Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П, при ведении протокола секретарем Сахаровым Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи административное дело N 3а-51/2023 по административному исковому заявлению Кира Марии Викторовны, Ломакиной Марины Алексеевны о признании недействующими решения Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково" от
15 июня 2020 года N 5/6 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Городское поселение "Поселок Товарково" и решения Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково" от 28 июня 2021 года N 8/5 "Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования "Городское поселение "Поселок Товарково", по апелляционной жалобе Поселковой Управы городского поселения "Поселок Товарково" на решение Калужского областного суда от 3 июля 2023 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, возражения представителя Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково" Колоколовой Л.М, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кира М.В. и Ломакина М.А. обратились в Калужский областной суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, просили признать недействующими со дня приятия решение Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково" от 15 июня 2020 года N 5/6 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Городское поселение "Поселок Товарково" (далее - Правила землепользования и застройки, Решение Собрания 5/6), решение Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково" от 28 июня 2021 года N 8/5 "Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки" (далее - Решение Собрания N 8/5).
Заявленные требования административными истцами мотивированы тем, что они являются жителями поселка Товарково, при этом оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушаются их права на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, поскольку Правила землепользования и застройки, а также внесенные в них изменения, допускают размещение производственных объектов первого класса экологической опасности; захоронение, размещение, хранение, утилизацию, накопление, обработку радиоактивных отходов, отходов разрушающих озоновый слой. В оспариваемых нормативных правовых актах зоны специального назначения расширены за счет территорий рекреационного назначения. При этом Генеральный план делит производственные зоны по классу опасности, а Правила землепользования только по видам использования, без учета воздействия на окружающую среду.
Также административные истцы указывали, что Правила землепользования и застройки приняты с существенным нарушением процедуры принятия, так как проект с учетом всех изменений для общественного обсуждения не публиковался и на публичные слушания не выносился, публичные слушания проведены неуполномоченными лицами.
Решение Собрания N 8/5 административные истцы полагают недействующим, так как им внесены изменения в Правила землепользования и застройки, которые приняты с существенным нарушением процедуры принятия.
Внесение в Правила землепользования и застройки изменений, разрешающих экологически вредные виды деятельности, противоречит частям 9, 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Генеральному плану городского поселения "Поселок Товарково", утвержденному решением Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково" от 30 декабря 2013 года N113, в связи с чем оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими полностью со дня их принятия.
Определением Калужского областного суда от 3 июля 2023 года производство по указанному делу в части оспаривания пункта 2.4 Решения Собрания N 8/5 прекращено. Данное определение не обжаловано и вступило в законную силу.
Решением Калужского областного суда от 3 июля 2021 года требования административных истцов частично удовлетворены.
Признаны недействующими со дня принятия Правила землепользования и застройки, в редакции решения Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково" от 15 июня 2020 года N5/6. Признаны недействующими со дня принятия пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.5 решения Собрания N 8/5.
С таким решением не согласилась Поселковая Управа городского поселения "Поселок Товарково", представила в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на принятие решения с нарушением норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции.
Апеллянт полагает, что суд первой инстанции, делая вывод о нарушении порядка проведения публичных слушаний, порядка принятия решения представительным органом, ссылается на акты, которые не подлежат применению, так как не были официально опубликованы.
Так, решение Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково" от 25 марта 2019 года N 8/9 "Об утверждении порядка и проведения Публичных слушаний, общественных обсуждений на территории МО "Городское поселение "Поселок Товарково", является нормативным правовым актом, но не было официально опубликовано, соответственно, не может применяться, в противном случае это нарушало бы требования части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, часть 1 статьи 43 Устава МО "Городское поселение "Поселок Товарково".
Аналогично является неубедительной ссылка суда на регламент Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково", утвержденный решением Поселкового Собрания от 27 августа 2019 года N 15/5, который также не был официально опубликован.
Также податель жалобы обращает внимание, что судом первой инстанции надлежащим образом не мотивированы выводы относительно нарушения сроков проведения публичных слушаний, поскольку оповещение о проведении публичных слушаний было размещено в предусмотренные законом сроки; указан период проведения экспозиции, само ее проведение, консультирование посетителей по экспозиции, прием предложений и замечаний были обеспечены. Таким образом, размещение проекта правил землепользования и застройки 15 мая 2020 года само по себе не свидетельствует о нарушении сроков проведения публичных слушаний.
Переписка между Главой городского поселения "Поселок Товарково" и Главой Поселковой Управы этого поселения от 23 ноября 2022 года и
25 ноября 2022 года не свидетельствует о том, что в адрес Поселкового Собрания не направлялся проект правил землепользования и застройки, поскольку данные правила были утверждены Поселковым Собранием.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административными истцами Кира М.В. и Ломакиной М.А, Главой МО "Городское поселение "Поселок Товарково", председателем Поселкового Собрания представлены возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного акта.
Административные истцы, представители администрации муниципального района "Дзержинский район", ООО "Первый Завод", Поселковой Управы городского поселения "Поселок Товарково", Управления архитектуры и градостроительства Калужской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, ФГБУ "Национальный парк "Угра", Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Учитывая положения статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия рассмотрела дело при состоявшейся явке.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции пришла к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кира М.В. и Ломакина М.А. зарегистрированы и проживают в Калужской области, Дзержинский район, п. Товарково.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административные истцы ссылались на нарушение оспариваемыми нормативными правовыми актами их права на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности, поскольку в результате принятия Правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений, ухудшается санитарная и экологическая ситуация в населенном пункте в месте их проживания, поскольку Правила землепользования и застройки, в отличие от положений Генерального плана, допускают размещение на территории городского поселения объектов первого класса опасности, а также Правилами предусмотрена возможность перевода земельного участка с кадастровым номером 40:04:050131:163 из территориальной зоны рекреационного назначения в производственную зону с целью размещения на данном участке твердых бытовых отходов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 мая 2009 года N 8-П, благоприятная окружающая среда понимается, как комплексное и устойчивое развитие населенных пунктов, улучшение жилищных, социально-экономических и экологических условий проживания граждан. В этом заключается содержание права граждан на благоприятную окружающую среду в населенных пунктах.
Поскольку административные истцы являются жителями муниципального образования, в отношении которого приняты оспариваемые положения Правил землепользования и застройки, постольку они вправе оспорить в суде градостроительные решения органов государственной власти и местного самоуправления в сфере права на благоприятную окружающую среду, которые могут нарушить указанное право.
Удовлетворяя требования административных истцов, суд первой инстанции исходил из нарушения порядка принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки, поскольку проект нормативного правового акта был размещен на официальном сайте 15 мая 2020 года, в то время как его окончательная редакция была определена 29 мая 2020 года, то есть на публичные слушания представлен проект, не доработанный комиссией. Проект нормативного правового акта не направлялся в адрес Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково". Продолжительность публичных слушаний составила менее 1 месяца со дня опубликования проекта правил землепользования и застройки. Протокол заседания Поселкового Собрания вело неуполномоченное лицо.
Суд также исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты не соответствуют иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Генеральному плану муниципального образования, ввиду того, что отраженные в Правилах землепользования и застройки территориальные зоны не сопоставимы соответствующим зонам, отраженным в карте функциональных зон поселения, карте планируемого размещения объектов местного значения, являющихся приложением к Генеральному плану.
Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены правильного по существу решения не имеется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума N 50), при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.
Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 указанной статьи основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений, а также поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний не может быть более чем один месяц (пункт 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела, рассмотрение Поселковой Управой вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки обусловлено внесением протеста прокуратуры "адрес" от 17 февраля 2020 года, поступившего в администрацию муниципального образования "Поселок Товарково" 17 марта 2020 года, входящий номер 410, об устранении в Правилах землепользования и застройки противоречий требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также наличия поступивших предложений о переводе земельных участков под стадионом и школой из территориальной зоны Ж-2 в зону ОД-1, внесении изменений в описание территориальной зоны Ж-2 в связи с расположением в ней котельной (изменение отступов от границ земельного участка) (заседание Комиссии по землепользованию и застройке от 14 марта 2020 года).
В связи с чем постановлением главы Поселковой Управы городского поселения "Поселок Товарково" 25 марта 2020 года N 114, с учетом изменений в данное постановление от 16 апреля 2020 года N 206, утвержден состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Решением Поселкового Собрания городского поселения от 20 апреля 2020 года, опубликованном на официальном сайте Поселковой Управы
30 апреля 2020 года, установлен срок проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки на период с 4 мая 2020 года по 5 июня 2020 года. Местом размещения проекта и информационных материалов к нему определен официальный сайт Поселковой Управы, экспозиция проекта в период с 4 мая 2020 года по 4 июня 2020 года определена по адресу: "адрес" доступом неограниченному кругу лиц в здание Поселковой Управы в рабочие дни и в рабочее время с 9 до 17 часов.
Проект Правил землепользования и застройки размещен на официальном сайте Поселковой Управы 15 мая 2020 года.
5 июня 2020 года состоялись публичные слушания, по результатам которых составлено заключение от 5 июня 2020 года, публичные слушания признаны состоявшимися, проект Правил землепользования и застройки направлен в Поселковое Собрание.
Решением Поселкового Собрания городского поселения "Поселок Товарково" от 15 июня 2020 года утверждены внесенные изменения в Правила землепользования и застройки.
Как следует из внесенных изменений в Правила землепользования и застройки была изменена структура правил, а именно: главы заменены разделами, общие положения о подготовке документации, проведении общественных обсуждений и публичных слушаний, внесения изменений в правила землепользования, а также общие принципы регулирования выдачи разрешения на строительство, уведомления о планируемом строительстве, реконструкции объекта переформатированы, перенесены в иные разделы.
То есть фактически, как верно указал суд первой инстанции Правила землепользования и застройки были приняты в новой редакции.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав вопрос соблюдения порядка принятия решения N 5/6, сделал обоснованный вывод, подтвержденный представленными доказательствами, о существенном нарушении установленной процедуры.
В данном случае судебная коллегия считает, что в нарушение положений статьи 5.1 и пункта 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Правил землепользования и застройки не был официально опубликован для ознакомления населения городского поселения не менее чем за 1 месяц до начала публичных слушаний. Указанное нарушение является существенным, которое влечет признание нормативного правового акта недействующим.
Доказательства обратного материалы дела не содержат в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Поселковой Управы не имеется.
В части иных нарушений процедуры принятия Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Собрания N 5/6 судебная коллегия согласиться с выводами суда не может.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, как и регламент Поселкового Собрания N 15/5 не предусматривают обязанности повторного вынесения на публичные слушания проекта правил землепользования и застройки, уже являвшегося предметом обсуждения, и прошедшего необходимые согласования.
Суд первой инстанции признавая нарушенной процедуру принятия также указал, что секретарем Собрания 15 июня 2020 года являлась ФИО8, которую секретарем не избирали и которая не является депутатом Поселкового Собрания.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку сами по себе некоторые недочеты при проведении отдельных процедур подготовки внесения изменений в правила или при принятии Правил землепользования и застройки не являются существенным нарушением порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшим на законность принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, и влекущим его отмену.
Разрешая вопрос соответствия Решения Собрания N 5/6 иным нормативным правовым актам, суд первой инстанции исходил из несоответствия зон П-1, П-2, Ж-1, Ж-2, Ж-3 функциональным зонам П-1, П-2, Ж-1, Ж-2, Ж-3, Ж-4, отраженным в карте планируемого размещения объектов местного значения поселения, являющихся приложением к генеральному плану, карте градостроительного зонирования территории, карте зоны с особыми условиями использования территории, являющихся приложениями к Правилам землепользования и застройки.
Также судом отмечено, что при принятии изменений в Правила землепользования и застройки на территории МО "Городское поселение "Поселок Товарково" в редакции Решения Собрания N принято во внимание наличие в поселке Товарково следующих объектов производственного назначения: "данные изъяты"
Вместе с тем, отображение в Правилах землепользования и застройки сведений о наличии в поселке Товарково объектов производственного назначения не свидетельствует о несоответствии данных правил иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем судебная коллегия находит данное суждение суда неубедительным, не указывающим на несоответствие Правил землепользования и застройки иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия не может согласиться и с выводом суда о несоответствии градостроительного зонирования документам территориального планирования в части территориальных зон П-1, П-2, Ж-1, Ж-2, Ж-3.
Согласно статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом муниципального округа, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Таким образом, недопустима проверка соответствия территориальной зоны установленной функциональной зоне без исследования вида разрешенного использования конкретного земельного участка, проверки на предмет соответствия схеме территориального планирования Дзержинского района и самого субъекта Российская Федерация - Калужской области, с учетом стратегий (программам) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программам, предусматривающих создание объектов федерального и регионального значения.
Само же по себе несоответствие буквенных обозначений Правил землепользования и застройки не указывает на несоответствие оспариваемого акта иным актам, имеющим большую юридическую силу.
Как указали административные истцы в ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции, они фактически не согласны с изменением территориального планирования в отношении земельного участка с кадастровым номером 40:04:050131:163 и предусмотренной Правилами землепользования и застройки возможности размещения на территории городского поселения объектов 1 класса экологической опасности, полагая, что данный объект обработки отходов может быть размещен на указанном участке.
Вместе с тем, как положения статьи 54 Правил землепользования и застройки в редакции решения Поселкового Собрания от 31 января 2017 года N 5, так и внесенные оспариваемым решением Поселкового Собрания N 5/6 изменения, предусматривают ориентировочные размеры санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в том числе для промышленных объектов и производств первого класса опасности в размере 1000 м (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").
Таким образом, с принятием Решения Собрания 5/6 правовое регулирование отображения в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств первого класса опасности не изменено.
Территориальная зона земельного участка с кадастровым номером N с принятием изменений в Правила землепользования и застройки также не изменилась. Как участок категории земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - для расширения действующего полигона ТБО по состоянию на 2018 год был расположен в территориальной зоне Р-1 (зона городских лесов, скверов, парков, бульваров, городских садов), так и с внесением изменений участок остался расположенным в зоне Р-1.
Градостроительные регламенты территориальной зоны Р-1 предусматривают возможность использования земельных участков в соответствии с кодами видов разрешенного использования, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540: 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 9.1, 9.3, 11.1, 11.
Так, под кодом 9.1 - допускается использование земельных участков в целях сохранение отдельных естественных качеств окружающей природной среды путем ограничения хозяйственной деятельности в данной зоне, в частности: создание и уход за запретными полосами, создание и уход за защитными лесами, в том числе городскими лесами, лесами в лесопарках, и иная хозяйственная деятельность, разрешенная в защитных лесах, соблюдение режима использования природных ресурсов в заказниках, сохранение свойств земель, являющихся особо ценными.
Генеральным планом поселения от 30 декабря 2013 года, размещенным во ФГИС ТП 6 августа 2015 года, функциональная зона в отношении территории, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером N установлена как ЗС: зона специального назначения - зона зеленых насаждений специального назначения (в том числе зона озелененных территорий санитарно-защитных зон). Также участок попадает в функциональную зону СП2: зона специального назначения - складирование ТБО.
Постановлением поселковой Управы ГП "Поселок Товарково" Дзержинского района от 8 августа 2012 года N 128 утверждена Программа "Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры данного муниципального образования на 2012 - 2020 годы. В программе указано на то, что в целях расширения действующего полигона заключен договор аренды N 2495 от 24 июня 2009 года земельного участка с кадастровым номером N площадью 8, 5 га (который является смежным с полигоном ТБО). Полигон ТБО является специальным сооружением, предназначенным для изоляции и обезвреживания ТБО и должен гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигоне размещаются отходы от жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды промышленных отходов 4-5 класса опасности, а также неопасные отходы.
Схема территориального планирования Калужской области в пределах спорной территории предусматривает наличие действующего полигона ТБО, однако планируемых к размещению на данной территории объектов обращения с отходами не запланировано.
Изложенное выше указывает на то, что установленная в отношении земельного участка с кадастровым номером N территориальная зона соответствует документам градостроительного планирования. Выводы суда и доводы стороны административного истца об обратном основаны на ошибочном толковании норм материального права.
По результатам плановой проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления городского поселения "Поселок Товарково", проведенной управлением архитектуры и градостроительства Калужской области в соответствии с приказом управления от 4 июня 2020 года N 23, составлен акт N от июля 2020 года, согласно которому, в частности, Правила землепользования и застройки, действующие в редакции от 15 июня 2020 года, в части карты зон с особыми условиями использования территории не соответствуют статье 54 раздела 9 Правил, которыми установлен перечень ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории федерального значения "Национальный парк "УГРА"; сведения о границах территориальных зон поселения не внесены в ЕГРН в нарушение части 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частей 1, 20 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В связи с чем, выдано предписание от 1 июля 2020 года N об устранении выявленных нарушений до 1 января 2021 года.
Кроме того, постановлением Правительства Калужской области от
17 сентября 2020 года N 735 внесены изменения в постановление Правительства Калужской области от 10 марта 2009 года N 65 "Об утверждении схемы территориального планирования Калужской области", которой предусмотрена реконструкция завода по производству нефтепродуктов, расположенного в пгт. Полотняный завод, на границе с с.п. Старки, Дзержинский район в пределах земельных участков: N
Решением Поселкового Собрания городского поселения от 26 апреля 2021 года, опубликованном на официальном сайте Поселковой Управы
29 апреля 2021 года, установлен срок проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки на период с 7 мая 2021 года по 11 июня 2021 года. Местом размещения проекта и информационных материалов к нему определен официальный сайт Поселковой Управы, экспозиция проекта в период с 7 мая 2021 года по 7 июня 2021 года определена по адресу: п. Товарково, ул. Туркестанская, д 1 с 9 до 17 часов неограниченному кругу лиц в рабочие дни в здании Поселковой Управы.
Проект Правил землепользования и застройки на официальном сайте Поселковой Управы размещен не был.
7 июня 2021 года состоялись публичные слушания, по результатам которых составлено заключение от 7 июня 2021 года, публичные слушания признаны состоявшимися.
Решением поселкового собрания городского поселения "Поселок Товарково" от 28 июня 2021 года N 8/5 внесены изменения в Правила землепользования и застройки.
Судебная коллегия считает, что в нарушение положений статьи 5.1 и пункта 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект изменений в Правила землепользования и застройки не был официально опубликован для ознакомления населения городского поселения до начала публичных слушаний. Указанное нарушение является существенным, которое влечет признание нормативного правового акта недействующим ввиду нарушения процедуры его принятия и внесения в него исправлений.
Решением Собрания N 8/5 внесены изменения в Правила землепользования и застройки, а именно постановлено:
- 2.1 пункт 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки читать в следующей редакции:
Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку;
- 2.2. пункт 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки читать в следующей редакции:
Орган местного самоуправления поселения с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;
- 2.3 привести в соответствие статье 54 раздела 9 Правил землепользования и застройки карту зон с особыми условиями использования территории в части установления перечня ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории федерального значения "Национальный парк "УГРА";
- 2.5 земельные участки с КН N, расположенные в территориальной зоне Р-1 (зона городских лесов, скверов, парков, бульваров, городских садов) перевести в территориальную зону СН-2 (зона размещения объектов сбора, утилизации бытовых и промышленных отходов) с внесением изменений в картографическую часть Правил землепользования и застройки.
Пункты 2.1 и 2.2 приняты в соответствии с требованиями частей 4 и 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Карта зон с особыми условиями использования территории в части установления перечня ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории федерального значения "Национальный парк "УГРА" приведена в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 148 "О создании в Калужской области национального парка "Угра" федеральной службы лесного хозяйства России.
Однако, судебная коллегия находит основания для признания Решения Собрания N 8/5 в части установления для земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных ранее в территориальной зоне Р-1 (зона городских лесов, скверов, парков, бульваров, городских садов) территориальной зоны СН-2 (зона размещения объектов сбора, утилизации бытовых и промышленных отходов) с внесением изменений в картографическую часть Правил землепользования и застройки (пункт 2.5 решения), как принятых без учета требований федерального законодательства.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану поселения как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1 статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Аналогичная норма содержится в части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия учитывает, что функциональная зона СП2: зона специального назначения - складирование ТБО не накладывается на земельный участок с кадастровым номером N, а земельный участок с кадастровым номером N только частично попадает в данную функциональную зону.
При корректировке Правил землепользования и застройки в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, категории земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования соответственно "для расширения действующего полигона ТБО", "производственная деятельность" к территориальной зоне СП2 приведет к несоответствию с Генеральным планом поселения.
Участку с кадастровым номером N, расположенному в функциональной зоне ЗС, установлена территориальная зона СН-2, что не сопоставимо с территориальным планированием, то есть усматривается нарушение статей 31 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером N хоть и расположен в двух функциональных зонах, но в отношении его использования в целях размещения ТБО Дзержинским районным судом Калужской области по делу N 2(1)-693/2016 принято решение от 18 мая 2016 года, которым предписано обязать прекратить деятельность по эксплуатации земельного участка с кадастровым номером N для размещения отходов производства и потребления, разработать проект рекультивации и провести ее.
Кроме того, следует учесть, что действующей схемой территориального планирования Калужской области в отношении указанной территории не планируется к размещению новый объект сбора, утилизации бытовых и промышленных отходов, а программой "Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Поселок Товарково", утвержденной постановлением поселковой Управы 8 августа 2012 года N 128, земельный участок с кадастровым номером N предусмотрен как специальное сооружение, предназначенное для изоляции и обезвреживания ТБО и должен гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Таким образом, установив, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с нарушением порядка принятия, а также не соответствуют положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации), суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно принял решение о удовлетворении административного искового заявления.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права.
Предусмотренных статей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калужского областного суда от 3 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поселковой Управы городского поселения "Поселок Товарково" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.