Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев кассационную жалобу генерального директора ООО "Линкор" Асланова Б.В., поступившую в суд первой инстанции 27 октября 2023 года, на определение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2023 года и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 8 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Линкор" к ведущему судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Краснодарскому краю Власенко М.Н., межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Краснодарскому краю, ГУФССП России по Краснодарскому краю об оспаривании постановления, решения и действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя о признании незаконными бездействия судебного пристава исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Линкор" обратилось в суд с административным исковым заявлением к ведущему судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Краснодарскому краю Власенко М.Н, межрайонному отделу по исполнению особых исполнительных производств ГУФССП России по Краснодарскому краю, ГУФССП России по Краснодарскому краю об оспаривании постановления, решения и действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Определением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2023 года административное исковое заявление возвращено.
Судом так же было разъяснено административному истцу, что для разрешения данного спора надлежит обратиться в суд по месту нахождения территориального органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 8 августа 2023 года оставлено без изменения определение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Линкор" - Асланов Б.В. просит отменить определение суда первой и апелляционной инстанции и направить материал в суд первой инстанции на рассмотрение со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
В соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Возвращая административное исковое заявление, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что административные ответчики находятся по адресу: "адрес" таким образом, административное исковое заявление не подсудно Адлерскому районному суда Краснодарского края.
Вместе с тем с указанными выводами нельзя согласиться ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 22 КАС РФ в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" по общему правилу административные исковые заявления (заявления) рассматриваются судами по месту нахождения органа, лица, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие, допустивших оспариваемое бездействие, в том числе по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти (часть 1 статьи 22 и часть 2 статьи 24 КАС РФ, статья 35 АПК РФ).
На основании части 3 статьи 24 КАС РФ административное исковое заявление также может быть подано в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, - по адресу организации, являющейся административным истцом (за исключением требований, предъявляемых к судебным приставам-исполнителям).
Например, административное исковое заявление (заявление) об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано также по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (статья 33 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве") (абзацы 1, 2 и 4 пункта 14).
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.
Как усматривается из содержания административного искового заявления и материалов дела, исполнительные действия были совершены по месту нахождения недвижимого имущества: "адрес". Оспариваемое в настоящем деле требование от 9 марта 2023 года о запрете пользования объектами и акт совершения исполнительных действий от 29 марта 2023 года так же вынесены по указанному адресу.
При изложенных обстоятельствах с учетом приведенных положений закона, поскольку указанный адрес (Краснодарский край, город Сочи, Адлерский район, улица Просвещения, 9) относится к территории юрисдикции Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края, таким образом, настоящее административное дело подсудно вышеуказанному районному суду, в связи с чем у судов нижестоящих инстанций отсутствовали основания для возвращения административного искового заявления.
При таких данных, оспариваемые определения не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку приняты с существенным нарушением норм действующего законодательства, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 329 КАС РФ является основанием для их отмены с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения административного искового заявления ООО "Линкор" по существу заявленных требований.
Руководствуясь статьями 327.1, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
определение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2023 года и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 8 августа 2023 года отменить, материал N м-1778/2023 направить в Адлерский районный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу административного искового заявления ООО "Линкор".
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.