Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Шидаковой О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 27 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлениюООО "ТРАНСФОР г. Краснодар" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ООО "ТРАНСФОР г. Краснодар" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 6 897 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для строительства комплекса по техническому обслуживанию и продаже автомобилей "ВАЗ", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 10 838 911, 00 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 13 167 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для строительства комплекса по техническому обслуживанию и продаже автомобилей "ВАЗ", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 19 123 092, 00 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.;
- нежилого здания с наименованием "Автосалон" с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 528, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 73 554 826, 00 руб. по состоянию на 1 января 2021 г.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость данных объектов существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как собственника и налогоплательщика.
Решением Краснодарского краевого суда от 27 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 г, удовлетворены административные исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости, установлена на основании заключения эксперта равная рыночной кадастровая стоимость объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 18 844 795, 00 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.;
- земельного участка с кадастровым номером N в размере 32 317 131, 00 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.;
- нежилого здания с кадастровым номером N в размере 77 663 305, 00 руб. по состоянию на 1 января 2021 г.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования г. Краснодар ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", вынесении нового решения - об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В настоящем случае, предметом проверки суда кассационной инстанции является законность судебных актов в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты". В остальной части судебные акты не оспариваются.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, ООО "ТРАНСФОР г. Краснодар" на даты определения кадастровой стоимости являлось собственником объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 6 897 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для строительства комплекса по техническому обслуживанию и продаже автомобилей "ВАЗ", расположенного по адресу: "адрес", снятого с кадастрового учета 2 декабря 2022 г.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 13 167 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для строительства комплекса по техническому обслуживанию и продаже автомобилей "ВАЗ", расположенного по адресу: "адрес", снятого с кадастрового учета 20 декабря 2022 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 31 385 557, 17 руб. по состоянию на 1 января 2020 г. утверждена Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 г. N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - Приказ ДИО КК N 1882).
В соответствии со статьей 16 Закона N 237-ФЗ, приказом Росреестраот 4 августа 2021 г. N П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" актом ГБУ КК "КТИ-Краевое БТИ"от 13 декабря 2022 г. N АОКС-23/2022/002301 определена кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 5 918 867, 46 руб. по состоянию на 1 января 2020 г, применяющаяся с 30 ноября 2022 г.до 2 декабря 2022 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 53 846 709, 84 руб. по состоянию на 1 января 2020 г. утверждена Приказом ДИО КК N 1882.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости объектов суду представлены отчеты об оценке от 30 ноября 2022 г. N 997-22, N 998-22, от 1 декабря 2022 г. N 999-22, выполненные оценщикомООО "Бюро оценки Касьянова" ФИО2, в соответствии с которыми определена рыночная стоимость объектов:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 10 838 911, 00 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 19 123 092, 00 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка (пункты 20 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Согласно заключению эксперта АНО "Краснодарский центр судебных экспертиз" Маркова М.В. от 22 мая 2023 г. N АК-020/23 определена рыночная стоимость объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 18 844 795, 00 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 32 317 131, 00 руб. по состоянию на 1 января 2020 г.
Разрешая административное дело и устанавливая величину кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, на основании заключения судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что заключение судебной экспертизы отвечает требованиям относимости и допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на даты их кадастровой оценки.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов не является произвольным.
Приведенная в обжалуемых судебных актах оценка заключения судебной оценочной экспертизы, как доказательства по данному административному делу, соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ, о чем подробно мотивировано в судебных актах.
Несогласие кассатора с оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств по делу, в частности, с заключением судебной оценочной экспертизы, не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
При определении конкретной величины рыночной стоимости различными субъектами оценочной деятельности допустимы расхождения в стоимости объекта недвижимости, связанные с профессиональным усмотрением эксперта и объемом использованной им информации об индивидуальных особенностях объекта оценки, являющихся, по мнению субъекта оценочной деятельности, ценообразующими. Вместе с тем все значения рыночной стоимости, полученные различными субъектами оценочной деятельности, находящиеся в границах данного интервала, будут являться допустимыми и достоверными значениями величины рыночной стоимости объекта оценки. И лишь в случае существенного завышения (занижения) итоговой величины рыночной стоимости, значение которой выходит за границы допустимого интервала, можно констатировать о недостоверности такой величины рыночной стоимости.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Заинтересованное лицо, возражающее против удовлетворения заявленных требований, обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Однако администрацией муниципального образования г. Краснодар не представлено доказательств (отчета об оценке, иных расчетов), бесспорно свидетельствующих о том, что в заключении судебной экспертизы допущено существенное занижение итоговой величины рыночной стоимости, значение которой выходит за границы допустимого интервала, позволяющее констатировать о недостоверности такой величины рыночной стоимости.
Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, а, следовательно, и для отмены оспариваемых судебных актов утверждения кассатора об уменьшении поступления платежей в бюджет в результате пересмотра кадастровой стоимости, поскольку право на установление кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной стоимости, установлено нормами части 1 статьи 245 КАС РФ и статьи 22 Закона N 237-ФЗ.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении апелляционной жалобы и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте, выводов суда не опровергают и не влекут отмену судебных актов. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, выводы судов мотивированы, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 27 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 декабря 2023 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.