Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Буканова П.Н, поданную от его имени представителем Фадеевым Ю.С, поступившую в суд первой инстанции 25 сентября 2023 года, на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Буканова П.Н. к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Буканов П.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просил признать незаконным решение департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенное в письме от 14 декабря 2022 года N ГУ-исх-13638/22 об отказе в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов, а так же возложить обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" площадью 968 кв.м.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 апреля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 августа 2023 года оставлено без изменения решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 апреля 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Буканова П.Н. по доверенности Фадеев Ю.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Буканов П.Н. обратился в департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением от 5 декабря 2022 года N КУ-17739/22 (зарегистрировано через МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг города Севастополя, запись N 14/2115 от 2 декабря 2022 года) о заключении договора аренды без проведения торгов в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 968 кв.м.
По результатам рассмотрения заявления, департаментом по имущественным и земельным города Севастополя принято изложенное в письме N ГУ-исх-17739/22 от 5 декабря 2022 года решение об отказе в предоставлении государственной услуги на основании подпункта 14.1 статьи 2.9.1 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в собственности города Севастополя, без проведения торгов", утвержденного приказом директора департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23 декабря 2021 года N 20-АР.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что отказ административного ответчика соответствует требованиям законодательства и содержит сведения об основаниях принятия решения об отказе.
Так же судами нижестоящих инстанций было указано, что реализация Букановым П.Н. права на получение мер социальной поддержки в виде первоочередного отведения земельного участка не предполагает возможности выбора заявителем конкретного земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 18 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" граждане из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было менее 18 лет (дети войны) предоставляются следующие меры социальной поддержки: первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
Согласно материалам дела, Буканов П.Н. относится к указанной категории граждан.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 39.14 определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Аналогичные основания для отказа установлены в подпункте 14.1 пункта 2.9.1 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность за плату, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов", утвержденного приказом департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 23 декабря 2021 года N 20-АР, основанием для отказа в предоставлении данной государственной услуги является установление того обстоятельства, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 95 ЗК РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя естественные экологические системы, природные комплексы и объекты и являющихся средой обитания объектов растительного и животного мира, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Севастополя от 21 апреля 2022 года фисташки туполистные, произрастающие в районе бухты Круглая Гагаринского района города Севастополя, объявлены памятником природы регионального значения "Фисташки у бухты Круглая", а территория, занимаемая ими, особо охраняемой территорией регионального значения площадью 5, 97 га.
Согласно положению о памятнике природы регионального значения "Фисташки у бухты Круглая" от 21 апреля 2022 года, земельный участок с кадастровым номером N расположен в границах территории памятника природы.
Согласно подпункту 1 пункта 6.1 указанного положения о памятнике природы регионального значения "Фисташки у бухты Круглая" от 21 апреля 2022 года на территории памятника природы запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в том числе, строительство, размещение объектов капитального строительства, за исключением строительства, размещения линейных объектов в рамках благоустройства.
Кроме того, факт расположения земельного участка, испрашиваемого административным истцом, в границах красных линий улично-дорожной сети и территории общественного пользования (в зоне застройки) подтверждается с документацией по планировке территории "Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общего пользования", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23 апреля 2018 года N 248-П.
Функциональное зонирование, согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха.
При изложенных обстоятельствах, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, судами нижестоящих инстанций верно было указано, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий и его предоставление для индивидуального жилищного строительства невозможно.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 12 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоЕ.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.