Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы руководителя службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области Григоршева В.Ю, поступившую в суд первой инстанции 4 октября 2023 года, и управления муниципального имущества администрации муниципального образования "город Астрахань", поступившую в суд первой инстанции 18 октября 2023 года, на решение Ленинского районного суда города Астрахани от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 21 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Баркалиева Н.Ш. к Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования "город Астрахань" о признании распоряжения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Баркалиев Н.Ш. обратился с административным исковым заявление о признании распоряжения от 29 декабря 2022 года Nр-10-02-4002 "Об отказе Беркалиеву Н.Ш. в предоставлении в собственность земельного участка по ул. Баутинской, 5 в Ленинском районе с видом разрешенного использования для эксплуатации индивидуального жилого дома" незаконным; обязании Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в собственность земельного участка по "адрес" с видом разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома.
Решением Ленинского районного суда города Астрахани от 23 марта 2023 года распоряжение Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 29 декабря 2022 года Nр-10-02-4002 об отказе Беркалиеву Н.Ш. в предоставлении в собственность земельного участка по ул. Баутинской, 5 в Ленинском районе г. Астрахани с видом разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома - незаконным. На Управление муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность Беркалиеву Н.Ш. земельного участка
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 21 июня 2023 года оставлено без изменения решение Ленинского районного суда города Астрахани от 23 марта 2023 года.
В кассационных жалобах, поданных в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководитель службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области и представитель управления муниципального имущества администрации муниципального образования "город Астрахань" просят отменить решение суда первой и апелляционной инстанции, по делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, что обусловлено следующим.
Согласно материалам административного дела земельный участок площадью 822 кв.м. с кадастровым номером 30:12:020935:100, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенный по адресу: "адрес" поставлен на кадастровый учет и предоставлен на условиях аренды постановлением администрации города Астрахани N2847 от 08 октября 1997 года сроком по 07 октября 2047 года.
На указанном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности административному истцу.
Беркалиев Н.Ш. обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу "адрес"
Распоряжением Управления муниципального имущества администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 29 декабря 2022 года Nр-10-02-4002 Беркалиеву Н.Ш. отказано в предоставлении в собственность земельного участка в виду расположения запрашиваемого земельного участка в границах территории объекта культурного наследия федерального значения "Поселение "Мошаик", X-XIV вв." (территория объекта культурного наследия, номер N30:09-8.2), относящегося к объектам археологического наследия, земельный участок является ограниченным в обороте и его представление не допускается на праве, указанном в заявлении.
Постановлением Службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области от 17 апреля 2019 г. N05-П "Об установлении границ территории объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области" установлены границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Поселение "Мошаик", X-XIV вв.".
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь подпунктом 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 39.20 Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указал, что земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Исключительный характер права на приобретение земельных участков в собственность означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Между тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (подпункт 4 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.
Постановлением главы администрации Астраханской области от 22 ноября 2000 года N496 поселение и грунтовый могильник "Мошаик X-XIV вв.", расположенный по адресу: "адрес" отнесен к археологическим объектам статуса памятников археологии местного (областного) значения (л.д.84-86).
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27 ноября 2015 года N21046-р зарегистрирован объект культурного наследия федерального значения "Поселение "Мошаик", X-XIV вв." (л.д. 83).
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Указанные требования судами нижестоящих инстанций выполнены не были.
Для правильного рассмотрения дела судам нижестоящих инстанций необходимо было установить входит ли земельный участок с кадастровым номером N в границы территории объекта культурного наследия федерального значения "Поселение "Мошаик", X-XIV вв.", установленные постановлением Службы государственной охраны объектов культурного наследия Астраханской области от 17 апреля 2019 года N05-П.
В материалах дела отсутствуют сведения об указанных границах.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом первой и апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Астрахани от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 21 июня 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоЕ.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.