Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Монмаря Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлениюООО "Лента" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ООО "Лента", являясь собственником объектов недвижимого имущества, обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении их кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 32 500+/-81 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства торгового комплекса, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: "адрес"-ж), равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 137 510 000, 00 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 33 561+/-82 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: проектирование и строительство торгового центра, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: "адрес", район 14 микрорайона), равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 145 220 000, 00 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 42 546+/-72 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торгового центра, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: "адрес"), равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 191 300 000, 00 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 9 000+/-33 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: автостоянки, гаражи, автомобильные парковки, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: "адрес"), равную рыночной стоимости по состоянию на 10 октября 2017 г. в размере 29 530 000, 00 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 49 744+/-78 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты розничной торговли, расположенного по адресу: "адрес", равную рыночной стоимости по состоянию на 4 февраля2016 г. в размере 158 170 000, 00 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 73 143+/-94, 66 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты розничной торговли, расположенного по адресу: "адрес", равную рыночной стоимости по состоянию на 6 марта 2017 г. в размере 312 630 000, 00 руб.
являясь арендатором объекта недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 53 816+/-81 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации торгового центра, расположенного по адресу: "адрес", равную рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 г. в размере 168 910 000, 00 руб.;
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость данных объектов существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как собственника и налогоплательщика, а также арендатора земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Решением Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2023 г, административные исковые требования о пересмотре кадастровой стоимости удовлетворены в части, установлена на основании заключения эксперта равная рыночной кадастровая стоимость объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2016 г, в размере 168 436 000, 00 руб. (с периодом применения с 3 февраля 2017 г. и до 1 января 2021 г.);
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2016 г, в размере 172 510 000, 00 руб. (с периодом применения с 3 февраля 2017 г. и до 1 января 2021 г.);
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2016 г, в размере 170 506 000, 00 руб. (с периодом применения с 31 января 2017 г. и до 1 января 2021 г.);
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2016 г, в размере 203 617 000, 00 руб. (с периодом применения с 1 февраля 2017 г. и до 1 января 2021 г.);
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 10 октября 2017 г, в размере 40 199 000, 00 руб. (с периодом применения с 11 октября 2017 г. и до 1 января 2021 г.);
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 4 февраля 2016 г, в размере 229 476 000, 00 руб. (с периодом применения с 7 июля 2017 г. и до 1 января 2021 г.);
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 6 марта 2017 г, в размере 346 325 000, 00 руб. (с периодом применения с 7 марта 2017 г. и до 1 января 2021 г.).
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков считать 12 октября 2022 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2023 г. указанное выше решение оставлено без изменения, уточнена дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", указав дату 24 декабря 2020 г, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - 28 декабря 2020 г.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования г. Краснодар ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами, "данные изъяты" вынесении нового решения - об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
В настоящем случае, предметом проверки суда кассационной инстанции является законность судебных актов в части установления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты". В остальной части судебные акты не оспариваются.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон N 237-ФЗ), статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, ООО "Лента" на даты определения кадастровой стоимости является собственником объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 42 546+/-72 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торгового центра, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: "адрес");
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 49 744+/-78 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты розничной торговли, расположенного по адресу: "адрес"
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 73 143+/-94, 66 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты по оказанию услуг и обслуживанию населения в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению: объекты розничной торговли, расположенного по адресу: "адрес"
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - Приказ ДИО КК N 2640) по состоянию на 1 января 2016 г. утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере339 076 728, 9 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 360 074 431, 2 руб. по состоянию на 4 февраля 2016 г. определена органом регистрации прав в соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ на основе вновь утвержденных Приказом ДИО КК N 2640 результатов государственный кадастровой оценки в связи с тем, что государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования участка произошел в год проведения оценки (с 1 января2016 г. до 16 декабря 2016 г.).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 500 960 795, 58 руб. по состоянию на 6 марта 2017 г. определена органом регистрации прав с применением значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости в размере 6 849, 06 руб./кв.м, утвержденного приказом ДИО КК N 2640, в соответствии со статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ при постановке земельного участка на кадастровый учет.
При этом в письме филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по Краснодарскому краю также указано, что в соответствии с Приказом ДИО КК от 5 октября 2020 г. N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" определена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января2020 г, в том числе и земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" "данные изъяты", в отношении которых заявлены требования. Датой начала применения кадастровой стоимости является 1 января 2021 г. Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость указанных земельных участков является архивной.
Административным истцом в подтверждение рыночной стоимости объектов суду представлены отчеты об оценке от 17 декабря 2020 г.N Л-39/1/2020, от 16 декабря 2020 г. N Л-179/2020, от 28 декабря 2020 г.N Л-205/2020, выполненные оценщиком ООО "АВАДА" ФИО3, в соответствии с которыми определена рыночная стоимость объектов:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 191 300 000, 00 руб. по состоянию на 1 января 2016 г.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 158 170 000, 00 руб. по состоянию на 4 февраля 2016 г.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 312 630 000, 00 руб. по состоянию на 6 марта 2017 г.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости земельного участка (пункты 20 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Согласно заключению эксперта ООО "Краевая академия эксперт" ФИО4 от 13 января 2023 г. N КАЭ-1299/2022 определена рыночная стоимость объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 203 617 000, 00 руб. по состоянию на 1 января 2016 г.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 229 476 000, 00 руб. по состоянию на 4 февраля 2016 г.;
- земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 346 325 000, 00 руб. по состоянию на 6 марта 2017 г.
Разрешая административное дело и устанавливая величину кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, на основании заключения судебной оценочной экспертизы, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что заключение судебной экспертизы отвечает требованиям относимости и допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на даты их кадастровой оценки.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов не является произвольным.
Приведенная в обжалуемых судебных актах оценка заключения судебной оценочной экспертизы, как доказательства по данному административному делу, соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ, о чем подробно мотивировано в судебных актах.
Несогласие кассатора с оценкой судами первой и апелляционной инстанций доказательств по делу, в частности, с заключением судебной оценочной экспертизы, не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
При определении конкретной величины рыночной стоимости различными субъектами оценочной деятельности допустимы расхождения в стоимости объекта недвижимости, связанные с профессиональным усмотрением эксперта и объемом использованной им информации об индивидуальных особенностях объекта оценки, являющихся, по мнению субъекта оценочной деятельности, ценообразующими. Вместе с тем все значения рыночной стоимости, полученные различными субъектами оценочной деятельности, находящиеся в границах данного интервала, будут являться допустимыми и достоверными значениями величины рыночной стоимости объекта оценки. И лишь в случае существенного завышения (занижения) итоговой величины рыночной стоимости, значение которой выходит за границы допустимого интервала, можно констатировать о недостоверности такой величины рыночной стоимости.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Заинтересованное лицо, возражающее против удовлетворения заявленных требований, обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Однако администрацией муниципального образования г. Краснодар не представлено доказательств (отчета об оценке, иных расчетов), бесспорно свидетельствующих о том, что в заключении судебной экспертизы допущено существенное занижение итоговой величины рыночной стоимости, значение которой выходит за границы допустимого интервала, позволяющее констатировать о недостоверности такой величины рыночной стоимости.
Не могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, а, следовательно, и для отмены оспариваемых судебных актов утверждения кассатора об уменьшении поступления платежей в бюджет в результате пересмотра кадастровой стоимости, поскольку право на установление кадастровой стоимости в размере, равном его рыночной стоимости, установлено нормами части 1 статьи 245 КАС РФ и статьи 22 Закона N 237-ФЗ.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении апелляционной жалобы и были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в соответствующем судебном акте, выводов суда не опровергают и не влекут отмену судебных актов. Обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, выводы судов мотивированы, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 14 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 20 сентября 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 декабря 2023 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.