Дело N 3а-959/2022
г. Краснодар 26.10.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 18.08.2023 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 16.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12.04.2023 по административному делу по административному иску ФИО5 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", заинтересованные лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Администрация г. Краснодара об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере равном рыночной.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просила установить кадастровую стоимость принадлежащего на праве собственности нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2 583, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021, определенной в соответствии с заключением судебной экспертизы.
В обоснование требований ФИО5 указала на то, что кадастровая стоимость нежилого здания значительно превышает его рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает налоговое бремя административного истца.
Решением Краснодарского краевого суда от 16.11.2022 административный иск удовлетворен частично.
В отношении нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" установлена кадастровая стоимость, равная рыночной в размере 127 757 543 руб. по состоянию на 01.01.2021.
Датой подачи заявления об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости постановлено считать 17.06.2022.
Суд указал, что решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Суд взыскал с ФИО5 оплату за проведение судебной экспертизы в размере 89 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12.04.2023 решение краевого суда от 16.11.2022 изменено в части установления размера кадастровой стоимости нежилого здания.
Суд апелляционной инстанции установилв отношении нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости в размере 121 223 000 руб.
Судебная коллегия взыскала с ФИО5 в пользу ООО Межрегиональный центр оценки "Бизнес-Партнер" судебные расходы за проведение повторной судебной экспертизы в размере 150 000 руб.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, вынесении нового решения об отказе в административном иске.
Считает, что заключение повторной судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судом апелляционной инстанции в качестве доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку данная экспертиза выполнена с нарушением Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Закон об оценочной деятельности).
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебных актов не имеется.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО5 на праве собственности принадлежит упомянутое нежилое здание. Кадастровая стоимость объекта недвижимости внесена на основании приказа Департамента и составляет на 01.01.2021 - 179 130 413, 47 руб.
Поскольку налог на имущество рассчитывается из кадастровой стоимости здания, ФИО5 имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствие с его рыночной стоимостью.
В целях установления размера рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" определением Краснодарского краевого суда от 21.07.2022 назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой было поручено АНО "Краснодарский центр судебных экспертиз".
В связи с выявленными недостатками данного заключения судом апелляционной инстанции назначена повторная судебная оценочная экспертиза в ООО Межрегиональный центр оценки "Бизнес-Партнер".
Согласно заключению ООО Межрегиональный центр оценки "Бизнес-Партнер" от 22.03.2023 N 199/2023 рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" состоянию на 01.01.2021 составила 121 223 000 руб.
Оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы по правилам статьи 84 КАС РФ, суд апелляционной инстанции посчитал его достоверным доказательством для разрешения спора по существу.
По мнению судебной коллегии заключение повторной судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым к такого рода доказательствам статьей 82 КАС РФ. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
С такими выводами судебной коллегии надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о несоответствии заключения повторной судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела не допущено, вследствие чего законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 16.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12.04.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31.10.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.