Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лозовой Н.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Лопаткиной Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи в интересах Панькевич Даниила Робертовича к администрации города Керчи Республики Крым о понуждении предоставления благоустроенного жилья, по кассационной жалобе главы администрации города Керчи Республики Крым Брусакова С.А. на решение Керченского городского суда от 12 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 12 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, выслушав пояснения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры РФ Пономаревой П.Г, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора г. Керчи Противенский А.Л. в интересах Панькевич Даниила Робертовича обратился в суд к администрации города Керчи Республики Крым с иском о понуждении предоставить благоустроенное жилье.
Решением Керченского городского суда от 12 апреля 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Панькевич Д.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 12 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе главой администрации города Керчи Республики Крым Брусаковым С.А. ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с неправильным применением норм материального права, так как на Администрацию города Керчи нельзя возлагать обязанности по предоставлению благоустроенного жилья в данном случае без предоставления финансовых ресурсов, поскольку данные требования противоречат законодательству Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов гражданского дела следует, что Панькевич Д.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", зарегистрирован по адресу: "адрес".
Заочным решением Керченского городского суда Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО7 - ФИО8 лишена родительских прав, отец умер.
На основании постановления администрации города Керчь N-п от ДД.ММ.ГГГГ Панькевич Д.Р. был принят на квартирный учет и включен в список детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения, нуждающихся в жилом помещении.
Согласно сведениям из ЕГРН, Панькевич Д.Р. в собственности объектов недвижимости не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения не выделялись, жилое помещение по договору социального найма либо специализированного жилищного фонда не предоставлялось.
Согласно информации администрации города Керчи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Панькевич Д.Р принят на квартирный учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередность по спискам детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения - N.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 52 Жилищного кодекса РФ, статей 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", статей 8, 9, 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", установив, что Панькевич Д.Р. на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечен, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности заявленных истцом исковых требований и об их удовлетворении.
Суд кассационной инстанции оснований для иного толкования норм материального права, для иной оценки представленных сторонами доказательств не находит, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы повлиять на отмену судебных актов не могут, так как статьей 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" предусмотрено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно статьи 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3PK/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом пункт 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В этой связи судебной коллегией отклоняются доводы кассационной жалобы о том, что обязательство органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан напрямую связано с необходимостью предоставления субвенций из бюджета Республики Крым, и при отсутствии финансирования администрация г. Керчи Республики Крым не имеет возможности исполнить делегированные полномочия на приобретение благоустроенного жилья специализированного жилищного фонда для ФИО7 как основанные на неверном толковании норм права.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и признаны необоснованными.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанции по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда от 12 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 12 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу главы администрации города Керчи Республики Крым Брусакова С.А, - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Лозовая
Судьи Е.Н. Кудрявцева
Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.