Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А, Мотиной И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Л.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по г. Севастополю о признании права на включение периодов в страховой стаж, возложении обязанности, признании права на досрочную пенсию по старости, возложении обязанности совершить юридически значимые действия, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 27 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванова Л.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования России по г. Севастополю, просила суд признать за ней право на включение и обязать включить в стаж периоды ухода за ребенком -инвалидом с 17.02.1993 по 13.01.2009, признать за ней право на установление страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить такую пенсию в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Заявленные требования мотивированы тем, что истец в 2019 году обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Севастополе (межрайонное) N от 03.04.2019 истцу было отказано в назначении пенсии досрочно на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" как матери, осуществлявшей уход за ребенком -инвалидом.
Отказ обоснован тем, что справки об установлении инвалидности выданы на территории Украины в связи с чем не могут быть приняты во внимание в силу отсутствия между РФ и Украиной международного договора о взаимном признании граждан инвалидами. Данный отказ истец считает незаконным и необоснованным, в связи с чем обратилась за судебной защитой своих пенсионных прав.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 17 апреля 2023 года иск удовлетворен, судом постановлено:
- признать за Ивановой Л.А. право на включение в страховой стаж в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов по уходу за ребенком - инвалидом с 17.02.1993 по 13.01.2009 в календарном порядке;
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по г. Севастополю включить Ивановой Л.А. в страховой стаж в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды ухода за ребенком - инвалидом с 17.02.1993 по 13.01.2009;
- признать за Ивановой Л.А. право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по г. Севастополю назначить Ивановой Л.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права - с 06.03.2019г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 27 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Ивановой Л.А. отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что в нарушение действующего законодательства и отсутствия заключения учреждения медико-социальной экспертизы, суд подменил документ медико-социальной экспертной комиссии, признав в решении Иванову А.Ю, ДД.ММ.ГГГГ г.р, как инвалида с детства на основании справок, выданных медицинским учреждением на территории Украины и датированных 1993г.
При этом, удовлетворяя требования истца о включении периодов по уходу за ребенком-инвалидом с 17.02.1993 по 13.01.2009 в стаж для назначения досрочной пенсии Ивановой Л.А, суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что истец согласно трудовой книжке осуществляла трудовую деятельность (с 22.08.1988 по 30.04.1996).
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, истец является матерью Ивановой А.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
03.04.2019 ГУ - Центром предоставления услуг и установления пенсий пенсионного фонда РФ принято решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 "N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с тем, что документы (медицинские заключения на ребенка-инвалида с детства в возрасте до 16 лет) не могут быть приняты к рассмотрению, так как Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании граждан инвалидами.
Истец признана гражданином РФ согласно ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.04.2014 года N 6-ФКЗ, имеет регистрацию в "адрес" с 08.04.1982.
Факт установления Ивановой А.Ю, ДД.ММ.ГГГГ г.р, инвалидности подтверждается медицинским заключением врачебной комиссии на ребенка- инвалида в возрасте до 16 лет N от 17.02.1993, N от 02.02.1998, N от 14.12.2004, а также заключением ВВК N, которые выданы в установленном на тот период законом порядке. Указанные документы были предоставлены истцом вместе с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости и имеются в материалах пенсионного дела.
Так же, письменными материалами дела установлено, что истец Иванова Л.А. являлась получателем социальной пенсии на ребенка-инвалида по инвалидности.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального конституционного закона от 21.04.2014 года N 6-ФКЗ, пришел к выводу, что на территориях Республики Крым и города Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, в связи с чем посчитал возможным удовлетворить требования истца.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для отмены судебного постановления не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационных жалоб.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н (действовавшим на момент обращения истца с заявлением об установлении пенсии), утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно пункту 12 которого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом (пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу ст. 12 Федерального закона от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 года проведение медико-социальной экспертизы граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При предоставлении с 1 января 2015 года мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II или III группу инвалидности либо категорию "ребенок-инвалид", которые установлены в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, указанные группы и категория считаются эквивалентными соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории "ребенок-инвалид", установленным законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, до проведения очередного освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты.
В силу ст. 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, в соответствии с которой на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными органами Украины, подтверждающие право на получение пенсий, пособий, иных видов социальных выплат без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь" от 21.07.2014 N 208 ФЗ периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что представленные истцом справки являются надлежащими доказательствами, подтверждающими статус Ивановой А.Ю. как ребенка-инвалида, а также надлежащим доказательством, подтверждающим право истца на назначение досрочной страховой пенсии о старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку Иванова А.Ю. имела статус ребенка -инвалида до 16 лет, то есть до 2009г. на территории Украины, в связи с чем в настоящее время подтвердить статус "ребенка -инвалида", которое она имела до 2009г. по нормам российского законодательства истец лишена возможности.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, субъективной оценке представленных в материалы гражданского дела доказательств, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 17 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.