыскав с ответчика в пользу ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" 8221, 31 руб.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика части компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени, не согласился с ее размером, а также с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика неустойки.
Изменяя решение суда первой инстанции в части суммы взыскания единовременной компенсационной выплаты, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при определении размера суммы части единовременной компенсационной выплаты неверно определено количество дней фактически отработанных Ефановой Н.И, в связи с чем произвел свой расчет с даты заключения ответчиком трудового договора и по 30 ноября 2022 года, включив в отработанный период отпуск по уходу за ребенком, взыскав с Ефановой Н.И. в областной бюджет Челябинской области в лице Министерства здравоохранения Челябинской области 479 102, 90 руб.
Отклоняя доводы ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" об исчислении пятилетнего срока работы ответчика с даты заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику с 15 августа 2019 года, а не с даты заключения трудового договора, суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорные отношения в связи с производством социальной выплаты не являются гражданско-правовыми, не регулируются гражданским законодательством, а являются социальными отношениями, соответственно, правовое регулирование порядка предоставления единовременной компенсационной выплаты установлено положениями пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", поэтому заключенный сторонами договор не может противоречить этим нормам, из содержания которых не следует, что имеется возможность исчислять пятилетний срок работы с более поздней даты, чем дата начала работы.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца о том, что период нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком не подлежит включению в общий 5-летний срок, который ответчик должна отработать в ГБУЗ "Районная больница с. Миасское", суд апелляционной инстанции исходил из того, что ни законодательством, ни заключенным с Ефановой Н.И. договором не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать для получения единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами и отказывая в удовлетворении данных требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг; спорные отношения связаны с реализацией медицинским работникам права на единовременную компенсационную выплату, то есть на получение мер социальной поддержки, которые урегулированы специальным законом Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и в нем возможность взыскания с получателей единовременной компенсационной выплаты процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
С учетом пропорции удовлетворенных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, взыскал с Ефановой Н.И. в пользу ГБУЗ "Районная больница с. Миасское" расходы по оплате госпошлины 7 346, 24 коп.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о наличии оснований для взыскания с ответчика части компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права.
Между тем, выводы судов обеих инстанций о том, что период расчета должен начинаться с даты трудового договора и в отработанный период должен входить отпуск по уходу за ребенком, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, установлены в приложении N 5 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются:
а) наличие утвержденного исполнительным органом субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации;
б) наличие заявки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины).
Согласно пункту 5 Правил условиями предоставления субсидии являются в том числе наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной исполнительному органу субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил (далее - единовременная компенсационная выплата), в следующих размерах: 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек.
Во исполнение указанной программы "Развитие здравоохранения" постановлением Правительством Челябинской области от 20 февраля 2018 года N 49-П утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов) являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов) прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Челябинской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Челябинской области в сфере здравоохранения или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год".
По условиям указанного Порядка следует, что единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории Челябинской области, и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Челябинской области или органу местного самоуправления (далее именуются соответственно - медицинская организация, уполномоченный орган), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей) (далее именуются соответственно - медицинские работники, единовременная компенсационная выплата), в размере: 1 млн. рублей для врачей и 0, 5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзаце третьем настоящего пункта), либо города с населением до 50 тыс. человек, расположенные на территории Челябинской области.
В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка медицинский работник в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления о предоставлении единовременной компенсационной выплаты заключает договор с медицинской организацией о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по форме, установленной уполномоченным органом, и принимает на себя обязательства, установленные Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, прилагаемыми в виде приложения N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее именуются - Правила).
В соответствии с подпунктом "а, б" пункта 7 Правил, медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - договор), принимает обязательства:
а) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
б) возвратить в доход бюджета субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Таким образом, в приложении N 5 к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развития здравоохранения", различаются понятия "договор" и "трудовой договор". Согласно сокращению, введенному в пункте 7 приложения N 5, под договором предусматривается договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, а не трудовой договор.
Кроме того, медицинский работник принимает обязательства исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (а не с даты заключения трудового договора) на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации.
Приведенные нормы материального права суды применили и истолковали неправильно, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о том, что расчет отработанного времени должен исчисляться именно с момента начала осуществления трудовой деятельности, установленного трудовым договором и в него включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно пункту 2.2.2. договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты от 15 августа 2019 года, Ефанова Н.И. приняла на себя обязательство исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения настоящего договора на должности в соответствии с трудовым договором с медицинской организацией при условии продления настоящего договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в областной бюджет на лицевой счет Министерства часть полученной единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктом 5-7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность при поступлении на обучение по дополнительным профессиональным программам в срок не позднее 30-ти дней с момента прекращения трудового договора.
Таким образом, условия заключенного с ответчиком договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты полностью соответствуют разработанной Правительством Российской Федерации государственной программе "Развитие здравоохранения".
Производя расчет части единовременной компенсационной выплаты с даты заключения трудового договора, суды оставили без внимания и надлежащей правовой оценки содержание договора о предоставлении единовременной компенсационной от 15 августа 2019 года, согласно которому ответчик должна произвести оплату компенсационной выплаты пропорционально отработанному времени именно с даты заключения договора о предоставлении компенсационной выплаты.
Производя расчет части единовременной компенсационной выплаты, суды включили в фактически отработанное время период нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет, указав на то, что это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством и данный срок учитывается в трудовой стаж работника.
С данным выводов судов суд кассационной инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права, сделан с нарушением норм процессуального права.
Приходя к выводу о включении в фактически отработанное время период нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет, суды не дали правовой оценки пункту 7 Правил и содержанию договора о предоставлении единовременной компенсационной от 15 августа 2019 года, из которых следует, что период, который подлежит учету при возврате компенсационной выплате - это период, где работник работал полный день, исключения составляют периоды времени отдыха, предусмотренного статьями 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 106 Трудового кодекса Российской Федерации, время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В силу статьи 107 Трудового кодекса Российской Федерации, видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
Включая в фактически отработанное время период нахождения ответчика в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1, 5 лет, суды не учли, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не относится к времени отдыха, предусмотренного статьей 107 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учет времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком в страховой стаж не соотносится с условиями выполнения трудовой деятельности в течение пяти лет по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Таким образом, период, который подлежит учету при возврате компенсационной выплате, является период, где работник работал полный день, за исключением периодов времени отдыха, предусмотренных статьями 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации; в остальных случаях действие пятилетнего срока продляется на период неисполнения трудовой функции в полном объеме.
Поскольку судами неправильно определено количество дней, фактически отработанных Ефановой Н.И, то неверно определен и размер суммы части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей взысканию с Ефановой Н.И, а требования о взыскании государственной пошлины являются от них производными, в связи с чем судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций о взыскании с Ефановой Н.И. в областной бюджет Челябинской области части единовременной компенсационной выплаты и государственной пошлины подлежат отмене, с направлением дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Копейского городского суда Челябинской области от 12 мая 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 09 июня 2023 года, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 17 августа 2023 года, с учетом определения об исправлении описки от 24 августа 2023 года, о взыскании с Ефановой Нины Игоревны в областной бюджет Челябинской области части единовременной компенсационной выплаты и государственной пошлины отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.