Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Яковлева А.М, судей Дурневой С.Н, Ивановой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области обратившегося в интересах неопределённого круга лиц к комитету здравоохранения Волгоградской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Иловлинская центральная районная больница" о понуждении устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта здравоохранения по кассационной жалобе представителя Комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО1 на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 24 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Яковлева А.М, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иловлинского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к комитету здравоохранения Волгоградской области, ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" о понуждении устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищённости объекта здравоохранения.
Решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 24 августа 2023 года, иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц удовлетворен. Суд обязал комитет здравоохранения Волгоградской области (далее - Комитет) в срок не позднее трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование мероприятий антитеррористической защищённости объекта здравоохранения - Фастовский фельдшерско - акушерский пункт государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иловлинская центральная районная больница". Обязал государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иловлинская центральная районная больница" в срок не позднее трёх месяцев с момента финансирования Комитетом провести мероприятия антитеррористической защищённости на объекте здравоохранения - Фастовский фельдшерско - акушерский пункт государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иловлинская центральная районная больница": оборудовать системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критический элемент объекта, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В кассационной жалобе представитель Комитета просит отменить судебные акты, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных к Комитету в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судебные акты являются неконкретными и не законными, поскольку из решения невозможно определить объем необходимых для исполнения Облздравом решения денежных средств, так как данный объем, возможно установить только после изготовления ГБУЗ "Иловлинекая ЦРБ" сметной документации. Однако, такой обязанности и сроков для данных мероприятий не установлено. Данный юридически значимый вопрос судом не рассмотрен. Полагает, что судами не принято во внимание, что в целях реализации Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", на основании Постановления Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2011 года N 535-п "О переводе государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования Волгоградской области" государственные бюджетные учреждения здравоохранения Волгоградской области, в т.ч. ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", переведены на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования. 01 января 2013 года учреждение не получает денежных средств от учредителя на свое содержание. Данные расходы (в том числе на ремонт) производятся за счет средств, получаемых от страховых организаций, работающих в системе медицинского страхования. Также, судами при рассмотрении дела не была дана оценка возможности установки системы видеонаблюдення в рамках средств ОМС за счет расходов на оплату работ и услуг по содержанию имущества, так как данные работы считаются текущими.
14 декабря 2023 года судебное заседание суда кассационной инстанции отложено на 26 декабря 2022 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
Судами установлено, что прокурором района была проведена проверка соблюдения ответчиками законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что объект здравоохранения Фастовский ФАП, расположенный по адресу: "адрес", не оборудован системой видеонаблюдения, позволяющей обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
15 апреля 2022 года прокуратурой в адрес главного врача ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
Однако по состоянию на 10 марта 2023 года в здании Фастовского ФАП система видеонаблюдения, позволяющая с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, отсутствует.
Доказательств устранения выявленных прокурором в ходе проверки нарушений ответчиками не представлено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере здравоохранения утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 года N8, исходил из того, что отсутствие на объекте здравоохранения, являющемся объектом с массовым пребыванием людей, системы видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных не менее 1 месяца, не соответствует требованиям комплексной безопасности лиц, пребывающих в нём, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как отсутствует постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на его территории, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, посещающих учреждение.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, при этом, учитывая, что обязанность по обеспечению финансирования указанных мероприятий в силу закона возложена на Комитет, отклонил доводы апелляционной жалобы о нарушении бюджетного законодательства, а также о возможности провести указанные работы за счет средств ОМС, поскольку они основаны на ошибочном понимании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, среди прочих, являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Согласно пункту 7 статьи 2 указанного Федерального закона и ст. 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (профилактика терроризма).
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно пункту "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии со статьей 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические меры, которые включают в себя разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму согласно пункту 40 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42 Концепции).
В соответствии с Уставом ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" учреждение имеет структурные подразделения, в том числе, Фастовский фельдшерско - акушерский пункт, расположенный по адресу: "адрес".
Государственные задания для учреждения в соответствии с основными видами деятельности формируются и утверждаются учредителем. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета (п.п. 4.14 Устава).
Учредителем ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" является комитет здравоохранения "адрес".
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года N 152 утверждено Положение о комитете здравоохранения Волгоградской области.
В силу пункта 1 Положения, комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, который, в том числе, принимает участие в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму и терроризму в пределах своей компетенции (п.п. 2.1.51).
Согласно подпункту 2.1.37 Положения, комитет осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему государственных учреждений в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с подпунктом 2.1.39 Положения комитет обладает функциями главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к его ведению.
Осуществляет ведомственный контроль в отношении подведомственных Комитету государственных учреждений, включая ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг, внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, вопросы пожарной безопасности (пункт 2.1.38.).
Таким образом, объем ответственности Комитета за выявленные в учреждении нарушения требований антитеррористической защищенности объектов определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
В силу частей 2, 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.
Правильно применив приведенные положения нормативно-правовых актов, во взаимосвязи с положениями Устава ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о возложении на Комитет обязанности по финансированию расходов в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, являлись предметом апелляционного судебного рассмотрения, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, не подтверждают нарушений норм материального либо процессуального права и не могут быть признаны обоснованными, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом.
В силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Надлежит также отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда.
Доводы заявителя кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 379.7 ГПК РФ, при разрешении настоящего спора судом допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы представителя Комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО1 и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Яковлев
Судьи С.Н. Дурнева
О.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.