Дело N 3а-1216/2022
г. Краснодар 09.11.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Сергеева С.С, рассмотрев в открытом судебном заседании поданную 28.08.2023 кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 15.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16.03.2023 по административному делу по административному иску ООО "Алания" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", заинтересованные лица: ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю, Администрация Туапсинского района, Администрация Тенгинского сельского поселения Туапсинского района Краснодарского края об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения представителя Общества с ограниченной ответственностью "Алания" по доверенности ФИО5, просившей об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алания" (ООО "Алания", Общество) обратилось в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просило установить кадастровую стоимость принадлежащего на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2173+/-33 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020, определенной заключением судебной оценочной экспертизы.
При этом Общество указало на то, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает налоговое бремя административного истца.
Решением Краснодарского краевого суда от 15.12.2022 административный иск удовлетворен.
В отношении упомянутого земельного участка судом установлена кадастровая стоимость, равная рыночной в размере 6 567 000 руб. По состоянию на 01.01.2020.
Датой подачи заявления об определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества постановлено считать 15.09.2022.
Суд также указал на то, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16.03.2023 решение краевого суда оставлено без изменения.
Судебная коллегия дополнила резолютивную часть решения суда указанием на период применения установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" с 01.01.2021 по 01.01.2023.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, вынесении нового решения об отказе в административном иске.
Считает, что заключение судебной оценочной экспертизы неправомерно принято судами в качестве доказательства рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку данная экспертиза выполнена с нарушением Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Закон об оценочной деятельности).
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе.
На кассационную жалобу ООО "Алания" подан отзыв, в котором содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных актов не имеется.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Судами установлено, что Обществу на праве собственности принадлежит упомянутый земельный участок. Поскольку налог на имущество рассчитывается из кадастровой стоимости земельного участка, Общество имеет материально-правовой интерес в части приведения кадастровой стоимости к значению его рыночной стоимости.
В целях определения рыночной стоимости земельного участка судом по делу проведена судебная экспертиза, по результатам которой таковая на дату определения кадастровой стоимости земельного участка составляет 6 567 000 руб. Оценив заключение судебной оценочной экспертизы, суды посчитали его достоверным доказательством по делу.
По мнению судов, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям, предъявляемым статьей 82 КАС РФ к такого рода доказательствам. Оно содержит полное описание проведенного исследования, сделанные по его результатам выводы отвечают на поставленный судом вопрос.
С такими выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства об оценочной деятельности являлись предметом исследования суда апелляционной инстанций, им дана правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов, в ходе рассмотрения дела не допущено, вследствие чего законных оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение Краснодарского краевого суда от 15.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16.03.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.11.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.