Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю, поступившую в суд первой инстанции 26 сентября 2023 года, на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 10 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Валуйского С.Ф. к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республики Крым и городу Севастополю о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушения условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Валуйский С.Ф. обратился в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республики Крым и городу Севастополю о признании незаконным бездействия, взыскании компенсации за нарушения условий содержания под стражей в размере 50 000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 марта 2023 года административные исковые требования Валуйского С.Ф удовлетворены частично.
Судом признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю, выразившееся в необеспечении Валуйского С.Ф. надлежащими условиями содержания под стражей в ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю в период с 5 июля 2022 года по 14 июля 2022 года.
Судом взыскана с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Федеральной службы исполнения наказания России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Валуйского С.Ф. компенсация за нарушение условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю в размере 9 000 рублей.
Также судом взыскана с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Федеральной службы исполнения наказания России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Валуйского С.Ф. уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Валуйскому С.Ф. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 10 июля 2023 года решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 14 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю по доверенности Анефиев Р.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя частично административные исковые требования Валуйского С.Ф, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что при содержании Валуйского С.Ф. под стражей в ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю в период с 5 июля 2022 года по 14 июля 2022 года администрацией учреждения допущены нарушения норм жилой площади, приватности, санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, в связи с чем правомерна взыскана компенсация за ненадлежащее условие содержание в ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю в размере 9 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 3 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Исходя из приведенных законоположений, денежная компенсация должна быть доступной любому фактическому или бывшему заключенному, которого содержали в бесчеловечных или унижающих достоинство условиях. Установление нарушений условий содержания названной категории лиц не может не свидетельствовать о нанесении морального вреда, компенсация которого не может ставиться в зависимость от способности заявителя доказать с помощью устных показаний существование морального вреда в форме эмоционального расстройства.
Следовательно, бремя доказывания, возлагаемое на заявителя в судебном разбирательстве по поводу компенсации, не должно быть чрезмерным. От него может потребоваться доказуемое изложение случая жестокого обращения и представление таких доказательств, какие являются легко доступными, например, подробное описание условий содержания под стражей, показания свидетелей или ответы со стороны надзирающих органов. Административный ответчик, как сильная сторона в публичном споре, обязан опровергнуть утверждения о нарушении условий содержания, о причинении морального вреда посредством документальных доказательств.
В соответствии с пунктом 28 Обзора практики Конституционного суда Российской Федерации за второй квартал 2023 года Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 мая 2023 года N 25-П Суд дал оценку конституционности части 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Указанное законоположение являлось предметом рассмотрения в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования при рассмотрении судом требования о компенсации морального вреда в связи с нарушением условий содержания в следственном изоляторе осужденного к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, оставленного в следственном изоляторе или переведенного в него для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве, служит правовым основанием для оценки соответствия приходящейся на него площади в камере следственного изолятора нормативным требованиям.
Оспоренное законоположение признано не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования применительно к судебному рассмотрению споров о компенсации морального вреда в указанных обстоятельствах предполагает, что размер приходящейся на таких лиц площади в камере следственного изолятора определяется не в соответствии с нормами жилой площади, установленными частью первой статьи 99 УИК Российской Федерации, а в соответствии с нормой санитарной площади, по крайней мере не меньшей, чем установленная частью пятой статьи 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно пункту 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека (подозреваемого, обвиняемого) составляет 4 кв. м.
Как следует из материалов дела, сужденный Валуйский С.Ф. следовал транзитом через ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю, в период с 5 июля 2022 года по 14 июля 2022 года содержался в камереN 10.
Из материалов дела следует, что площадь камеры ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю N 10 составляет 22, 8 кв.м.
Согласно книги количественной проверки лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю в камере N 10 при количестве 12 мест (площадь камеры 22, 8 кв.м.): 5 июля 2022 года- содержалось 7 человек; 6 июля 2022 года- содержалось 10 человек; 7 июля 2022 года- содержалось 11 человек; 8 июля 2022 года- содержалось 8 человек; 9 июля 2022 года- содержалось 11 человек; 10 июля 2022 года- содержалось 11 человек; 11 июля 2022 года- содержалось 11 человек; 12 июля 2022 года- содержалось 8 человек; 13 июля 2022 года- содержалось 9 человек; 14 июля 2022 года- содержалось 9 человек.
Вместе с тем, с учетом площади камеры N 10, количество содержащихся в ней лиц в период с 5 июля 2022 года по 14 июля 2022 года, на одного содержащегося в камере приходилось менее установленной нормы, то есть менее 4 кв.м.
Таким образом, норма санитарной площади на одного человека содержания в ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю в отношении Валуйского С.Ф. соблюдена не была.
Согласно пункту 42 Приказа Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (действующим на момент содержания административного истца в ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю, камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Из информации от 16 декабря 2022 года по техническим показателям и оборудованию камерного помещения N 10 главного жилого режимного корпуса ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю, представленной инженером ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю Самошкиным В.Н, следует: краткое техническое описание: год ввода в эксплуатацию - 1803 год, расположение - в цокольном этаже здания, комплексный капитальный ремонт не проводился, конструкция стен - фигурная дугообразная со сводчатым перекрытием, высота перекрытия (потолка) максимальная - 2, 49 м, общая площадь помещения - 22, 89 кв.м, жилая площадь - 21, 94 кв.м, площадь санузла - 0, 95 кв.м, окна - энергосберегающие с двойным остеклением - 2 ед. (площадь заполнения оконного проёма - 0, 75 кв.м), вентиляция - естественная с вентиляционным каналом во внутренней стене, энергоснабжение - от городской электросети, отопление - от местной газовой котельной, водоснабжение - холодное, от городской сети, канализация - центральная, с выходом в городскую сеть; оборудование камеры N 10: кровать двухъярусная - 6 шт, стол для приёма пищи, скамья, полки для туалетных принадлежностей, зеркало, вмонтированное в стену, бачок пластмассовый для питьевой воды, урна для мусора, светильник дневного и ночного освещения, розетка штепсельная двойная для подключения бытовых электроприборов, отопительный прибор (радиатор чугунный), умывальник, унитаз напольный (чаша Генуя).
Вместе с тем, в указанном информационном письме указано на то, что здание главного режимного корпуса с размещенными в его цокольном этаже камерным помещением N 10 эксплуатируется с 1803 года и имеет устаревшую и не отвечающую современным требованиям строительства архитектурно-конструктивную схему и способ возведения. Дугообразная форма стен цокольного этажа, в том числе в камере N 10, создаёт стеснённые условия для расположения в помещениях кабин санузлов. В камере N 10 обеспечена неполная приватность кабины санузла.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Республики Крым в августе 2021 года была проведена проверка в ФКУ СИЗО N1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю, по результатам проведения которой выявлены грубые нарушения федерального законодательства, в том числе в отношении камеры N 10, в частности: в помещениях карцеров, камерах N 6, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 17 стены и потолки поражены грибком, имеют отслоения краски и штукатурки, оборудование санитарных узлов изношено и требует замены, а также в камерах N 6, 9, 10, 11, 17, 99 отсутствуют полки для туалетных принадлежностей и вешалки.
Согласно материалам дела, в результате выявленных нарушений, в том числе в камере N 10, заместителем прокурора Республики Крым внесено представление "Об устранении нарушений законодательства при содержании лиц в следственном изоляторе" в адрес начальника УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения указанного представления, в том числе относительно выявленных нарушений в камере N 10, врио начальника УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю дан ответ от 4 октября 2021 года, согласно которому вследствие физического износа при длительной эксплуатации помещений и их санитарных зон, в том числе в помещениях карцеров, камерахN 6, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 17, отсутствия необходимых средств на проведение квалифицированного комплексного капитального ремонта подрядным способом на данных участках, а также перелимита содержащихся подозреваемых, обвиняемых и осуждённых в камерных помещениях в указанных помещениях присутствует отслоения краски и штукатурки, оборудование санитарных узлов изношено; на капитальные ремонты камерных помещений в 2019 году приобретено стройматериалов за счёт средств целевого бюджетного финансирования в целях капитального ремонта камерных помещений на сумму 624 616, 15 рублей; проведены выборочные ремонты хозяйственным способом: в 30 камерных помещениях; на капитальные ремонты камерных помещений в 2020 году приобретено стройматериалов за счёт средств целевого бюджетного финансирования в целях капитального ремонта камерных помещений на сумму 584 386, 04 рублей; на капитальные ремонты камерных помещений в 2021 году приобретено стройматериалов за счёт средств целевого бюджетного финансирования в целях капитального ремонта камерных помещений на сумму 499 980, 36 рублей; в текущем году СИЗО-1 приняты определённые меры к закупке камерной мебели и предметов хозяйственного обихода, в том числе для установки в камерахN 6, 9, 10, 11, 17, 99.
Согласно информации представленной представителем административного ответчика, данных в судебном заседании в суде первой инстанции ремонтные работы в камере N 10 с момента содержания Валуйского С.Ф. не проводились.
Из рапорта инспектора ОРиН ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю от 7 июля 2022 года следует, что в результате проведённого технического осмотра камеры N 10 выявлено, что камера N 10 нуждается в частичной побелке потолка.
В соответчики с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 утверждены санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".
В соответствии с Пунктом 2.7 СП 2.1.3678-20 покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.
В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
Вместе с тем, административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие измерение температуры и влажности воздуха в камере N 10 во время нахождения в ней Валуйского С.Ф.
Между тем установлено, что камера N10 оборудована санузлом, площадью 0, 95 кв.м, который оборудован напольной чашей (генуя), вместе с тем дугообразная форма стен цокольного этажа здания ФКУ СИЗО-1, в том числе в камере N 10, создаёт стеснённые условия для расположения в помещениях кабин санузлов, в камере N 10 обеспечена неполная приватность кабины санузла.
Таким образом, доказательств подтверждающих приватность в камере N 10 в период содержания Валуйского С.Ф. в материалах дела не имеется.
Из материалов дела следует, что в камере N 10 расположены окна - энергосберегающие с двойным остеклением - 2 ед. (площадь заполнения оконного проёма - 0, 75 кв.м.), вентиляция - естественная с вентиляционным каналом во внутренней стене, что свидетельствует о том, что в камере обеспечен положенный уровень воздухообмена, в связи с чем, доводы истца в данной части не нашли своего подтверждения, как и доводы относительно отсутствия дневного освещения и искусственного освещения, поскольку как указано выше, камера N 10 оборудована светильниками дневного и ночного освещения, кроме того, жалоб от административного истца в период его нахождения в камере N 10 относительно отсутствия вентиляции, освещения не поступало.
Согласно справке старшего врача-эпидемиолога филиала ЦГСЭН ФКУЗ МЧС-91 ФСИН России измерения параметров совмещённой освещённости, влажности и температуры воздуха, а также исследование воздуха на содержание плесневых грибков в помещении для содержания подозреваемых, обвиняемых и осуждённых ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю, а именно в камере N 10 не проводились. Согласно "ОН 013-2014 (СНС) Общероссийский классификатор основных фондов" (принят и введён в действие Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года N 2018-ст.) здания колоний, тюрем, следственных изоляторов, казарм для заключённых (код ОКОФ 210.00.12.10.750) отнесены к нежилым зданиям. В соответствии с приложением 8.8, таблицы 8.1 приказа Минюста России от 4 сентября 2006 года N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы" параметры естественного и искусственного освещения не нормируются.
Таким образом, со стороны ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю имели место невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, что привело к нарушению условий содержания под стражей в ФКУ СИЗО N 1 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю в период с 5 июля 2022 года по 14 июля 2022 года, а потому доводы истца относительно того, что на стенах камеры находился грибок и плесень, а также частично отсутствовала санитарно - техническое оборудование, нашли свое частичное подтверждение, с учетом материалов проверки, проведенной Прокуратурой Республики Крым и представленного по результатам ее проведения представления, а также информации, представленной административным ответчиком.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что доводы административного истца нашла свое подтверждение лишь в части, с учетом характера и длительности нарушений прав административного истца, полагая возможным определить Валуйскому С.Ф. компенсацию морального вреда в размере 9 000 рублей. В остальной части указанные требования административного истца не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 14 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 10 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 20 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоЕ.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.