Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Парасотченко М.А, Мотиной И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поволокина А.А. к ОСФР по Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии периодов работы и назначении пенсии по старости, по кассационной жалобе ОСФР по Волгоградской области на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 18 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 июля 2023 года, Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поволокин А.А. обратился в суд с иском к ОСФР Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии периодов работы и назначении пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что решением ответчика N от 29 ноября 2022 года ему отказано в установлении страховой пенсии по старости, по причине отсутствия необходимого 42 лет страхового стажа, требуемого для определения права на пенсию по достижении возраста 60 лет.
При этом ответчик необоснованно не принял к зачету в страховой стаж периоды работы с 13 марта 1992 года по 18 ноября 1992 года (00 лет 08 месяцев 06 дней) в Карагандинском областном оптово-розничном объединении "Спорттовары" Республики Казахстан, с 10 декабря 1992 года по 01 апреля 1997 года (04 года 03 месяца 23 дня) в ТОО Международный торговый дом "Каркара Орталык" Республики Казахстан.
С учетом измененных исковых требований, истец просил признать незаконным решение ОПФР Волгоградской области N от 29 ноября 2022 года в части отказа во включении в страховой стаж периодов работы: с 13 марта 1992 года по 18 ноября 1992 года (00 лет 08 месяцев 06 дней) в Карагандинском областном оптово-розничном объединении "Спорттовары" Республики Казахстан, с 10 декабря 1992 года по 01 апреля 1997 года (04 года 03 месяца 23 дня) в ТОО Международный торговый дом "Каркара Орталык" Республики Казахстан, обязать ответчика включить в страховой стаж спорные периоды работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и назначить страховую пенсию по старости с момента возникновения такого права.
Решением Городищенского районного суда Волгоградской области от 18 апреля 2023 года исковые требования Поволокина А.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии периодов работы и назначении пенсии по старости удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение ОПФР по Волгоградской области от 29 ноября 2022 года N в части отказа во включении в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии истцу Поволокину А.А. периодов работы:
- с 13 марта 1992 года по 18 ноября 1992 года (00 лет 08 месяцев 06 дней) в Карагандинском областном оптово-розничном объединении "Спорттовары" Республики Казахстан, - с 10 декабря 1992 года по 01 апреля 1997 года (04 года 03 месяца 23 дня) в ТОО Международный торговый дом "Каркара Орталык" Республики Казахстан.
На ОПФР по Волгоградской области возложена обязанность включить в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии периоды работы Поволокина А.А.:
- с 13 марта 1992 года по 18 ноября 1992 года (00 лет 08 месяцев 06 дней) в Карагандинском областном оптово-розничном объединении "Спорттовары" Республики Казахстан, - с 10 декабря 1992 года по 01 апреля 1997 года (04 года 03 месяца 23 дня) в ТОО Международный торговый дом "Каркара Орталык" Республики Казахстан и назначить страховую пенсию по старости с 1 февраля 2023 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОПФР по Волгоградской области, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Поволокина А.А. отказать в полном объеме. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что удовлетворяя исковые требования, суды не учли, что основанием для невключения в страховой стаж периодов работы истца с 13.03.1992 по 18.11.1992 и с 10.12.1992 по 01.04.1994 послужило не отсутствие ответа компетентного органа Республики Казахстан о подтверждении страхового стажа истца, а наличие в Законе N 400-ФЗ прямого указания на то, что в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона N 400-ФЗ включаются только периоды работы на территории Российской Федерации, к которым приравниваются периоды работы на территории бывших Республик СССР до 13.03.1992г.
Более того, действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 прекращено на территории Российской Федерации с 01.01.2023.
На указанную кассационную жалобу Поволокин А.А. подал возражения, в которых просил в удовлетворении кассационной жалобы ОСФР по Волгоградской области отказать в полном объеме, решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 18 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27.07.2023 г. оставить без изменения.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Поволокин А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета с 10.08.1999.
18 ноября 2022 года Поволокин А.А. обратился с заявлением в ОПФР по Волгоградской области о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением N от 29 ноября 2022 года истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 42 года, предусмотренного частью 1.2 статьи 8 ФЗ N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", в страховой стаж засчитано 36 лет 2 месяца 17 дней.
При этом пенсионный фонд не включил в страховой стаж истца периоды работы:
- с 13 марта 1992 года по 18 ноября 1992 года (00 лет 08 месяцев 06 дней) в Карагандинском областном оптово-розничном объединении "Спорттовары" Республики Казахстан, с 10 декабря 1992 года по 01 апреля 1997 года (04 года 03 месяца 23 дня) в ТОО Международный торговый дом "Каркара Орталык" Республики Казахстан, поскольку стаж работы, приобретенный на территориях других государства с 13 марта 1992 года учитывается при подтверждении формуляром "О страховом стаже", представленным государством - членом, где был приобретен стаж, в связи с чем, пенсионным фондом направлен запрос о подтверждении стажа N N от 29 ноября 2022 года в Акционерное общество "Единый накопительный пенсионный фонд" Республики Казахстан.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении в страховой стаж истца периодов работы с 13 марта 1992 года по 18 ноября 1992 года (00 лет 08 месяцев 06 дней) в Карагандинском областном оптово-розничном объединении "Спорттовары" Республики Казахстан, с 10 декабря 1992 года по 01 апреля 1997 года (04 года 03 месяца 23 дня) в ТОО Международный торговый дом "Каркара Орталык" Республики Казахстан, суд первой инстанции исходил из того, что истцом представлены документы, подтверждающие период и характер работы (страховой стаж) на территории Республики Казахстан, при этом периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для отмены судебного постановления не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа установлен статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно части 8 которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Вместе с тем, частью 9 статьи 13 вышеназванного Закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено включение в страховой стаж периодов получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с нормами действующего законодательства, учитываются только периоды непосредственно работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.
Часть 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающая право граждан, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 статьи 8 указанного Закона, введена Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", и вступила в действие с 1 января 2019 года.
С этой же даты вступили в действие положения пункта 9 статьи 13 Федерального закона, устанавливающие порядок исчисления страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы (или) иной деятельности граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
В целом все приведенные в кассационной жалобе доводы, основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, субъективной оценке представленных в материалы гражданского дела доказательств, выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу не опровергают, в силу положений части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 ГПК РФ указанные доводы не могут служить в качестве оснований для отмены оспариваемых судебных актов по делу в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 18 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.