Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Щербаковой Н.В, судей Щербаковой Ю.А, Ковалёвой Ю.В, при секретаре ФИО
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-166/2023 по административному исковому заявлению ФИО о признании недействующими отдельных положений приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год"
по апелляционной жалобе ФИО на решение Калининградского областного суда от 14 августа 2023 года, которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Ю.А, объяснения административного истца ФИО, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области ФИО поддержавшей возражения относительно доводов жалобы, полученные путем использования систем видеоконференц-связи, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 28 декабря 2022 года N 248 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год", размещенным 30 декабря 2022 года на интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru), утвержден Перечень на объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2023 год (далее - Перечень на 2023 год).
В Перечень на 2023 год под пунктом N включено нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. метра, расположенное по адресу: "адрес".
ФИО (далее также - административный истец), являясь собственником вышеуказанного здания, обратилась в суд с административным иском о признании недействующим пункта 4364 Перечня на 2023 год, ссылаясь на то, что здание не обладает признаками объекта налогообложения, определенными Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечень противоречит вышеуказанным нормам и нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Калининградского областного от 14 августа 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО просит отменить постановленный по делу судебный акт и удовлетворить заявленные требования.
В обоснование приводит доводы, что акт о фактическом использовании от 16 декабря 2022 года, принятый в качестве основания для включения здания в Перечень, составлен с нарушением требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 1 июля 2016 года N 330, а, следовательно, является ненадлежащим доказательством. При принятии решения суд не учел, что арендуемая в спорном здании обществом с ограниченной ответственностью "Газпром инвест" площадь, не используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как основным видом деятельности арендатора является проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов газовой отрасли промышленного и гражданского назначения, допуск в здание осуществляется только по пропускам.
Относительно доводов апелляционной жалобы Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, прокуратурой Калининградской области поданы письменные возражения, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правительство Калининградской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, по вызову суда апелляционной инстанции не явилось. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Учитывая положения статей 150, 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
С учетом положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года N 254 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", постановления Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области", судебная коллегия полагает, что оспариваемый в части акт об утверждении Перечня на 2023 год принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемого нормативного акта и порядка опубликования.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 15, 17 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого кодекса.
К объектам налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 приведенного Кодекса, в силу подпункта 1 пункта 7 которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором, в том числе, указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается административно-деловым центром, определены в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; - предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории Калининградской области в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными положениями, отнесение недвижимого имущества к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости на территории Калининградской области осуществляется если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания на площади более 20 процентов от его общей площади.
Как усматривается из материалов дела, административный истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. метра, находящегося в границах земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером N, имеющим вид разрешенного использования "под существующий жилой дом", расположенного по адресу: "адрес".
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, спорное здание имеет назначение: "нежилое", наименование: "данные отсутствуют", состоит из 3-х этажей, в том числе 1-го подземного.
Из технического паспорта следует, что спорное здание имеет назначение административное.
В подвале размещаются: санузел (N 1) - 11, 6 кв. метров, вспомогательное (N 2, N 4, N 6) - 9, 7 кв. метров, 2, 6 кв. метров, 2, 2 кв. метра соответственно, лестница (N 3) - 3, 1 кв. метра, кабинет (N 5) - 21 кв. метр;
на первом этаже размещаются: коридор (N 1) - 13, 7 кв. метров, кладовая (N 2) - 1, 1 кв. метр, кабинет (N 3, N 4, N 5, N 6) - 21, 6 кв. метров, 22, 3 кв. метров, 11, 8 кв. метров, 18, 8 кв. метров соответственно, туалет (N 7) - 1, 6 кв. метра;
на втором этаже размещаются: коридор (N 1) - 16, 6 кв. метров; кабинет (N 2, N 3, N 4, N 5) - 10, 0 кв. метров, 11, 4 кв. метров, 15, 1 кв. метров, 31, 2 кв. метра соответственно, санузел (N 6) - 8, 8 кв. метров, балкон (N 7) - 1, 8 кв. метров;
на третьем этаже размещаются: кабинет (N 1) - 97, 4 кв. метра, балкон (N 2) - 1 кв. метр.
Согласно позиции административного ответчика, вышеуказанное нежилое здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год по критерию вида фактического использования.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калининградской области от 1 июля 2016 года N 330 установлен Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 2 постановления мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются Министерством по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли Калининградской области (далее - уполномоченный орган). Обследование проводится комиссией в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, приведенной в приложении N 1 к настоящему порядку. По результатам проведения обследования уполномоченный орган в срок не позднее 5 рабочих дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт о фактическом использовании объекта нежилого фонда (далее - акт) по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку и не позднее 2 рабочих дней с даты подписания акта направляет заверенную копию акта правообладателю объекта нежилого фонда почтовым отправлением для ознакомления.
Основанием для включения спорного здания в Перечень на 2023 год явился акт о фактическом использовании от 16 декабря 2022 года, согласно выводам которого, здание используется в целях размещения сотрудников общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"".
Административным истцом не оспаривалось, что часть помещений в спорном здании с 2013 года находится в пользовании общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее также - ООО " "данные изъяты""), в подтверждение чего представлен договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ с дополнительными соглашениями.
Из содержания договора N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО " "данные изъяты"" во временное владение и пользование переданы нежилые помещения в спорном здании площадью 266 кв. метров (что превышает 20 процента от общей площади здания), в целях размещения подразделений и служб арендатора (использование под офис).
Из содержания информации ООО " "данные изъяты"" без даты и без номера, представленной по запросу суда первой инстанции, арендуемые Обществом по договору N помещения, используются как офисные.
Проанализировав по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности включения здания с кадастровым номером N в Перечень на 2023 год, поскольку в спорный налоговый период более 20 процентов от общей площади здания, использовалось для размещения офисов.
Довод апелляционной жалобы о том, что арендуемая в спорном здании ООО " "данные изъяты"" площадь, не используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как основным видом деятельности арендатора является проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов газовой отрасли промышленного и гражданского назначения, является неубедительным и опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Промышленное производство (промышленность) определяется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации").
В статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации приведено понятие производственной деятельности, которой является совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Вместе с тем, вопреки приводимым стороной административного истца доводам, доказательств того, что в спорном здании в спорный период размещались производственные объекты, не представлено, а сообщение общества с ограниченной ответственностью частного охранного предприятия " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении по "адрес" в рамках исполнения договора от ДД.ММ.ГГГГ пропускного и внутриобъектового режима, таким доказательством не является.
Напротив, утверждения административного истца, опровергаются в том числе и представленными суду апелляционной инстанции доказательствами.
Так, из полученных судом апелляционной инстанции документов и сообщения ООО " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что в помещениях, расположенных по адресу: "адрес", располагается Калининградское управление по реконструкции объектов филиала ООО " "данные изъяты"" " "данные изъяты"", задачи и функции которого определены в Положении о Калининградском управлении по реконструкции объектов.
Из содержания Положения о Калининградском управлении по реконструкции объектов филиала ООО " "данные изъяты"" " "данные изъяты"" усматривается, что задачами последнего являются: обеспечение реализации инвестиционных проектов (территориально относящихся к городу Калининграду, Калининградскому району и области), агентом по реализации которых является филиал; обеспечение взаимодействия с подрядными организациями, с инспектирующими организациями, участвующими в реализации инвестиционных проектов, в зоне ответственности управления; обеспечение, в пределах компетенции, организации проведения строительного контроля заказчика на объектах филиала; осуществление взаимодействия по вопросам комплектации оборудованием при реализации инвестиционных проектов, а к функциям отнесены: осуществление учета и хранения проектно-сметной документации; обеспечение согласования со всеми задействованными сторонами реализации инвестиционных проектов производства работ, разрабатываемых подрядными организациями; организация разработки и согласования со всеми задействованными сторонами перечней приемо-сдаточной исполнительной документации, необходимой к оформлению и сдаче при строительстве объектов; подготовка необходимых отчетов, информационных (конъюктурных) справок, отражающих состояние строительства (реконструкции) объектов в зоне ответственности; подготовка, проведение и участие в совещаниях по вопросам строительства объектов и т.п.
При это в штате Калининградского управления по реконструкции объектов филиала ООО " "данные изъяты"" " "данные изъяты"" состоит 9 единиц: начальник управления, заместитель начальника управления, начальник производственного отдела по реконструкции ЛЧ и НС, ведущий специалист и специалист 1 категории данного отдела, начальник производственного отдела по ПХГ и КС, заместитель начальника, главный специалист, ведущий специалист данного отдела.
С учетом вышеуказанного, деятельность управления не связана с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию объектов газовой отрасли промышленного и гражданского назначения, т.е. с производственной деятельностью, а арендуемые помещения, как прямо и недвусмысленно отражено в договоре аренды, используются в целях размещения офисов.
Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности административного истца является аренда и управление собственным или арендованным имуществом, что предполагает использование принадлежащего ему имущества в коммерческих целях и получение прибыли от сдачи этого имущества в аренду, при этом сведения об использовании собственником здания "данные изъяты" кв. метров помещений (или 20, 36 процентов от общей площади ("данные изъяты" кв. метров - "данные изъяты" кв. метров) по адресу: "адрес", не в коммерческих целях, отсутствуют.
Приводимые в суде апелляционной инстанции стороной административного истца доводы об отсутствии в акте обследования от 16 декабря 2022 года расчета используемой по офисы площади, хотя и заслуживают внимания, однако не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку Акт уполномоченного органа в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не может являться единственно возможным доказательством по административным делам данной категории, а иными представленными в материалы дела доказательствами подтверждено, что спорное здание полностью используется в целях размещения офисов (79, 64 процентов по договору аренды (266 кв. метров х 100 процентов : 334 кв. метра) 20, 36 процентов непосредственно ИП ФИО (68 кв. метров х 100 процентов : 334 кв. метра).
Исключение спорного здания из Перечней на 2021, 2022 годы не свидетельствует о незаконности включения последнего в Перечень на 2023 год, поскольку акт фактического использования был составлен лишь16 декабря 2022 года.
Ссылка апеллянта на судебную практику отклоняется судебной коллегией, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
Поскольку представленными доказательствами однозначно подтвержден факт использования административным истцом спорного здания в 2023 году в целях, предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований является правильным.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 14 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.