Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н. и Константиновой Ю.П, при ведении протокола секретарем Сахаровым Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-60/2023 по административному исковому заявлению Чумбадзе Надежды Григорьевны и Чумбадзе Андрея Анатольевича об оспаривании в части распоряжения Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года N 546-ра "О переводе земель из одной категории в другую"
по апелляционной жалобе административных истцов на решение Тверского областного суда от 4 сентября 2023 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Константиновой Ю.П, пояснения представителя административных истцов Кохири С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Правительства Тверской области Травкиной О.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года N 546-ра "О переводе земель из одной категории в другую", опубликованным в газете "Тверская жизнь" от 28 октября 2017 года N 108 (специальное приложение N 50), земли общей площадью 69853, 0 га, расположенные на территории Кимрского района Тверской области в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда.
Перечень земель, расположенных на территории Кимрского района, подлежащих переводу из земель сельскохозяйственного назначения под лесами в категорию земель лесного фонда, включает в том числе 2 996 га земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК) "Горицкий" (пункт 14 приложения к распоряжению Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года N 546-ра).
Чумбазде Надежда Григорьевна и Чумбадзе Андрей Анатольевич обратились в суд с административным иском о признании недействующим названного распоряжения Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года N 546-ра в части перевода в категорию земель лесного фонда территории земельного участка с кадастровым номером N
В обоснование заявленных требований административные истцы указывали, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 33, 1 га постановлением главы Администрации Кимрского района Тверской области был предоставлен в пожизненное наследуемое владение крестьянскому хозяйству (КХ) "Заручьево" Кимрского района.
В 2011 году проведено уточнение границ данного участка.
В 2014 году участок приобретен в собственность Чумбадзе Н.Г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок правами третьих лиц не обременен. Вместе с тем, по заключению филиала ФГБУ "Рослесинфорг" земельный участок с кадастровым номером N имеет наложение границ (пересечение) с границами земель лесного фонда (леса, находившиеся ранее во владении СПК "Горицкий"), площадь пересечения составляет 9, 4 га.
Административные истцы полагают, что включение части земельного участка в состав земель лесного фонда оспариваемым нормативным правовым актом осуществлено вследствие кадастровой ошибки и без учета законных интересов собственников. Перевод осуществлен в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
По мнению административных истцов, границы земель лесного фонда определены в нарушение требований статей 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации, что повлекло их наложение на земельный участок с кадастровым номером N
Решением Тверского областного суда от 4 сентября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, административные истцы подали апелляционную жалобу. Оспаривая законность принятого по настоящему делу судебного акта, заявители ссылаются на нарушение прав Чумбадзе Н.Г. вследствие препятствий в реализации полномочий собственника земельного участка с кадастровым номером N, возникших в связи с принятием Администрацией Тверской области от 27 ноября 2006 года N 546-ра распоряжения "О переводе земель из одной категории в другую".
Среди доводов апелляционной жалобы указано на то, что на основании ходатайства администрации Кимрского района Тверской области лесоустроенные земли сельскохозяйственного назначения, ранее находившиеся во владении СПК "Горицкий", площадью 2 996 га переведены в земли лесного фонда. При этом, к тому времени из владения СПК "Горицкий" выбыла площадь земельного участка, в последующем предоставленная во владение и собственность крестьянскому хозяйству "Заручьево". Спорный земельный участок находится в собственности Чумбадзе Н.Г. с 2014 года на основании договора купли-продажи, а в перечне земель, подлежащих переводу из земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель лесного фонда в оспариваемом распоряжении не указан правопредшественник административного истца - крестьянское хозяйство "Заручьево", которому земельный участок площадью 33, 1 га постановлением главы администрации Кимрского района Тверской области от 17 июля 1990 года N 74 был предоставлен в пожизненное наследуемое владение. В составе данного участка помимо пашни и сенокоса находились и прочие земли в количестве 9, 4 га. В апреле 2011 года административным истцом произведено уточнение границ земельного участка, что подтверждается актом согласования границ в межевом деле, согласно которому границы земельного участка были согласованы, в том числе с представителем Департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды, начальником Кашинского лесничества.
Сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером N относится к земельным участкам, которые в соответствии с оспариваемым распоряжением были переведены из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда и переданы в ведение Министерства лесного комплекса Тверской области в ЕГРН отсутствуют.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором, Министерством лесного комплекса Тверской области, Правительством Тверской области, Федеральным агентством лесного хозяйства представлены письменные возражения.
В судебное заседание не явились административный истцы, представители Министерства лесного комплекса Тверской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориального управления Росимущества в Тверской области, Министерства имущественных отношений Тверской области, Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области, Администрации Кимрского района Тверской области, Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ "Рослесинфорг" в Тверской области, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции посчитал возможным рассматривать административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 5 части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 1, пунктом 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), в соответствии с частями 1 и 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен частью 4 статьи 2 указанного Федерального закона.
Из пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ также следует, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 части 2 статьи 2 Закона N 172-ФЗ администрацией Тверской области принято постановление от 24 октября 2006 года N 261-па "О содержании ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий и прилагаемых к нему документах", согласно которому в ходатайстве о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, из одной категории в другую (далее - переводимые земли) указываются:
а) сведения о местоположении и площадях переводимых земель;
б) категория переводимых земель;
в) категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
г) обоснование перевода земель в земли других категорий;
д) перечень прилагаемых к ходатайству документов (пункт 1).
К названному ходатайству прилагаются:
а) удостоверенные в соответствии с действующим законодательством копии документов, подтверждающих правоспособность заявителя;
б) материалы, содержащие отображение границ переводимых земель, позволяющие однозначно определить их положение на местности (картографические материалы с нанесением границ переводимых земель и кадастровых кварталов);
в) расчет потерь сельскохозяйственного производства при переводе сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения (пункт 2).
Пунктом 5 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса.
Суд первой инстанции, исходя из положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Закона N 172-ФЗ, статьи 1 Закона Тверской области от 20 марта 2022 года N2-ЗО "Об Администрации Тверской области", сделал правильный вывод об издании оспариваемого распоряжения правомочным органом, в пределах предоставленных ему полномочий и о надлежащем опубликовании оспариваемого нормативного правового акта.
Судом также установлено, что ходатайство Администрации Кимрского района Тверской области от 24 июля 2006 года N 245 о переводе лесоустроенных земель, числящихся в составе земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, и земель запаса, в категорию земель лесного фонда соответствовало требованиям статьи 2 Закона N 172-ФЗ.
Доводы административных истцов, повторяющиеся в апелляционной жалобе, в том числе о нарушении требований пункта 5 части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ, со ссылкой на то, что к ходатайству Администрации Кимрского района Тверской области от 24 июля 2006 года не было приложено согласие правообладателя переводимого земельного участка - КХ "Заручьево", судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением администрации Тверской области от 1 февраля 2006 года N 61-ра постановлено отнести лесоустроенные земли площадью 2 165 676 га к категории земель лесного фонда, в том числе 69 853 га земель, расположенных на территории Кимрского районного лесхоза. Согласно приложению к указанному распоряжению площадь лесоустроенных земель в Кашинском лесхозе составляет 19 617 га.
В соответствии с распоряжением Администрации Тверской области от 26 мая 2006 года N 212-ра в распоряжение N 61-ра внесены изменения, в пункты 1 и 2, которые изложены в следующей редакции:
"1. Отнести лесоустроительные участки земель, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, к категории земель - земли лесного фонда.
2. Рекомендовать органам, осуществляющим ведение государственного земельного кадастра, оказывать лесхозам - филиалам государственного учреждения "Тверское управление лесами" содействие при формировании землеустроительных дел".
24 июля 2006 года Администрация Кимрского района Тверской области обратилась в Администрацию Тверской области с указанным выше ходатайством о переводе земель сельскохозяйственного назначения и земель запаса под лесами в категорию земель лесного фонда.
В прилагаемом к ходатайству перечне земель учтены земли СПК "Горицкий" площадью 2 996 га.
Распоряжением Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года N 546-ра "О переводе земель из одной категории в другую" в соответствии с приложением переведены земли общей площадью 69 853, 0 га, расположенные на территории Кимрского района Тверской области в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда.
В приложении к данному распоряжению в перечне земель в пункте 14 указаны земли сельскохозяйственного назначения, используемые СПК "Горицкий" площадью 2 996 га.
1 августа 2008 года органом государственной регистрации недвижимости на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации лесного участка общей площадью 2 996 га, расположенного по адресу: Тверская область, Кимрский район, Ильинское участковое лесничество, леса, ранее находившиеся во владении СПК "Горицкий", условный номер N.
1 декабря 2010 года лесному участку присвоен кадастровый номер N (единое землепользование), граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
При этом площадь лесного участка 2 996 га, находившегося во владении СПК "Горицкий", подтверждена материалами лесоустройства 1998-1999 годов, в том числе схемой лесов и экспликацией филиала ГУ "Тверьлес" "Кимрский районный лесхоз" от 12 октября 2006 года, описанием лесного участка из земель лесного фонда Кашинского лесничества Ильинского участкового лесничества с номерами лесных выделов и лесных кварталов, их графическим отображением на территории Кимрского района.
Из материалов административного дела также установлено, что крестьянскому хозяйству "Заручьево" Кимрского района Горицкого сельсовета (Богачевскому Б.Л.) 19 января 1993 года было выдано свидетельство на право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование землей N 161 (на основании постановления главы Кимрского района Тверской области от 17 июля 1990 года N 74-1 от 22 октября 1991 года N 107-1 для производства сельскохозяйственной продукции), согласно которому:
- в собственность предоставлено 7, 9 га (в том числе 7, 9 га сельскохозяйственных угодий из них: 6, 4 га пашни, 1, 5 га сенокосов), - в пожизненное наследуемое владение передано 33, 1 га (в том числе сельскохозяйственных угодий 24, 1 га, из них: 17, 6 га - пашни, 6, 5 - сенокосов, 9 га - лесов).
Границы земельного участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из перечисленных в свидетельстве N 161 от 19 января 1993 года земель, предоставленных крестьянскому хозяйству "Заручьево", трехконтурный земельный участок общей площадью 331 000 кв. м (33, 1 га) с кадастровым номером N на основании договоров купли-продажи от 12 февраля 2014 года, заключенных Чумбадзе А.А, действующим от имени Богачевского Б.Л, приобретены (по ? части) в собственность Чумбадзе Н.Г. (право собственности зарегистрировано в ЕГРН 28 марта 2014 года).
Таким образом, граница земельного участка, в отношении которого КХ "Заручьево" являлось правообладателем, не была установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, а межевое дело по установлению границ земельного участка отсутствовало до 2011 года.
При таких данных, поскольку оспариваемые положения распоряжения касались земель лесного участка площадью 2 996 га, находившегося во владении СПК "Горицкий", в отношении которых отсутствовали безусловные доказательства того, что КХ "Заручьево" является правообладателем какой-либо их части, судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие согласия КХ "Заручьево" на перевод указанных земельных участков из одной категории в другую не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Более того, участки лесного фонда, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, образуют единый государственный лесной фонд, собственником которого является Российская Федерация, в связи с чем отсутствие согласия КХ "Заручьево" на перевод спорного земельного участка из одной категории в другую не свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Оспаривая нормативный правовой акт, административные истцы полагали, что при его принятии не учтены требования федерального законодательства, регулирующего перевод земель или земельных участков из одной категории в другую.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нормативный правовой акт принят в целях приведения учета земель лесного фонда в соответствие с федеральным законодательством, как фактически состоящие в составе земель лесного фонда и находящиеся в собственности Российской Федерации.
В силу статьи 4 Закона СССР от 17 июня 1977 года "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" все леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд, который подразделялся на:
1) леса государственного значения, то есть леса, находившиеся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городские леса, закрепленные леса (в их число, в частности, входили леса, закрепленные за совхозами) и леса заповедников;
2) колхозные леса, то есть леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Согласно статье 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 6 марта 1993 года N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли отнесены к землям лесного фонда.
В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 года N 4613-1 во владении колхозов, совхозов находились леса, ранее переданные колхозам в бессрочное пользование, а также леса, закрепленные за совхозами.
Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ также было установлено, что леса, находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36, 130).
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались как лесные площади отдельно от сельхозугодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксации. Перевод спорных участков из земель лесного фонда в другую категорию земель в порядке, установленном законом, не осуществлялся. Колхозные леса входили в состав лесного фонда и являлись и являются государственной собственностью.
Леса, находившиеся во владении СПК "Горицкий", лесоустроены (кварталы с 1 по 27), в том числе проведена таксация лесов, определены их количественные и качественные характеристики в соответствии с материалами лесоустройства и землеустройства.
Согласно материалам дела лесной участок с кадастровым номером N (предыдущий условный номер N), расположенный по адресу: "адрес") предназначен для ведения лесного хозяйства и принадлежит на праве собственности Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации права от 1 августа 2008 года.
Таким образом, оспариваемым распоряжением земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, в целях их учета были приведены в соответствие с действующим законодательством.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка не свидетельствует о том, что лесной участок в границах спорного участка не относится к категории земель лесного фонда.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что административный истец фактически не использовал спорный участок для сельскохозяйственной деятельности, так как спорные лесные участки учитывались и учитываются в составе лесного фонда, входили и входят в границы Кашинского лесничества, в их отношении проводятся лесоустроительные работы, в том числе таксация лесных насаждений, согласно которой данные участки заняты древесными насаждениями в возрасте от 80 лет. Наличие на участках таких насаждений не позволяет их отнести к землям сельскохозяйственного назначения. В 2014 году административный истец при приобретении земельных участков, учтенных в ЕГРН как земли сельскохозяйственного назначения, не мог не знать о нахождении на участках лесного массива.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих вывод суда о том, что земельный участок с кадастровым номером "адрес" изначально относился к лесному фонду.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Тверского областного суда от 4 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чумбадзе Надежды Григорьевны и Чумбадзе Андрея Анатольевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.